Основные школы русской философии

Историческая философия П.Я.Чаадаева;

Философия западников и славянофилов — А. И. Герцена, Н. П. Огарева, К. Д. Кавелина, В. Г. Белинского, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;

Ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федорова, К.Н.Леонтьева;

Философия Ф.М. Достоевского*;

Философия Л.Н. Толстого*;

Революционно-демократическая философия — Н.Г. Чернышевского, народников Н. К. Михайловского, М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, анархиста П. А. Кропоткина, марксиста Г. В. Плеханова*.

Философская антропология - Николая Николаевича Страхова*.

Либеральная философия В. С. Соловьёва.

Русская религиозная философия* — С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского;

Философия космизма Н. В. Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского*;

Философия "русского зарубежья" - Д. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева;

В первую половину XIX века в России существовал интерес к западной философии, особенно к немецкой классической философии (Кнта, Шеллинга, Гегеля). В 1823 году в Москве возник философский кружок "Общество любомудров", для участников которого были характерны эстетическое восприятие, переживание философских идей как истинной поэзии. "Истинные поэты были всегда глубокими мыслителями", - говорил Д. В. Веневитов (1805 – 1827). Российский философский романтизм связан с Шеллингом, идеи которого вплоть до конца века оказывали значительное влияние на русских философов. Такие деятели русской культуры, как Д. М. Веланский (1774 – 1847; медик, активно пропогандировавший натурфилософские взгляды Шеллинга, в частности понимание природы как целостного живого единства, учение о мировой душе и Абсолюте как сущности всеобщей жизни), М. Г. Павлов (1793 – 1840; профессор Московского университета, естественник, следовал натурфилософии Шеллинга и его романтической эстетике). Их взгляды сыграли существенную роль в деятельности "Общества любомудров", одним из руководителей которого был князь Владимир Фёдорович Одоевский (1803 – 1869, потомок Рюриковичей, писатель, представитель русского романтизма, занимался философией, педагогикой, теорией музыки, изучал и пропагандировал древнерусское певческое искусство, редактировал просветительские издания "Сельское обозрение", "Сельское чтение"; занимался библиотечным делом).

В. Ф Одоевский был почитателем Шеллинга, написал ряд статей по проблемам эстетики. На него существенное влияние оказали также идеи мистиков (Сен-Мартена, Портриджа, Баадера), он внимательно изучал патристику и традиции исихазма. Результатом его размышлений стала главная книга "Русские ночи" (1844), где явственно влияние Шеллинга. Так, критика западной цивилизации восходит к мысли Шеллинга о кризисе западной рационалистической традиции. Односторонность западного мира, проистекающая из преклонения перед рационализмом, не принималась В. Ф. Одоевским. Он полагал, что только символическое познание (смотри: теория символов Шеллинга) может приблизить познающего к постижению тайн мироздания.

Идеи о символическом характере познания (Шеллинг, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер) базируются об особой роли герменевтики как искусства понимания и интерпретации. В. Ф. Одоевский писал в "Русских ночах": "В природе всё есть метафора одно другого". Сущностно символичен и человек, в котором слиты три стихии – верующая, познающая и эстетическая. Эти начала могут и должны составить гармоничное единство, как в человеческой душе, так и в обществе. А вот этой цельности философ и не обнаруживал в современной ему цивилизации. Он видел в ней торжество материальной односторонности. А потому западная цивилизация может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. Но за иллюзии рано или поздно приходится расплачиваться. Пробуждение человека рождает в нём невыразимую тоску.

В. Ф. Одоевский полемизировал со славянофилами и с западниками, шёл своим путём, а потому является яркой фигурой в истории русской философии.

Ещё одной яркой личностью в философии России XIX века является П. Я. Чаадаев, о котором А. С. Хомяков, славянофил, говорил: " Может быть, никому не был он так дорог, как тем, кто считался его противником. Просвещённый ум, художественное чувство, благородное сердце привлекали к нему всех… Он особенно был дорог тем, что он и сам бодрствовал, и других пробуждал ".

Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) получил блестящее образование и мог рассчитывать на удачную карьеру. Но в 1821 г. он вышел в отставку и вступил, при содействии своего давнего товарища И. Д. Якушкина, в Северное общество (ранее, с 1819 г., он состоял в "Союзе благоденствия"). В это же время Чаадаев увлекся мистической литературой и пережил своеобразный духовный кризис, в результате которого был вынужден в 1823 г. уехать за границу для лечения. Поэтому в восстании декабристов Чаадаев участия не принимал. По возвращении в 1826 г. в Россию он был подвергнут допросам о его роли в декабристском движении.

Во время пребывания в Европе Чаадаев увлекся немецкой философией, познакомился с Шеллингом, который охарактеризовал его позднее как "самого блестящего современного философа в Европе". Общаясь с Шеллингом, Чаадаев обратился к философии истории, ставшей предметом его интереса до конца жизни.

Вернувшись в Россию, Чаадаев вел затворнический образ жизни, много читал, а в 1828—1831 гг. написал так называемые "Философические письма". Первоначально они были адресованы Екатерине Дмитриевне Пановой (урождённой - Улыбышевой), с которой Чаадаев познакомился в 1827 году и с которой у него установились приятельские отношения. Всего было написано восемь писем на французском языке. По своему содержанию и значению эти письма не укладываются в рамки эпистолярного жанра. Постепенно к этой мысли пришел и сам Чаадаев, для которого "Философические письма" стали изложением его философского кредо. Поэтому с начала 30-х гг. он предпринимает попытки напечатать свое сочинение, дает читать его друзьям, и, наконец, первое "Философическое письмо" появляется в "Телескопе" в 1836 г.

Публикация вызвала бурю: журнал был закрыт, его издатель Н. И. Надеждин — сослан, цензор, пропустивший номер в свет, отстранен от должности, а сам Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим, взят под домашний арест и полтора года находился под медико-полицейским надзором. Гневные отповеди автору звучали со страниц различных журналов, газет, и личных письмах. И Чаадаев, не ожидавший такой резкой (и подчас несправедливой) критики, стал писать статью, где пытался отвести от себя обвинения в антипатриотизме и пояснить свою позицию. Статью (под названием "Апология сумасшедшего") он не закончил, но для выяснения взглядов мыслителя ее рукопись представляется чрезвычайно важной.

В конце концов полицейский и принудительный медицинский надзор были сняты, но с жестоким условием: Чаадаеву запрещалось печатать что-либо до конца жизни. И запрет этот соблюдался. Тем не менее, мы имеем дело с парадоксальной ситуацией: человек, который опубликовал за свою жизнь лишь одну небольшую статью, стал заметной фигурой в истории отечественной мысли.

Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: