Для управления конкретными логистическими процессами (в том числе транспортировкой, закупкой, запасами) необходимо знать факторы, учитываемые при оптимизации определенных решений. Например:
• при расчете оптимального объема поставляемой партии необ
ходимо знать:
· затраты на формирование запасов и/или затраты на заказ;
· затраты на поддержание запасов;
• при расчете уровня резервного (гарантированного) запаса не
обходимо знать:
· издержки при исчерпании запаса;
· затраты на поддержание запасов;
• при выборе транспортных средств необходимо знать транс
портные затраты при использовании различных видов транс
порта.
На величину логистических затрат влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относят: масштабы деятельности предприятия; уровень сложности структуры его ассортимента и, соответственно, структуры применяемых материалов; производственную структуру и организацию процессов физического продвижения материалов на предприятии; объем поддерживаемых запасов; финансовую ситуацию и ее влияние на уровень и тенденции изменения логистических затрат.
Внешние факторы — прежде всего определяемые рынком экономические параметры и система функционирования экономики. К внешним факторам, влияющим на логистические затраты предприятия, чаще всего относят:
· определяемый рынком уровень стоимости внешних логистических услуг (в частности, транспортных и информационных услуг, экспедирования, хранения и т.п.);
· ставку кредитования сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов (возможности предприятия влиять на размер ставки ограничены и лежат в пределах нескольких процентных пунктов, обсуждаемых в ходе переговоров с банком);
· ставку налога на недвижимость (применительно к складским зданиям и сооружениями, а также к земельным участкам, занятым под склады и хранилища);
· ставку транспортного налога;
· экологические платежи за пользование окружающей природной средой (если они касаются логистических процессов);
• амортизационные нормы для материальных компонентов ос
новных средств (эти нормы определяют амортизационные от
числения по основным средствам, используемым в логисти
ческих системах);
• ставки начислений на выплаты из фонда социального страхо
вания и прочих аналогичных фондов, в которые предприятие
обязано перечислять соответствующие финансовые средства
(эти денежные выплаты входят в состав затрат на содержание
трудовых ресурсов, участвующих в логистических процессах).
Затраты на физическое продвижение материалов на предпри
ятии, непосредственно связанные с ЛС, предопределяются:
· масштабами технической инфраструктуры физического продвижения;
· трудовыми ресурсами, задействованными в процессах продвижения;
· использованием в транспортных и манипуляционных процессах материалов, особенно топлива и энергии;
· прочими факторами.
Затраты на физическое продвижение материалов Сп состоят из:
• амортизационных отчислений (А) по основным средствам, ис
пользуемым в логистическихпроцессах:
где Цн- начальная стоимость основных средств, задействованных в логистических процессах; На-
средняя норма амортизации для этих средств;
• расходов на трудовые ресурсы (L):
где т — количество занятых в логистическом процессе; Lср — средняя заработная плата с учетом начислений;
· затрат (См) на использованные материалы, топливо и энергию как сумма затрат на использование отдельных видов этих материальных факторов;
· прочих расходов на продвижение (Спр), к которым относятся, в частности, суммы налогов на недвижимость и транспортные средства, причем величина этих расходов влияет на налогооблагаемую базу или уровень налогообложения (например, площадь земельного участка, занятого складами и транспортными путями, стоимость складских зданий и сооружений определяют величину налога на недвижимость; ставки налога на транспортные средства зависят от имеющихся на предприятии видов и типов этих средств).
• Затраты на физическое продвижение материалов представ
ляют собой внутренние расходы предприятия. В эту группу
также можно включить расходы на внешние (в частности
транспортные) услуги (Стр):
Затраты на физическое продвижение материалов происходят на всех трех фазах продвижения, если эти фазы (закупка, производство, дистрибьюция) реализуются на предприятии. Они возникают прежде всего в управлениях (отделах) (в том числе внутреннего и внешнего транспорта). Эти затраты частично имеют относительно постоянный характер, а частично оказываются переменными. К переменным затратам относят:
· затраты на использованное топливо;
· затраты на внешние транспортные услуги, которые в общем случае прямо пропорциональны либо объему эти услуг (в т-км), либо длительности работы транспортных средств.
В условиях рынка, в том числе и на рынке транспортных услуг, на предприятиях наблюдается отчетливая тенденция к сокращению собственного транспортного обслуживания процессов снабжения и дистрибьюции с перепоручением этой функции специализированным транспортным и экспедиторским фирмам. Помимо того, в рыночной экономике, ориентированной на клиента-получателя, изменяется и субъект, оказывающий эти услуги. Изменение заключается в том, что услуги по доставке переносятся с получателя на поставщика. Это ведет к значительному сокращению затрат на фазе закупки при одновременном увеличении затрат на фазе дистрибьюции. Сокращение затрат на физическое продвижение материалов на предприятии представляет собой комплекс технических и организационных мероприятий, минимизирующих затраты. В частности, такими мероприятиями считаются:
· исключение многократного складирования или манипулирования, например, путем отказа от складов внешнего отбора, отраслевого склада, а также складов в сферах производства и дистрибьюции;
· применение высокопроизводительного транспортного и ма-нипуляционного оборудования, позволяющего сократить за
нятость, повысить производительность труда и улучшить технику безопасности;
• спрямление маршрутов продвижения потоков в результате ра
ционализации технологии и реорганизации производства.
Особую значимость в составе затрат в Л С приобретают за
траты, связанные с запасами.
Затраты на запасы можно подразделить на:
· затраты на формирование запасов;
· затраты на поддержание запасов;
· издержки в результате исчерпания запасов.
Затраты на формирование запасов включают затраты на физическое формирование запасов и затраты на информационные процессы, непосредственно связанные с закупкой материалов. Затраты на формирование запасов могут иметь изменчивый характер. Некоторая их часть, прежде всего затраты на закупки, оказывается прямо пропорциональной размерам самих закупок, в частности, если эти размеры выражаются в физических единицах. Затраты на информационные процессы и, главным образом, на содержание отделов закупки остаются относительно постоянными.
Затраты на закупки, особенно транспортные затраты, в некоторых случаях перекладываются на поставщиков. Такая ситуация предопределяется массовостью поставок и их капиталоемкостью, которая также зависит от расстояния (плеча) поставки.
Затраты на поддержание запасов представляют собой затраты на запасы sensu stricto — в собственном смысле слова. Их можно разделить на три основные группы:
· затраты на привлечение капитала для финансирования запасов;
· затраты на хранение;
· издержки на компенсацию старения запасов.
Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов отражают альтернативный доход, который могли бы принести эти капиталы в случае, если бы они не оказались замороженными в запасах. Для финансирования запасов предприятия привлекают как собственный капитал, так и привлеченный. Затраты, связанные с привлечением капитала, определяются уровнем процентной ставки, которую предприятие платит кредитору. Этот вид затрат отражается в балансе предприятия. Затраты, связанные с использованием собственного капитала, не отражаются в балансе. Однако это не означает, что они не должны учитываться при расчете эффективности использования капиталов, привлекаемых для финансирования деятельности предприятия. Мерой таких затрат можетбыть условная процентная ставка по вложенным капиталам, по-; скольку в противном случае (т.е. при отсутствии собственных средств) потребовалось бы прибегнуть к банковскому кредиту. Эта ставка определяет минимальный уровень рентабельности сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов.
Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов имеют переменный характер и определяются произведением среднего уровня запасов за отчетный период и средней процентной ставки.
Затраты на хранение тесно связаны со складскими функциями, важнейшими из которых являются: складирование запасов и манипуляции, заключающиеся в приемке запасов на склад, их размещении и выдаче. Для реализации первой функции необходимы соответствующие складские площади и объемы, а также складское оборудование. Период складирования запасов может использоваться для проведения дополнительных мероприятий, например, консервации, маркировки и комплектации.
Сфера охвата функции манипуляции зависит, в первую очередь, от анализируемого объекта (конкретный склад, группа складов, все складское хозяйство предприятия).
Процесс хранения связан с определенными затратами. При классификации затрат по складским функциям можно выделить затраты на складирование и манипулирование, связанное с продвижением. Затраты на хранение включают:
· амортизацию компонентов основных средств, используемых на складах;
· материалы, топливо и энергию для реализации складских функций;
· оплату труда с соответствующими начислениями;
· сторонние услуги;
• прочие выплаты денежных средств, например, налоги на не
движимость, на транспортные средства.
Минимизировать затраты на хранение можно при рациональном использовании складского потенциала складских площадей и объемов, повышении производительности труда за счет механизации и автоматизации складских операций и осуществления других мероприятий. Затраты на манипулирование зависят от интенсивности складских операций. В каждой конкретной ситуации эти затраты могут считаться переменными.
В общем случае совокупные затраты на хранение считаются постоянными и рассчитываются как произведение среднего уровня
складских запасов за отчетный период на определяемый эмпирическим путем уровень затрат на хранение, задаваемый в процентах от стоимости запасов.
Издержки на компенсацию старения запасов представляют собой еще одну группу затрат на поддержание запасов. Они подразделяются на издержки компенсации физического старения запасов и издержки в результате экономического (морального) старения запасов.
Источники возникновения издержек на компенсацию старения запасов лежат как во внутренних условиях функционирования каждого конкретного предприятия, так и в условиях, формируемых рынком. Особенно серьезное воздействие на издержки на компенсацию старения запасов оказывает рыночный спрос на продукцию предприятия. Погрешности прогнозирования объема спроса и структуры, ошибочные оценки конкурентоспособности считаются главными причинами, которые могут отрицательно сказываться на объемах продаж. Для удержания необходимых объемов приходится пересматривать цены, вводить дополнительные скидки и т.п.
Минимизировать издержки на компенсацию старения запасов можно при помощи детального изучения рыночной ситуации, объема и структуры спроса, тенденций развития технического прогресса и т.п. Другими словами, минимизировать затраты, связанные с издержками старения запасов, может, в основном, комплекс маркетинговых мероприятий.
Издержки в результате исчерпания запасов отражают упущенную прибыль, которую предприятие могло бы получить при наличии необходимых запасов. Отсутствие запасов материалов на промышленном предприятии может привести к сбоям в ритме производства, возникновению дополнительных издержек и т.п. Они считаются прежде всего показателем слабого планирования хозяйственных процессов, неточного учета спроса, неграмотного управления движением материальных потоков на предприятии.
Подход к определению состава издержек, учитываемых при выборе стратегии управления запасами, на ряде отечественных предприятий несколько отличается. Например, рассматриваются пять основных видов затрат: ' на закупки; * на содержание запасов; ' связанные с выполнением заказов потребителей;