Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской фи­лософской мысли конца XIX — начала XX веков является космиче­ская философия или, как чаще ее именуют, русский космизм. Попы­таемся в нескольких фразах сформулировать суть этого течения. Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безгра­ничных возможностях по освоению космоса.

Чтобы правильно оценить суть взглядов представителей рус­ского космизма, необходимо знать его истоки. Тогда станут понят­нее мотивы русских философов к этому вопросу, а также при­чины их достижений и просчетов.

Среди истоков возникновения русского комизма можно выделить следующие.

1. Философским основанием космизма вы­ступают диалектические идеи развития и все­общей взаимосвязи явлений материального и духовного мира, разра­батываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

2. Религиозные идеи христианства также оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были в той или иной степени рели­гиозными мыслителями, например, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния на космизм проявля­ется в первую очередь через нравственные постулаты религии. Хри­стианская идея о братстве всех живущих людей, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, дает изначальную установку и о единстве всего сущего — земного и небесного миров. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

Кроме того, религиозное влияние на русский космизм явственно проглядывает и через христианское учение о воскресении людей. Это наглядно видно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н.Ф. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связа­на с идей единства земного и небесного миров.

3. Естественно-научные предпосылки русского космизма заключаются в том, что в своем развитии человечество в немалой степе­ни опирается на свой разум, на науку, технику. Не будь этого есте­ственно-научного компонента, космическая философия осталась бы в истории человеческой мысли лишь как одно из любопытных утопически религиозных учений в истории философской мысли.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторон­ников космизма на гениальные догадки, опирающиеся на науку как на практическое средство достижения благородных целей.

Так, в частности, уже в середине XIX века для разгона облаков и вызывания дождя использовались пушки. Невиданные ранее дос­тижения техники позволили Н.Ф. Федорову рассчитывать, что бу­дущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в осуществлении его грандиозных идей, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижении бессмертия. И по­следнее будет осуществлено не столько с помощью божественной благодати, а в первую очередь благодаря научным методам. Именно прогресс мировой науки и техники помог самоучке К. Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.

4. Исторические корни русского космизма имеют самое непосред­ственное отношение к России, к национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма — идея единства людей, всего человечества. Тысячелетняя Россия —огромная страна, своего рода земной космос — всей историей своего развития и географического расположения обеспечивала и ук­репляла в сознании людей необходимость территориального, а главное, духовного единства. Идея русской «соборности», единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

Все перечисленные выше факторы и послужили основой воз­никновения совершенно оригинального российского учения в фи­лософии — русского космизма (русской космической философии).

Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, не заурядные ученые, гордость нашего Отечества:

Н.Ф.Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.

Отец русского космизма Н.Ф. Федоров.

«Отцом русского космизма» по праву считается Николай Федо­рович Федоров (1829—1903). Этот оригинальный и самобытный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых, а точнее, долгое время замалчиваемых ученых. В 1874—1898 гг. Федоров ра­ботал библиотекарем Румянцевского музея в Москве. Он обладал уникальными энциклопедическими познаниями. Вел подвижниче­ский, аскетический образ жизни (работал по 18—20 часов в сутки, питался в основном хлебом и чаем, раздавая свое скудное жалование нуждающимся). Его творчество, широко известное до револю­ции 1917г., практически лишь в последние десятилетия стало вновь доступным отечественному читателю. Чем же был интересен этот человек и мыслитель?

Оригинальный стиль мышления, ог­ромная эрудиция, высокая нравствен­ность, простота общения, постоянное стремление оказать помощь нуждающимся —все это неизменно притягивало к нему ок­ружающих. Н. Федоров пользовался ши­рокой известностью в обеих российских столицах. Его высоко ценили современни­ки. Среди них — Ф.М. Достоевский. Обычно скупой на похвалу Л.Н. Толстой н.Ф. Федоров так же восхищенно отзывался о Федорове:

«Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Фило­соф Вл. С. Соловьев восторженно писал в письме Н. Федорову: «Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу». Вл. Соловьев признавал Федорова «своим учи­телем и отцом духовным».

Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи — победы над смер­тью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).

Н. Федоров — философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность — это деятель­ность («дело») во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли Н. Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков («отцов»). Он полагал нравственным долгом по­томков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они сто­ят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), — говорил Н. Федоров, — а с каждым и для каждого; Это союз жи­вущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)»1.

Однако для осуществления грандиозной, глобальной идеи дос­тижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных за­дач. Первое — изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. Чувство людской разобщенности и отсутствие между ними братских отношений постоянно мучили мыслителя. В реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная отчужденность. Ее истоки, по мнению Н. Федорова — из-за сосре­доточенности людей на самих себе и своих проблемах. Поэтому нет желания думать о других.

Человечество для Федорова, бесспорно, единый род, который по самой своей первоначальной сути объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов» (предков). И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти может и должно объеди­нить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.

В реализации своей мечты Н. Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию, особенно на русскую сельскую общину, являющуюся, по его мнению, примером человеческого род­ства и любви. «Только Россия, — писал Н. Федоров — как по сво­ему географическому положению, так и по своим физическим осо­бенностям,... может стать исходным пунктом «общего дела».

Огромная роль в реализации «философии общего дела» принад­лежит науке. Задача науки: сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде. И хотя Н. Федоров был глубоко религиозным человеком, но в данном случае он полагал, что воскрешение умерших произойдет не после Страшного суда, благодаря вмешательству Бога, а с помощью науки.

Н. Федоров в целом следует отечественной культурно-исторической традиции отождествления нравственного и религиозного сознания. Отсюда его стремление оригинальным образом навести мост, со­единяющий науку и религию. Он пытается религию рационализи­ровать, а науку — религиозно морализировать. Для него наука — это в первую очередь мощное средство претворения в жизнь христианской идеи создания рая посредством такого научного разви­тия, когда человек сможет безгранично («подобно Богу») управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Н. Федорова, дает науке цель — воскре­шение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).

Главное отличие федоровской идеи воскрешения от канониче­ской, религиозной заключается в том, что само воскрешение дос­тигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Фе­доров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно­научное «воскрешение».

Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители скепти­чески и критически отнеслись именно к принижению роли божест­венного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский). Так, Е. Трубецкой называл идею воскрешения с помощью науки «рационалистическим юродством». П. Флоренский, в целом сочув­ствуя идеям Н. Федорова, крайне настороженно относился к его «методике» воскрешения мертвых. В частности, в письме Н.П. Петерсону, последователю Н. Федорова, Флоренский пишет: «если окажется, что учение осуществимо, надо считать одними ес­тественными, человеческими средствами, если вокрешение должно осуществиться только химически, физически, лабораторно, то он в ужасе отвернется от этого величайшего торжества материализма».

Объединению и братству людей, по Федорову, мешает враждеб­ная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это в свою очередь приводит к враждебным отношениям друг к другу людей, классов, наций.

Н. Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно поставить перед собой задачу — переделать природу согласно нравственным нормам, установить гос­подство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Согласно каноническим, религиозным догматам человек, хотя и создан по образу и подобию Бога, но никогда ему не равен. По Федорову же, человек, победив смерть, а впоследствии став госпо­дином Космоса, сам становится Творцом, то есть по существу — всесильным Богом.

Н. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения кос­моса. Для этого нужно (всего-то!) переселить людей на другие пла­неты для освоения новых «мест обитания».

И здесь открывается достойная новая задача для науки — по­мочь людям овладеть космосом. Об этом до Н. Федорова никто не говорил! Не К. Циолковский, как полагают зачастую, а именно Н. Федоров первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание — поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответ­ствующие технические средства, что позже было блестяще теорети­чески разработано К. Циолковским.

Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в про­странстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос.

По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно про­явится идея единства человека и космоса.

Несмотря на очевидную утопичность многих проектов Н. Федорова, его идеи в целом носят жизнеутверждающий, гумани­стический характер. Сегодня тема «братства» всех живущих на Зем­ле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной че­реды насилия и войн. Кроме того, решать грандиозные задачи бес­смертия и освоения космоса можно, лишь объединив усилия уче­ных всех стран, всего человечества. Именно это мы видим сегодня (совместные космические станции, борьба против болезней века, генные опыты).

Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.

К.Э. Циолковский.

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер теории ракетостроения, несмотря на то, что по существу был самоучкой, обладал обширными познаниями и разпосторонними интересами в области как естественных наук, техни­ки, так и в области философии. Впрочем, в годы своей жизни бу­дущий «отец космонавтики» был более известен как специалист популярного тогда дирижаблестроения. Ему, в частности, принад­лежит идея цельнометаллического дирижабля.

Будучи гениальным ученым в области ракетостроения, он оста­вил менее заметный след в философии. И, возможно, не в послед­нюю очередь из-за своего скептического отношения к другим фи­лософским построениям и теориям. Еще со времен учебы в Москве он занимался исключительно точными науками и старался избе­гать, по его словам, «всякой неопределенности и философии». В его философских произведениях не встретишь имен философов прошлого или современников. Философия Циолковского полно­стью самобытна, но уже в силу этого и ограничена.

Основанием своей «естественной философии» Циолковский счи­тал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Как подчеркивал сам ученый, «наука, на­блюдение, опыт и математика были основой моей философии»2. Разрабатывая собственную «космическую философию» (монизм), он противопоставлял ее, с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой — «пессимистическому» материализму, иг­норирующему вопросы о вселенских целях жизни.

К. Циолковский в целом придерживался материалистической точки зрения и не раз сам это подчеркивал3. Однако его так называемая материалистическая философия была весьма эклектична. Во взглядах ученого достаточно ясно прослеживается тяга к механицизму. Он наделял всю материю свойством чувствитель­ности и одушевленности, присущей ее отдель­ным частям в различной степени. Чувствен­ность, по мнению ученого, есть свойство, не­отделимое от материи. Наделенные чувстви­тельностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в необозримом пространстве Вселенной. Попадая в «высокообразованное существо», атомы начинают «мыслить». В неорганической же сфере, они как бы «спят», ожидая своего часа. В этих рассуждениях очевидна дань гилозоизму (от греч. hyle — ве­щество и zое — жизнь).

Жизнь, по Циолковскому, вечна.

После каждой смерти получается одно и то же — рассеяние... Мы все­гда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени...1.

Здесь мыслитель весьма близок к индусским учениям о пересе­лении душ.

На основании этой диалектической в своей основе идеи о все­общей жизни, везде и всегда существующей посредством переме­щающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытается постро­ить каркас своей «космической философии».

Жизнь и разум на Земле не являются единственными во Все­ленной. В качестве доказательства этого достаточно того обстоя­тельства, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл име­ла Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?». А на основании сравнительной молодости Земли Циолковским делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна»3.

В своей философской этике, К. Циолковский — мечтатель и в то же время сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолков­ский видит это следующим образом. Не имеющее границ космиче­ское пространство, по мнению мыслителя, населено разумными су­ществами различного уровня развития. Ученый выстраивает их ие­рархию. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили все другие планеты. «Совершенные», пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Они избавят их население от мук развития.

Как писал Циолковский, со временем, в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная.

Во Вселенной Земле принадлежит особая роль. Она относится к «более поздним планетам с лучшими плодами». И лишь небольшо­му числу таких планет, в том числе Земле, будет дано право на са­мостоятельное развитие. Нравственная космическая задача Земли — внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос.

К. Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической фило­софии заключается «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для этого ученого было от­нюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а лишь «только методом проникновения в глубины Космоса». Поэтому К. Циолковский очень обижался, когда его представляли «однобоким техником, а не мыслителем». Об этом упоминает в своих воспоминаниях о встречах с Циолков­ским А. Чижевский2.

Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно «усовершенствуют природу человека и его общественную организа­цию». В ходе эволюции человеческий организм претерпит сущест­венные изменения, которые превратят человека в разумное «животное-растение», перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор их воли и независимости от среды их обитания. В конце концов человечество сможет экс­плуатировать для своей нужды и пользы все околосолнечное про­странство и солнечную энергию. Со временем земное «население рассеется по всему околосолнечному пространству».

Идеи К. Циолковского о единстве разнообразных миров Кос­моса, его постоянном совершенствовании, включая и самого чело­века, о выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гу­манистический смысл.

Концепция космизма А. Л. Чижевского.

Выдающийся русский ученый-естество - испытатель, философ, профессор Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) был одним из основоположников гелиобиологии — науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Чижевскому принадлежит ряд удивительных открытий в области философии и естественных наук. Это был незаурядный человек, разносторонняя личность : художник, музыкант, поэт, почетный член более 30 различных иностранных академий и научных обществ. «В науке я прослыл поэтом», — писал о себе молодой ученый. В 1939 г. международным конгрессом по биофизике и биокосмосе Чижевский был выдвинут на соискание Нобелевской премии с характеристикой: «Леонардо да Винчи XX века».

Становление А. Чижевского как ученого прошло в тихой, провинци­альной Калуге. Немалую помощь ему оказывал К.Э. Циолковский. Ко­гда молодой Чижевский занялся изучением вопроса влияния сол­нечной активности на биосферу Земли, то именно Циолковский был первым, кто одобрил эти исследования и даже принимал уча­стие в некоторых экспериментах.

Я никогда не мыслил какого-либо большого научного дела без ибо мои научные труды мы всегда подвергали совместным обсуждениям и критике..., — писал в своих воспоминаниях Чижевский. — В моей личной научной деятельности К.Э. Циолковский сыграл очень большую роль.

Семнадцатилетний юноша Чижевский, беззаветно увлекавшийся астрономией, химией и физикой, обратил внимание на синхрон­ность образования солнечных пятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Когда он рас­сказал об этой особенности другим ученым, те подняли его на смех. Циолковский же, напротив, посоветовал накапливать статистиче­ский материал, чтобы исследование было научно и доказательно.

В 18 лет молодой ученый делает доклад на тему: «Периодическое влияние Солнца на биосферу», а за 1915—1917 годы собирает мате­риал для диссертации «О периодичности всемирно-исторического процесса» (защитил в 1918 г.) и одновременно участвует добро­вольцем в боевых действиях на фронте. В 1924 г. Чижевский пуб­ликует ставшую знаменитой работу «Физические факторы истори­ческого процесса» (извлечения из указанной диссертации), в кото­рой сжато изложил основные выводы своей концепции.

На богатом фактическом материале он доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и обще­ственной жизни на Земле от пульса Космоса. Эта работа вызвала волну возмущенных публикаций и обвинение в шарлатанстве. Единственная положительная рецензия принадлежала К. Циолковскому:

Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца, и пу­тем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и ко­лебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются Чижевским впер­вые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа.

Чижевский указывает на прямую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний от периодических циклов активности Солнца. «Неблагоприятные дни» для здоровья людей сегодня известны всем. Однако не все знают, что впервые открыл существование такой зависимости наш сооте­чественник А. Чижевский.

Интересна мысль Чижевского и о том, что магнитные возмуще­ния на Солнце могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. А с учетом того, что во главе большин­ства правительств стоят, как правило, немолодые люди, происхо­дящие аномалии могут серьезно сказаться не только на их здоро­вье, но и на политике. Если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их болезненные физиологические реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим последствиям как для народов своих стран, так и для всего человечества. Это тем более актуально в настоящее время, когда многие страны обладают мощным оружи­ем массового уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солн­це существенно влияет не только на физические (биологические) процессы, но также и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции), по мнению Чижевского, во многом определяются по­ведением нашего светила. По подсчетам А. Чижевского, во время минимальной солнечной активности соответственно наблюдается и) минимум массовых социальных движений — 5 процентов, в во время пика активности Солнца их число достигает 60 процентов.

Цикл солнечной активности, по расчетам Чижевского, составля­ет 12 лет. Чижевский обратил внимание на фатальный для судьбы России год Змеи с циклом в 12 лет (1905, 1917, 1929, 1941, 1953), а также выделил сверхритм в 36 лет (1917, 1953). Кстати, еще через 36 лет, в 1989 г., на судьбу нашей страны выпало еще одно испыта­ние — в этот год фактически началось крушение СССР и мировой социалистической системы.

Широко известны труды Чижевского в области аэроионофикации. Он предложил проводить оздоровление воздуха путем насы­щения его отрицательными ионами (так называемая «люстра Чи­жевского»). Как правило, в воздухе их недостаточно. А это, как по­казывают опыты, угнетает организм. Открытие Чижевского исполь­зуется для профилактики, а также для лечения многих, в том числе легочных, болезней. Интересны также работы ученого по структур­ному анализу движущейся крови.

Многие идеи Чижевского нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство чело­века и космоса. Всесторонние исследования творческого наследия Чижевского еще ждут своего часа.

Идеи русского космизма оказали плодотворное влияние на по­следующее развитие отечественной философии и естественных на­ук. Достаточно упомянуть учение о ноосфере В.И. Вернадского.

Идеи Федорова о необходимости тесного сотрудничества ученых всех стран в решении насущных проблем бытия, главной из кото­рых является проблема выживания, находят сегодня свое практиче­ское воплощение (охрана окружающей среды, совместные исследо­вания космического пространства и др.).

Учение русских космистов находит своих сторонников и в наши дни. В последние годы стали проводиться «Федоровские чтения». Существуют, хотя и немногочисленные, объединения его последо­ватели, в том числе «Прометей» и «Федерация Общего Дела». В Калуге проходят ежегодные межрегиональные молодежные чте­ния им. А.Л. Чижевского. А если идеи живут и имеют своих верных сторонников, значит, они не являются достоянием лишь истории философской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: