Джайнизм и буддизм

Создание державы Маурья.

Формирование варно-кастовой системы.

Древнейшая Индия.

Источники.

План.

Лекция 7. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Значительная часть первоисточников по истории Древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на березовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраняться такой хрупкий материал, как папирус). Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их обнаружено сравнительно немного.

К счастью, санскрит в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, и литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались (так же как еврейская Библия или иранская Авеста) и дошли до нас в поздних копиях, причем и здесь не обходилось дело без дополнений и искажений.

Хуже всего обстоит дело с древнеиндийскими летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включенных в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объему и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды, Махабхарата и Рамаяна.

Веды представляют из себя обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул. Всего сохранилось четыре таких сборника. Наиболее ранние части относятся к середине II тыс. до н. э., но затем на протяжении примерно более тысячи лет они перерабатывались, и окончательная запись была произведена уже близко к нашей эре.

Кроме мифических эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которого также представляет большие трудности.

Предполагают, что он составлялся от III в. до н. э. по III в. н. э. Это типичный памятник сакрального права (наподобие законов Пятикнижия), в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами и доведенное до крайности социальное неравенство полностью освящено авторитетом религии.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд интересных советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н. э.), высеченные на скалах. Они сообщают о войнах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с уже известным нам Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в..до н. э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н. э. В своем «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, а в специальном произведении — «Индия» — дал подробный географический очерк страны.

2. Древнейшая Индия. Судя по археологическим находкам, Индия была заселена еще во времена древнекаменного века. На стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселенные. На первое место все больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тыс. до н. э. Главными центрами ее были города, руины которых вскрыты в районе современной Ха'раппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в- Синде).

Основные орудия и оружие изготовлялись обитателями этих городов из меди, а затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лемехи, продолжали изготовлять из кремня.

Основой экономики было плужное земледелие (рабочим ско­том являлись быки зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя, риса) и фруктовых деревьев (финиковых пальм и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло.

Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена.

В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод сточных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до конца еще не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.

К середине II тыс. до н. э. протоиндийские государства и их культура приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: