Способы модификации цен в лс

ЛЕКЦИЯ 5

Литература

Ломоносов М.В. Избранные произведения. М.; Л., 1965.

  1. Морозов А.А. М.В.Ломоносов // Ломоносов М.В. Избранные произведения.
    М.; Л., 1965.
  2. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;.Л., 1966.
  3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.
  4. Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов. Державин. М., 1979.
  5. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765. М., 1986.
  6. Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В.Ломоносова // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 5–31.
  7. Лебедев Е. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов н / Д, 1997.
  8. Крашенинникова О.А. «Какая похвала российскому народу судьбой дана…» (Выражение русского национального самосознания в творчестве М.В.Ломоносова) // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. М., 2005.
    С. 256–296.
  9. Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века.
    М., 2005. С. 263–279, 287–300.

[1] Монета в три с половиной копейки.

[2] Полкопейки.

[3] Род Ломоносова продолжился по линии дочери Елены Михайловны (1749–1772), в замужестве Константиновой. Внучка ученого Софья Алексеевна – жена героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н.Н. Раевского. Их дочь, правнучка Ломоносова, Мария Николаевна (1805–1863) – жена декабриста С.Г. Волконского

[4]Предмета изображения, содержания.

[5]турецкого султана Сулеймана II.

Рассматривая вопросы ценообразования вЛС, следует иметь в виду две категории организаций. Первая включает предприятия-производителей продукции, для которых логистика рассматрива­ется как обеспечивающая подсистема, вторая состоит из органи­заций, оказывающих логистические услуги.

В основе ценовой политики тех и других фирм могут лежать цели, ориентированные на рынок либо на развитие собствен­ного предприятия. Нередко возникают комбинации целей, ко­торые касаются как рынка, так и отдельной фирмы (например оказывающей логистические услуги), достижения максималь­ной прибыли или максимального объема продаж. Среди целей, ориентированных на рынок, может быть увеличение контроли­руемой доли рынка, исчерпание возможностей рынка (напри­мер, освоение новых сегментов путем ценовой дифференциа­ции). Цели могут быть также ориентированы на покупателей (например, достижение по возможности более глубокого внед­рения на рынок при помощи низких цен) или на конкурентов (например, формирование конкурентоспособных цен или со­здание входных барьеров на рынок посредством политики низ­ких цен). В свою очередь, цели, ориентированные на развитие предприятия, должны способствовать лучшей загрузке произ­водственных мощностей, сокращению складских запасов, сгла­живанию сезонных колебаний спроса, упрощению управления процессом реализации и т.д.

Стратегии ценообразования тесно связаны с принципиаль­ными решениями в отношении выбора стратегии конкурентной борьбы и позиционирования на рынке отдельного товара, группы товаров и фирмы в целом. Это уже заранее ограничивает сферу возможных решений в области ценовой политики.

Назначение цены на один продукт или услугу может оказать большое влияние на цены и имидж других продуктов или услуг то­варного ассортимента фирмы. Поэтому ценовые решения должны приниматься не для каждого продукта отдельно, а с учетом их комплексной взаимосвязи и возможных синергических эффектов в процессе производства и сбыта, а также влияния на рыночный имидж других товаров и предприятия и целом.

Кратковременные преимущества, например непомерное-завы­шение цен на временно отсутствующие на рынке товары или услуги, в долгосрочном плане могут бумерангом ударить по имиджу предприятия, поскольку такая спекулятивная ценовая политика неизбежно вызовет недовольство потребителей, и после появления на рынке недостающих товаров или услуг они перейдут на сторону конкурентов. Необдуманное снижение цен до уровня ниже, чем у конкурентов, — без наличия явных преимуществ в затратах — также может негативно отразиться на эффективности долгосрочной ры­ночной деятельности предприятия. Как правило, достигнутый в этом случае эффект увеличения сбыта зачастую является неболь­шим и кратковременным. Конкуренты вряд ли будут безучастно наблюдать за тем, как потребители от них уходят. Это приведет к тому, что ценовая спираль начнет раскручиваться вниз, и через не­которое время предприятие окажется в ситуации, когда соотноше­ние долей рынка практически не изменилось, однако при этом на нем установились значительно более низкие цены, а значит — су­щественно уменьшилась и общая прибыльность отрасли.

При ценовом позиционировании товары (или услуги) могут рас­полагаться и в верхних ценовых сегментах. В данном случае говорят о «премиальных» ценах. Если они располагаются в нижней ценовой области - речь идет о ценах, «стимулирующих реализацию».

При назначении премиальных цен высоким ценам должны со­ответствовать долгосрочные конкурентные преимущества. К ним относятся, в частности, преимущества в функциональных харак­теристиках и качестве товаров и услуг, положительный имидж и создание соответствующей эксклюзивной системы дистрибьюЦии. При политике премиальных цен рынок разделяется на срав­нительно узкие сегменты, с тем чтобы максимально соответствовать требованиям потребителей. Разработанные для этих сегмен­тов комплексные товарные предложения (вещественные продукты и услуги) зачастую имеют возможность дальнейшей индивидуали-, зации.

В противоположность этому при политике стимулирующих цен стремятся достигнуть возможно большего увеличения объема продаж за счет назначения низких цен. Преимущества в затратах здесь также должны иметь долгосрочный стратегический харак­тер. По сравнению с политикой премиальных цен, как в данном случае, выбираются значительно более широкие сегменты рынка, а разработанные для широких потребительских слоев «усреднен­ные» решения распространяются по общепринятым малозатрат­ным каналам реализации. При этом по возможности стандарти­зируются как материальные, так и нематериальные составляющие комплексного предложения.

Если стратегия ценообразования предусматривает определение цены на длительные сроки, которые превышают рассматриваемый плановый период, то следует учитывать не только существующее ценовое позиционирование, но и планируемый уровень цен на несколько периодов вперед. В рамках такой долгосрочной цено­вой политики рассматриваются прежде всего два основных вари­анта: стратегия «снятия сливок» и стратегия широкого внедрения на рынок.

При стратегии «снятия сливок» выведение нового товара или услуги на рынок осуществляется при установлении вначале макси­мально возможной цены в расчете на рыночный сегмент с наиболь­шей покупательной способностью. После исчерпания покупатель­ного потенциала этого сегмента цена постепенно снижается, с тем чтобы можно было по очереди обработать другие сегменты рынка со снижающейся покупательной способностью. Целью этой страте­гии является достижение возможно большего обратного притока средств от рынка. Однако при этом возникает опасность того, что высокая первоначальная цена и, соответственно, уровень прибыли привлекут внимание фирм-подражателей, которые, смогут атако­вать предприятие-пионер схожими товарами или услугами (но по более низким ценам) и завладеть значительной долей рынка.

При стратегии широкого внедрения на рынок предприятия при помощи введения новых товаров и услуг и при относительно низ­ких ценах пытаются как можно быстрее утвердиться на возможно большей части рынка и за счет этого увеличить объем продаж. При этом низкие цены создают ощутимые барьеры, препятству-

ющие вступлению на этот рынок фирм-подражателей. Барьеры будут тем выше, чем быстрее предприятию-пионеру удастся реа­лизовать преимущество в низких затратах. При этом вследствие уменьшающихся затрат на единицу продукции или услуги и воз­растающего объема реализации первоначально незначительная прибыль предприятия-пионера быстро возрастает. В последую­щем по мере освоения рынка и внедрения более совершенных модификаций товара цены могут медленно расти.

Кроме того, на принятие ценовых решений влияют такие фак­торы, как: общие цели предприятия, маркетинговые и логисти­ческие цели, выбранная стратегия конкурентной борьбы, прин­ципиальные решения, касающиеся стратегической маркетин­говой и логистической политики, существующий товарный ассортимент, затраты на предлагаемые товары и услуги и общие издержки предприятия, покупательная способность и размер спроса, конкурентная ситуация и сильные стороны отдельных конкурентов, прибыльность и ликвидность предприятия, а также государственные ограничения и т.д.

Ниже рассматриваются некоторые наиболее важные факторы, влияющие на ценовую политику в сфере логистики, в том числе — факторы, ориентированные на потребителя; обусловленные конку­рентной ситуацией; обусловленные существующими затратами.

Известно, что требования, которые предъявляют потенци­альные потребители к товарам, и значение отдельных товарных характеристик для покупательского решения являются осново­полагающими. В отношении товаров производственного назна­чения следует учитывать мнение не только того лица, которое непосредственно принимает решение о покупке, но и других ро­левых персон, входящих в закупочный центр. Разумеется, харак­теристики товарного предложения предприятия-поставщика будут рассматриваться не изолированно, а в сравнении с анало­гичными характеристиками товаров конкурентов. Поэтому необ­ходимо установить, в чем именно состоят конкурентные преиму­щества и недостатки товарного предложения предприятия, на­сколько они велики и важны для предприятия-заказчика. На этом строятся представления потребителей о полезности предлага­емого товара. Для определения оптимальной цены, соответству­ющей полезности товара для потребителей, может использоваться статистический многовариантный метод «связанных измерений» {conjoint measurements). С его помощью на основании эмпири­чески полученных общих оценок конкурирующих товаров и услуг

можно определить степень влияния их отдельных характеристик на мнение потребителя о данном товаре и установить, какое зна­чение имеет каждая характеристика или свойство для общей оценки товара. Для этого потребителям предлагается заполнить анкету, где они должны расставить в порядке предпочтения инте­ресующие их товары или услуги с различной комбинацией фун­кциональных характеристик (например, товар с характеристи­ками a, b, d,fn ценой 117 000 евро, товар с характеристиками а, с, d,en ценой 123 000 евро и т.д.). Исходя из этих оценок, определя­ется стоимость отдельных полезных свойств, т.е. доля отдельных функциональных характеристик в общей полезности товара для потребителя. Главная проблема метода состоит в том, что с рас­тущим числом характеристик товара число их возможных ком­бинаций резко возрастает, поэтому потребителям становится все труднее расставить их в порядке приоритета (как правило, в таких исследованиях ограничиваются только самыми важными комбинациями товарных характеристик).

Метод «связанных измерений» может быть объединен с мето­дом целевых (максимально допустимых) затрат. При этом сначала выявляются желаемые потребителем характеристики будущего то­вара или услуги, которые определяют общую структуру затрат. Далее устанавливается максимально возможная цена и относи­тельное значение отдельных характеристик или свойств. Из за­планированного объема реализации вычитается нормативная прибыль. Таким образом определяется верхняя допустимая гра­ница производственных затрат, которая, как правило, ниже пла­новых издержек предприятия на производство данной продукции или услуг. Тем самым становится очевидна потребность в сниже­нии издержек, которая в будущем при разработке нового товара представляет собой заданную конечную величину (см. гл. 4). Относительные стоимости отдельных товарных характеристик, установленные с помощью метода «связанных измерений», явля­ются важными нормативными показателями для достижения предприятием приемлемой общей цены нового товара или услуги.

Кроме того, потенциал полезности товаров производственного назначения для предприятий-заказчиков можно установить на основании расчета эффективности инвестиций путем сравнения дисконтированных значений требуемых капитальных затрат и объема притока денежных средств.

Однако готовность потребителя заплатить за товар запрашива­емую цену определяется не только объективными характеристи­ка

ками товара и потенциалом полезности при его использовании. Значительную роль играют также и такие критерии предприятия-поставщика, как опыт и уровень инновационности, имидж пред­приятия в отрасли, личные контакты и связи, симпатии, доверие к компетентности и надежности поставщика и т.д. Большое влия­ние на покупательскую готовность оказывает также предоставле­ние потребителю требуемых ему услуг в комплексе (таких, как технические консультации, обучение пользователей, техническое обслуживание, гарантийные обязательства, финансовые услуги, встречные сделки и т.д.).

Наряду с оценкой сравнительных конкурентных преимуществ и недостатков существенную роль при формировании цены иг­рают факторы, обусловленные конкурентной ситуацией: интенсив­ностью конкурентной борьбы в отрасли, скоростью реакции кон­курентов на изменение цен и на диапазон их ценовой «нечувстви­тельности», при превышении которого они станут предпринимать активные действия. Существенную роль играют также масштабы предприятий конкурентов, занимаемые ими позиции на рынке, их компетенция, качество, надежность поставок, ценовые страте­гии. Иногда (в особенности для малых предприятий) целесооб­разно ориентироваться на ценовую политику самого сильного конкурента, чтобы избежать ценовой войны с ним. Но, если круп­ный конкурент проводит стратегию «лидерства в затратах» и, со­ответственно, «ценового лидерства», небольшим предприятиям лучше уклониться от его ценовой политики, сосредоточившись на обработке отдельных рыночных ниш. В этом случае фирме не следует стремиться к большим объемам продаж, а ориентиро­ваться на возможно более полное удовлетворение специфических требований потребителей в этих нишах, предлагать дифференци­рованные услуги, обеспечивать высокую гибкость поставок и ка­чество сервисного обслуживания, чтобы таким образом достиг­нуть более высокого уровня цен, чем у конкурента, ориентирую­щегося на большие масштабы реализации.

При выборе ценовой политики в системе поставок важны фак­торы затрат, поэтому возрастает роль их учета и методов кальку­ляции.

Однако заранее произвести точную калькуляцию цен, осо­бенно на новую продукцию и услуги, сложно хотя бы потому, что размер накладных расходов определяется объемом продаж, кото­рый зависит от цены. При неверной оценке рыночного спроса предприятие, назначив слишком высокие цены, не сможет реализовать запланированный объем продаж, и наоборот, при слиш­ком низких ценах покупательный потенциал рынка будет исполь­зован не в полной мере.

Калькуляция затрат дает возможность установить нижнюю границу цены, а затем определить изменение затрат вследствие специфических требований потребителей и изменений объемов продаж (например, снижение доли постоянных затрат в себестои­мости товара вследствие получения большого заказа целесооб­разно не ограничивать только этим заказом, а распределить за­траты между всеми существующими заказами).

В табл. 2.5. представлены особенности различных методов рас­чета затрат, которые могут применяться предприятием в цепи по­ставок.

Табл и ца 2.5 Систематизация методов калькуляции затрат

\^ Сфера ^^использо- ^\ вания Основа ^ч. калькуляции \^ Существующие затраты Средние (нормальные) затраты Плановые затраты
Полные затраты Традиционный (постатейный) расчет полных затрат Расчет затрат по операциям производствен­ного процесса Расчет полных затрат на основе средних издержек Жесткий расчет плановых затрат Гибкий расчет полных плановых затрат Расчет плановых затрат по опера­циям производ­ственного процесса
Переменные затраты Расчет затрат по переменным издержкам и величине покры­тия постоянных издержек (мар­жинальная система кальку­ляции) Гибкий расчет затрат на основе средних переменных издержек и величины покрытия постоянных издержек Расчет плановых затрат на основе предельных (маржинальных) издержек Гибкий расчет плановых из­держек и прибы­лей производ­ства
Одноэлемент­ные затраты Калькуляция на основе относи­тельных одноэле­ментных затрат и величины покры­тия постоянных издержек    

При постатейной калькуляции полных затрат (рис. 2.11) себе­стоимость продукции рассчитывается исходя из одноэлементных затрат и накладных расходов. Под одноэлементными (прямыми) затратами здесь понимаются затраты, которые непосредственно связаны с изготовлением определенного товара (при единичном

Одноэлементные затраты на материалы

+ Накладные расходы на материалы _______________________

= Полные затраты на материалы

+ Одноэлементные затраты на заработную плату

+ Накладные расходы на заработную плату __________________

= Полные затраты на изготовление товара

+ Общие затраты на управление предприятием

+ Общие затраты на организацию продаж ____________________

= Полная себестоимость товара без упаковки

+ Затраты на упаковку _______________________________

= Полная себестоимость товара с упаковкой

+ Прибыль предприятия ________________________________

= Стоимость товара со склада предприятия (франко-предприятие) + Транспортные расходы от предприятия до порта погрузки:

а) расходы на доставку груза автомобильным транспортом от пред­
приятия до станции отправления;

б) плата за перевозку груза по железной дороге от станции отправ-
ления до станции порта погрузки ______________________

= Стоимость товара в порту погрузки (франко-вагон порта погрузки) + Расходы в порту погрузки:

а) оплата таможенных пошлин;

б) плата за хранение на портовом складе и доставку на причал;

в) портовый сбор;

г)экспедиторский тариф за перевалку груза на борт судна ______

= Стоимость товара с борта судна (FOB —free on board)

+ Стоимость морской перевозки

+ Стоимость морского страхования

+Затраты на разгрузку в порту назначения __________________

= Стоимость товара с порта назначения (CIF— cost insurance freight)

+ Затраты по проведению платежей в месте прибытия

+ Затраты по финансированию

+ Затраты по обеспечению платежного требования _____________

= Стоимость продажи с отсрочкой платежа

Рис. 2.11. Пример постатейной калькуляции полных затрат на экспортный товар

производстве) или группы товаров (при серийном производстве). Накладные расходы (общие издержки реализации или админист­ративно-хозяйственные расходы), как известно, связаны не с от­дельными товарами или товарными группами, а со всей произ­водственной программой производителя и поэтому должны быть распределены на себестоимость всех товаров, входящих в товар­ный ассортимент. Такое распределение накладных расходов оста­ется в большей или меньшей степени произвольным. При этом виде калькуляции величина некоторых статей затрат должна оп­ределяться исходя из запланированных объемов продаж [31].

В дополнение к постатейной калькуляции полных затрат мо­жет осуществляться расчет величины покрытия постоянных из4 держек, чтобы лица, ведущие переговоры с заказчиками, имели в распоряжении детальную информацию о возможном диапазоне цен на продукцию предприятия. Пример многоступенчатой каль­куляции с учетом величины покрытия постоянных издержек при­веден на рис. 2.12. В предельном случае, когда полное покрытие

всех видов постоянных издержек осуществляется на основе теку­щей производственной программы, — т.е. всех видов постоянных издержек, возможно существенное снижение цены при привле­чении дополнительных производственных заказов.

Процесс установления цены поставок является многоступен­чатым, в котором должно быть учтено влияние множества раз­личных факторов (рис. 2.13).

Знание ценовых границ особенно важно при переговорах с за­казчиком (рис. 2.14). Заказчик товаров производственного назна­чения ожидает определенного полезного эффекта для себя (напри­мер, от приобретения технологического оборудования — экономии производственных затрат, повышения качества, сокращения вре­мени изготовления и т.д.). Эту полезность покупатель оценивает на весь расчетный период эксплуатации оборудования (например, с помощью метода расчета эффективности инвестиций). В резуль­тате может быть определена верхняя условная граница цены. Оценку следует произвести многократно при различных комбина­циях исходных значимых факторов. Так как заказчик будет инвес­тировать средства в новую технологию только в том случае, если с ее помощью он сможет улучшить свою экономическую ситуацию, то верхнюю границу цены следует уменьшить на величину мини­мальной выгоды потребителя от использования данной техноло­гии. Размер этой выгоды может рассматриваться как стимул для покупки.

Производитель учитывает и нижнюю границу цены, которая определяется его затратами на производство и реализацию дан­ного товара. Поскольку он также заинтересован в получении определенной прибыли, нижняя граница цены должна быть по­вышена на величину минимальной прибыли производителя. Кроме того, в рамках ценовой политики следует учитывать потен­циальные риски, которые возникают вследствие возможного не­платежа, потребности в гарантийных услугах и т.д. Это также приводит к повышению нижней границы цены на величину, со­ответствующую страхованию этих рисков.

В результате образуется диапазон цен, в котором могут нахо­диться и конкурентные товары или услуги с реальными ценами. Цена может изменяться как в сторону увеличения, так и снижения в зависимости от того, какие потребительские преимущества и не­достатки имеют, с точки зрения заказчика, товары предприятия по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Следует также принимать во внимание рыночные конкурентные преимущества и

Ориентиро­ванные на

предприятие

· Стратегия конкурент­ной борьбы

· Маркетин­говая стратегия

· Логисти­ческая стратегия

· Эффекты взаимного влияния товаров в сбытовой программе предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: