Лекция 7. Логистические затраты

Для управления конкретными логистическими процессами (в том числе транспортировкой, закупкой, запасами) необходимо знать факторы, учитываемые при оптимизации определенных ре­шений. Например:

• при расчете оптимального объема поставляемой партии необ­
ходимо знать:

· затраты на формирование запасов и/или затраты на заказ;

· затраты на поддержание запасов;

• при расчете уровня резервного (гарантированного) запаса не­
обходимо знать:

· издержки при исчерпании запаса;

· затраты на поддержание запасов;

• при выборе транспортных средств необходимо знать транс­
портные затраты при использовании различных видов транс­
порта.

На величину логистических затрат влияют внутренние и вне­шние факторы. К внутренним факторам относят: масштабы дея­тельности предприятия; уровень сложности структуры его ассор­тимента и, соответственно, структуры применяемых материалов; производственную структуру и организацию процессов физиче­ского продвижения материалов на предприятии; объем поддер­живаемых запасов; финансовую ситуацию и ее влияние на уро­вень и тенденции изменения логистических затрат.

Внешние факторы — прежде всего определяемые рынком эко­номические параметры и система функционирования экономики. К внешним факторам, влияющим на логистические затраты пред­приятия, чаще всего относят:

· определяемый рынком уровень стоимости внешних логисти­ческих услуг (в частности, транспортных и информационных услуг, экспедирования, хранения и т.п.);

· ставку кредитования сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов (возможности предприятия влиять на размер ставки ограничены и лежат в пределах нескольких процентных пунктов, обсуждаемых в ходе переговоров с бан­ком);

· ставку налога на недвижимость (применительно к складским зданиям и сооружениями, а также к земельным участкам, за­нятым под склады и хранилища);

· ставку транспортного налога;

· экологические платежи за пользование окружающей природ­ной средой (если они касаются логистических процессов);

• амортизационные нормы для материальных компонентов ос­
новных средств (эти нормы определяют амортизационные от­
числения по основным средствам, используемым в логисти­
ческих системах);

• ставки начислений на выплаты из фонда социального страхо­
вания и прочих аналогичных фондов, в которые предприятие
обязано перечислять соответствующие финансовые средства
(эти денежные выплаты входят в состав затрат на содержание
трудовых ресурсов, участвующих в логистических процессах).
Затраты на физическое продвижение материалов на предпри­
ятии, непосредственно связанные с ЛС, предопределяются:

· масштабами технической инфраструктуры физического про­движения;

· трудовыми ресурсами, задействованными в процессах продви­жения;

· использованием в транспортных и манипуляционных процес­сах материалов, особенно топлива и энергии;

· прочими факторами.

Затраты на физическое продвижение материалов Сп состоят из:

• амортизационных отчислений (А) по основным средствам, ис­
пользуемым в логистическихпроцессах:

 
 


где Цн- начальная стоимость основных средств, задействованных в логистических процессах; На-

средняя норма амортизации для этих средств;

• расходов на трудовые ресурсы (L):

где т — количество занятых в логистическом процессе; Lср — средняя заработная плата с учетом начислений;

· затрат (См) на использованные материалы, топливо и энергию как сумма затрат на использование отдельных видов этих ма­териальных факторов;

· прочих расходов на продвижение (Спр), к которым относятся, в частности, суммы налогов на недвижимость и транспортные средства, причем величина этих расходов влияет на налогооб­лагаемую базу или уровень налогообложения (например, пло­щадь земельного участка, занятого складами и транспортными путями, стоимость складских зданий и сооружений определяют величину налога на недвижимость; ставки налога на транспортные средства зависят от имеющихся на предприятии видов и типов этих средств).

• Затраты на физическое продвижение материалов представ­
ляют собой внутренние расходы предприятия. В эту группу
также можно включить расходы на внешние (в частности
транспортные) услуги тр):

Затраты на физическое продвижение материалов происходят на всех трех фазах продвижения, если эти фазы (закупка, произ­водство, дистрибьюция) реализуются на предприятии. Они воз­никают прежде всего в управлениях (отделах) (в том числе внут­реннего и внешнего транспорта). Эти затраты частично имеют относительно постоянный характер, а частично оказываются пе­ременными. К переменным затратам относят:

· затраты на использованное топливо;

· затраты на внешние транспортные услуги, которые в общем случае прямо пропорциональны либо объему эти услуг (в т-км), либо длительности работы транспортных средств.

В условиях рынка, в том числе и на рынке транспортных услуг, на предприятиях наблюдается отчетливая тенденция к сокра­щению собственного транспортного обслуживания процессов снабжения и дистрибьюции с перепоручением этой функции специализированным транспортным и экспедиторским фир­мам. Помимо того, в рыночной экономике, ориентированной на клиента-получателя, изменяется и субъект, оказывающий эти услуги. Изменение заключается в том, что услуги по до­ставке переносятся с получателя на поставщика. Это ведет к значительному сокращению затрат на фазе закупки при одно­временном увеличении затрат на фазе дистрибьюции. Сокращение затрат на физическое продвижение материалов на предприятии представляет собой комплекс технических и ор­ганизационных мероприятий, минимизирующих затраты. В част­ности, такими мероприятиями считаются:

· исключение многократного складирования или манипулиро­вания, например, путем отказа от складов внешнего отбора, отраслевого склада, а также складов в сферах производства и дистрибьюции;

· применение высокопроизводительного транспортного и ма-нипуляционного оборудования, позволяющего сократить за

нятость, повысить производительность труда и улучшить тех­нику безопасности;

• спрямление маршрутов продвижения потоков в результате ра­
ционализации технологии и реорганизации производства.
Особую значимость в составе затрат в Л С приобретают за­
траты, связанные с запасами.

Затраты на запасы можно подразделить на:

· затраты на формирование запасов;

· затраты на поддержание запасов;

· издержки в результате исчерпания запасов.

Затраты на формирование запасов включают затраты на физи­ческое формирование запасов и затраты на информационные про­цессы, непосредственно связанные с закупкой материалов. Затраты на формирование запасов могут иметь изменчивый характер. Некоторая их часть, прежде всего затраты на закупки, оказывается прямо пропорциональной размерам самих закупок, в частности, если эти размеры выражаются в физических единицах. Затраты на информационные процессы и, главным образом, на содержание отделов закупки остаются относительно постоянными.

Затраты на закупки, особенно транспортные затраты, в неко­торых случаях перекладываются на поставщиков. Такая ситуация предопределяется массовостью поставок и их капиталоемкостью, которая также зависит от расстояния (плеча) поставки.

Затраты на поддержание запасов представляют собой затраты на запасы sensu stricto — в собственном смысле слова. Их можно разделить на три основные группы:

· затраты на привлечение капитала для финансирования запа­сов;

· затраты на хранение;

· издержки на компенсацию старения запасов.

Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов отражают альтернативный доход, который могли бы принести эти капиталы в случае, если бы они не оказались замороженными в за­пасах. Для финансирования запасов предприятия привлекают как собственный капитал, так и привлеченный. Затраты, связанные с привлечением капитала, определяются уровнем процентной ставки, которую предприятие платит кредитору. Этот вид затрат отражается в балансе предприятия. Затраты, связанные с исполь­зованием собственного капитала, не отражаются в балансе. Однако это не означает, что они не должны учитываться при расчете эф­фективности использования капиталов, привлекаемых для финан­сирования деятельности предприятия. Мерой таких затрат можетбыть условная процентная ставка по вложенным капиталам, по-; скольку в противном случае (т.е. при отсутствии собственных средств) потребовалось бы прибегнуть к банковскому кредиту. Эта ставка определяет минимальный уровень рентабельности сторон­них капиталов, привлекаемых для финансирования запасов.

Затраты на привлечение капитала для финансирования запа­сов имеют переменный характер и определяются произведением среднего уровня запасов за отчетный период и средней про­центной ставки.

Затраты на хранение тесно связаны со складскими функ­циями, важнейшими из которых являются: складирование запа­сов и манипуляции, заключающиеся в приемке запасов на склад, их размещении и выдаче. Для реализации первой функции необ­ходимы соответствующие складские площади и объемы, а также складское оборудование. Период складирования запасов может использоваться для проведения дополнительных мероприятий, например, консервации, маркировки и комплектации.

Сфера охвата функции манипуляции зависит, в первую оче­редь, от анализируемого объекта (конкретный склад, группа скла­дов, все складское хозяйство предприятия).

Процесс хранения связан с определенными затратами. При классификации затрат по складским функциям можно выделить затраты на складирование и манипулирование, связанное с про­движением. Затраты на хранение включают:

· амортизацию компонентов основных средств, используемых на складах;

· материалы, топливо и энергию для реализации складских функций;

· оплату труда с соответствующими начислениями;

· сторонние услуги;

• прочие выплаты денежных средств, например, налоги на не­
движимость, на транспортные средства.

Минимизировать затраты на хранение можно при рациональ­ном использовании складского потенциала складских площадей и объемов, повышении производительности труда за счет меха­низации и автоматизации складских операций и осуществления других мероприятий. Затраты на манипулирование зависят от ин­тенсивности складских операций. В каждой конкретной ситуации эти затраты могут считаться переменными.

В общем случае совокупные затраты на хранение считаются по­стоянными и рассчитываются как произведение среднего уровня

складских запасов за отчетный период на определяемый эмпири­ческим путем уровень затрат на хранение, задаваемый в процентах от стоимости запасов.

Издержки на компенсацию старения запасов представляют со­бой еще одну группу затрат на поддержание запасов. Они подраз­деляются на издержки компенсации физического старения запа­сов и издержки в результате экономического (морального) старе­ния запасов.

Источники возникновения издержек на компенсацию старе­ния запасов лежат как во внутренних условиях функциониро­вания каждого конкретного предприятия, так и в условиях, фор­мируемых рынком. Особенно серьезное воздействие на издержки на компенсацию старения запасов оказывает рыночный спрос на продукцию предприятия. Погрешности прогнозирования объема спроса и структуры, ошибочные оценки конкурентоспособности считаются главными причинами, которые могут отрицательно сказываться на объемах продаж. Для удержания необходимых объемов приходится пересматривать цены, вводить дополнитель­ные скидки и т.п.

Минимизировать издержки на компенсацию старения запасов можно при помощи детального изучения рыночной ситуации, объема и структуры спроса, тенденций развития технического прогресса и т.п. Другими словами, минимизировать затраты, свя­занные с издержками старения запасов, может, в основном, ком­плекс маркетинговых мероприятий.

Издержки в результате исчерпания запасов отражают упу­щенную прибыль, которую предприятие могло бы получить при наличии необходимых запасов. Отсутствие запасов материалов на промышленном предприятии может привести к сбоям в ритме производства, возникновению дополнительных издержек и т.п. Они считаются прежде всего показателем слабого плани­рования хозяйственных процессов, неточного учета спроса, не­грамотного управления движением материальных потоков на предприятии.

Подход к определению состава издержек, учитываемых при выборе стратегии управления запасами, на ряде отечественных предприятий несколько отличается. Например, рассматриваются пять основных видов затрат: ' на закупки; * на содержание запасов; ' связанные с выполнением заказов потребителей;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: