От масштабов полномочий зависит степень централизации и децентрализации управления. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Уровень централизации является тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.
Централизация же характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей нижнего управленческого звена.
Главная задача делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики.
К основным факторам, влияющим на уровень децентрализации относятся следующие:
ü размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые можно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;
|
|
ü философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;
ü наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
ü использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
ü характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;
ü влияние внешней среды. Имеется в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению проблемы.
К преимуществам централизованного управления можно отнести:
ü лучший контроль за деятельностью предприятия;
ü возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации;
ü устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий или усилий;
ü более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей. Централизация управления может, например, сделать целесообразным приобретение компьютерной техники и другого дорогостоящего, но эффективного оборудования.
К недостаткам централизованного управления можно отнести:
ü рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации;
ü задержки в принятии решений, в особенности на рабочем месте;
ü решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на конкретном рабочем месте.