Значение трудов Илариона в том, что в них он впервые запечатлел духовное рождение русских

Второй яркой личностью в русской философии периода её становления является Владимир Мономах (1053 – 1125). Владимир был Смоленским (с1067 г.), Черниговским (с 1078 г.), Переяславльским (с 1094 г.), Великим князем Киевским (с 1113 г.). Он внук Ярослава Мудрого (сын Всеволода). После смерти отца в 1093 году решил не занимать киевский престол, передав его Святополку, старшему двоюродному брату. Сам Владимир уезжает в Чернигов. Но Святополк оказался слабым политиком; он не сумел договориться с половцами, которые грабили русские земли. Святополк попросил помощи у Владимира, тот привёл свою дружину в Киев, но настаивал на переговорах с половцами. Святополк – сторонник военных действий, довёл дело до сражения на реке Стугне. Битва была неудачна для русских, они начали отступать. При переправе через реку Владимир чуть не погиб, спасая тонущего князя Ростислава. После этих событий он ушёл в Чернигов. Здесь его осадил Олег Святославович. Впоследствии он 3 раза приводил на Русь половцев. Владимир не стал с ним воевать и сам ушёл в Переяславль (1094). Через два года Владимир и Святополк послали Олегу предложение о мире. Олег отверг предложение двоюродных братьев и тогда получил предупреждение:

"Так как ты не идёшь на поганых, ни на совет к нам, то значит ты злоумышляешь против нас и поганым хочешь помогать, - так пусть Бог рассудит нас".

Олега изгнали из Чернигова, но Владимиру пришлось вернуться в Киев, так как половецкий хан Боняк подступил к городу. В это же время возле Переяславля появляется хан Тугоркан (тесть Святополка). Летом 1096 года Владимир и Святополк одержали крупную победу. Тугоркан и его сын были убиты.

В 1097 году по инициативе Владимира был созван Любеческий (близ Киева) съезд князей. Сюда приехал и Олег Святославович. В Декларации было написано: "Зачем губим русскую землю, сами между собой устраиваем распри? А половцы землю нашу несут и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю, и пусть каждый владеет отчиною своей".

Все участники целовали крест в знак верности клятвы о мире и единстве, однако обещание было забыто, князья разделились на два лагеря: В первый лагерь входили два Давыда, Олег, Святополк; во второй лагерь входили Василько и Владимир. Против Василька было совершено злодейство: его пригласили в гости к Святополку и выкололи глаза. Владимир, услышав об этом плакал: "Не бывало ещё в русской земле ни при дедах наших ни при отцах наших такого зла". Он решил отомстить Святополку за Василько и двинул дружину на Киев, но на подступах к Киеву к нему пришла мачеха и митрополит Киевский, и он из уважения к помяти отца уважил просьбу мачехи. Впоследствии князья много раз собирались, чтобы решить свои споры и объединиться против половцев. Всего же на счету Владимира было 83 похода.

В 1113 году умер князь Святополк, киевляне отправили письмо Владимиру, но он отказался. В это время в Киеве случился мятеж, и киевляне опять просят Владимира занять великокняжеский престол. Владимир приходит в Киев, усмиряет мятеж, принимает меры против ростовщиков. При Владимире были покорены северные народы (чудь), волжские болгары, изгнаны берендеи, печенеги, турки с южных земель. Слава его так устрашила византийского императора Александра Комнина, что он, в знак уважения, прислал Владимиру множество даров, среди них - шапка Мономаха, (Мономах - дед Владимира по матери). Матерью Владимира была дочь Византийского императора Мономаха. Этой шапкой Владимир был венчан митрополитом Неофитом из Эфеса, получил знаки царской власти – корону, цепь, державу, скипетр, барму.

Скончался Владимир 19 мая 1125 года, был погребён в Киевском Софийском соборе.

Мономах – тонкий мыслитель, праведный человек, нравственный императив которого: "Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". Он оставил "Поучение" сыновьям. Впервые оно было издано в 1793 году графом А. Мусиным-Пушкиным.

1. Владимир был хорошо образован, знал Священное писание, труды философов, отцов церкви, например, Василия Великого, словами которого в "Поучении" учит юношей: "Есть и пить без шума великого. При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя. С нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты, ни во что не ставить всеобщий почёт".

2. Владимир указывал, что человек – слабое существо, подверженное грехам. Как совладать с ними? Три добрых дела побеждают грех: покаяние, слёзная молитва, милостыня (слова Василия Кесарийского). Эти дела доступны каждому человеку: " Не тяжелы ведь они. Малым делом можно получить милость божью".

3. Владимир учит сыновей христианскому милосердию: "Не убивайте, не губите христианской души".

4. Владимир говорит о верности данному слову:"Давая клятвы, выполняйте их".

5. Владимир формулирует правила военной жизни: "На войне быть бдительными, спать среди воинов, не снимая с себя оружия, остерегаться лжи, пьянства, блуда. Не давать отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас".

6. "Нищего накормить, напоить, больного навестить, покойника проводить".

7. Сохранилось письмо Владимира Олегу, от рук которого погиб старший сын Владимира Изяслав (Олег был крестным отцом Изяслава). В нём отец прощает убийцу: " Не хочу я лиха, но хочу добра братьям и Русской земле ".

Сергей Соловьёв говорит о Владимире: "Он – братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за русскую землю " (Чтение и рассказы по истории России. С. Соловьёва. "Правда", 1989).

14 – 15 века на Руси – время распространения ИСИХАЗМА.

ИСИХАЗМ - от греч. ИСИХИЯ (спокойствие, тишина, уединение).

Это особого рода мистическая практика православных монахов-исихастов, в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света). В основе исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством Божественных энергий.Как писал Григорий Палама, " исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное ". Он указывает, что Бога не видел никто, но Его энергии пронзают мир, и исихасты созерцают эти энергии, что даёт человеку умиротворение, открывает в нём множество духовных богатств, которые можно проиллюстрировать словами из Нового Завета: "Скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь – сдвинется". Большая часть этих невероятных историй связана с Афонским монашеством.

В основе исихазма лежит умное делание, заключающееся в многократном повторении Иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христ, Сыне Божий, помилуй Мя грешного". Монахи творят эту молитву, используя при этом различные техники дыхания, разное положение тела (это лишь вспомогательные средства), посты, аскезу. Миряне также используют эту молитву в ходе обычной жизни, и она даёт плоды.

В 1351 году исихазм признан официальным учением православной церкви.

На Руси распространение исихазма связано с именами замечательных делателей веры.

14 век – это время собирания сил на борьбу с татаро-монгольскими завоевателями. Здесь выдающуюся роль сыграл преподобный Сергий Родонежский (1321 – 1392).

Он не оставил нам ни одного сочинения, но роль этого делателя православия в России огромна. Житие Сергия составлено Епифанием Премудрым, учеником Сергия, современником Андрея Рублёва и Феофана Грека. Биографические данные скудны: он родился в Ростовской земле, его родители бояре Кирилл и Мария. Семи лет от роду был отдан в церковную школу, где грамота не давалась ему, хотя мальчик очень старался. Однажды маленький Варфоломей встретил в лесу монаха-черноризца и рассказал ему про свою печаль. Старец дал ему кусочек просфоры и сказал: "Приими сие и снежь…яко от сего дня дарует ти Господь грамоте умети дело добре". После этого мальчик так продвинулся в грамоте, что все были ошеломлены его успехами. Он же принялся за чтение богослужебных книг, детские игры его больше не интересовали.

Отец вскоре бежит из Ростовского княжества в лесное село Радонеж, где у мальчика крепнет желание отшельнической жизни. Со старшим братом он отправляется в лес, однако брат его Стефан вскоре уходит, и Варфоломей остаётся один. В 23 года он принимает монашеский постриг с именем Сергий. Молитвы, труд, редкие посещения священника и духовные брани с бесами – вот его жизнь. Постепенно к нему стали приходить люди с просьбою взять их, чтобы спасаться вместе. Так было построено 12 келий (рубленных домиков). Сергий был примером во всём, "был как купленный раб": рубил для братии деревья, таскал брёвна, ходил за водой, готовил пищу. Вот здесь впоследствии поднимется монастырь, а Сергий станет его игуменом. Монастырь был беден, и однажды братия возроптала. Сергий обратился к ним с увещеванием о вере и молитве и не успел его докончить, как во двор въехало несколько повозок, гружённых свежеиспечённым хлебом.

За свою жизнь он совершил много удивительного и прославился как миролюбец, прозорливец и великий молитвенник, по молитве которого совершалось много славных дел, но главное его дело – молитвенный подвиг во время Куликовской битвы. Именно Сергий отправляет с войсками Дмитрия Донского Пересвета и Ослябю. Пока шла битва, Сергий с братией молились. Во время молитвы Сергий сообщал братии о ходе битвы, называл имена павших и служил им заупокойные молитвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: