Полные логистические издержки

с позиций интегрированной логистики важными явля-

ются полные логистические цепи (см. параграф 4.3). В ре-

альных условиях, учитывая большое число логистических

посредников, многоассортиментность материальных ресур-

сов, используемых при производстве современных товаров,

и разветвленные распределительные сети, полные логисти-

ческие цепи встречаются достаточно редко. Вследствие это-

го термин полные логистические издержки обычно связы-

вают с понятием логистического канала (см. параграф 4.4).

Каждой логистической операции соответствуют опре-

деленные издержки, которые несут конкретные звенья

ЛС. Если звенья ЛС не входят в структуру фирмы — про-

изводителя товара, то для нее издержки партнеров высту-

пают как плата за их посреднические услуги.

Выделение тех или иных издержек или группы издер-

жек зависит от вида ЛС, задач управления и оптимизации

в конкретных логистических цепях и каналах. Укрупнен-

но можно выделить соответствующие издержки на ком-

плексные логистические функции на участках сети снаб-

жения, производства и сбыта, к ним добавить издержки

на информационно-компьютерную поддержку и финан-

совые операции при реализации базисных логистических

функций. Сумма всех этих издержек с учетом затрат на ло-

гистическое администрирование образует полные логисти-

ческие издержки в рассматриваемой ЛС. Часто для реше-

ния задач оптимизации структуры или управления в ЛС

в составе полных логистических издержек учитываются


62. Полные логистические издержки



іипч�ри прибыли от замораживания (иммобилизации) ма-

I сриальных ресурсов, незавершенного производства и гото-

іюй продукции в запасах, а также ущерб от недостаточного

\ роішя развития систем снабжения, производства, дистри-

(ц»і()ции готовой продукции потребителям и логистическо-

го сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное

уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, поте-

ря прибыли и т.п.

В соответствии с системным подходом управление ло-

гистическими издержками в фирме следует осуществлять

исходя из приоритета полных логистических издержек над

частными. Характер взаимовлияния всего комплекса логи-

с гической деятельности фирмы на полные логистические

издержки представлен на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Взаимовлияние различных видов логистической

деятельности на общие логистические издержки

Освоение логистики как научного способа организации

бизнес-процессов начинается с изменения взглядов и при-



Глава 6. Логистические издержки


вычек их руководителей, которым необходимо управлять

своими подразделениями, сообразуясь с общей целью. Вме-

сто сокращения расходов по подразделениям необходимо

управлять суммарными издержками компании, и логисти-

ка не является исключением. Необходимо делать акцент

именно на управление, а не на общую минимизацию издер-

жек. Как правило, менеджер каждого из подразделений пы-

тается представить свою зону ответственности в качестве

отдельной предпринимательской деятельности с целью

достижения наилучшего результата своего подразделения,

а не фирмы в целом. Именно поэтому управленческий учет

бизнеса, нацеленный на каналы сбыта (особенно бизнеса

дистрибуционного и розничного), т.е. горизонтальная ори-

ентация намного предпочтительнее, чем функциональное

разделение, т.е. вертикальная ориентация. Более того, про-

цесс изменений зависит от множества факторов и стандарт-

ные схемы снижения затрат не приводят к успеху. В этом

смысле издержки на логистику ведут себя порой парадок-

сально: некоторое увеличение затрат на логистику в одном

из ее подразделений может снизить общие затраты на логи-

стику, а значит, увеличить прибыль компании в целом.

Затраты на логистику оказывают огромное влияние

на деятельность компании. Работая над их оптимизацией,

рекомендуется использовать нормативы затрат и гибкие

сметы. Разработка нормативов затрат включает два этапа:

1) установить нормированные приемлемые издержки

для каждого вида деятельности;

2) определить допустимые отклонения от нормативов.

Использование нормативов затрат напрямую решает

проблему стоимости логистических операций, потому что

при таком подходе определяют, какими должны быть затра-

ты, а не прогнозируют будущие издержки, исходя из опыта

прошлых. Чтобы составить обоснованный бюджет, разра-

ботанные нормативы затрат следует устанавливать по ви-

дам деятельности. Если нормативная стоимость обработки

единицы продукта зависит от изменения объема обраба-

тываемой продукции, это также должно найти отражение

в бюджете.

В обязанности специалиста по логистике, курирующего

управление логистическими затратами входят следующие

функции:

— j�eT логистических издержек по видам деятельности;

— построение системы оценки логистических издержек;


6.2. Полные логистические издержки



- анализ общих издержек на логистику;

— анализ прибыльности рыночного сегмента;

- анализ издержек на логистику и доходов;

— построение системы логистических показателей;

— контроль над логистическими издержками.

Учет логистических издержек по видам деятельности

предназначен для того, чтобы соотнести все соответствую-

щие затраты с выполненными работами, создающими до-

бавленную стоимость. Например, издержки, отнесенные

и а конкретного потребителя или продукт, должны отражать

псс затраты, которых потребовали соответствующие работы

II операции, независимо от того, где и когда они выполня-

лись. Калькуляция логистических издержек по видам дея-

I сльности опирается на положение о том, что все расходы

следует относить на конкретные работы и операции, погло-

щающие ресурсы, а не на организационные или бюджетные

подразделения. Например, два изделия, произведенные

на одном заводе, порой нуждаются в различных процедурах

сборки и обработки. Допустим, для сборки или упаковки

одного изделия требуются дополнительные оборудование

и трудозатраты. Тогда, если общие издержки, связанные

с трудозатратами и эксплуатацией оборудования, распреде-

лить по всем изделиям в расчете на совокупный объем про-

даж или производства, в себестоимость обоих изделий будут

паложены затраты на дополнительные сборочные и упако-

вочные операции, которые понадобились только для одного

из них. Это необоснованно занижает прибыльность более

простого изделия, так как, по сути дела, за его счет оплачи-

ваются операции, которые к нему не применялись. В про-

изводстве определение и правильный учет затратных фак-

горов означает, что на каждый отдельный продукт должна

быть полностью отнесена фактическая доля всех имеющих

к нему отношение накладных и операционных расходов.

Цели учета издержек по видам деятельности привле-

кательны для логистики. Калькуляция логистических из-

Держек по видам деятельности должна дать менеджерам

информацию, позволяющую определить, приносит ли кон-

кретный клиент, заказ, продукт или услуга прибыль.

Система оценки логистических издержек имеет смысл

голько для менеджеров, которые берут ее за основу для

принятия решений. Никакие правила и законы не требуют,

чтобы распределение логистических издержек по видам

деятельности носило всеобъемлющий характер или было



Глава б. Логистические издержки


представлено в финансовых отчетах фирмы. Эффективный

анализ логистических издержек должен производиться

по следующим основным направлениям:

1) определение издержек. Для того чтобы получить пред-

ставительный набор требуемых показателей, все затраты,

относящиеся к логистике, следует подвергнуть классифи-

кации по видам деятельности. Общие издержки, связанные

с прогнозированием спроса, управлением заказами, транс-

портировкой, складированием и упаковкой, нужно отде-

лить от других видов затрат;

2) временные рамки издержек. Важно определить пери-

од времени, в течение которого накапливаются оценивае-

мые затраты. В тех случаях, когда производство и продажа

разделены значительным промежутком времени, как это

происходит в сезонном бизнесе, крупные затраты на под-

держание запасов и выполнение других логистических опе-

раций бывают не связаны с созданием дохода;

3) компоновка издержек. Типичные объекты анализа —

это заказы потребителей, каналы распределения. Продук-

ты и услуги с добавленной стоимостью. Логистические

издержки могут быть представлены по-разному в зависи-

мости от того, как руководство намерено их использовать.

Имеются следующие формы представления:

— по группам функциональных издержек. Все расходы

на прямые и косвенные логистические услуги, выполнен-

ные за конкретный оперативный период, сводятся в отчете

в одну категорию (счет) с подробной разбивкой на подкате-

гории. Отчет о функциональных логистических издержках

должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить

финансовый контроль именно в тех уникальных условиях,

которые характерны для конкретной фирмы;

— группировка распределенных издержек — для соотне-

сения общих логистических затрат с натуральными показа-

телями деятельности. Общие логистические затраты можно

учитывать в расчете на тонну, центнер, товарную единицу,

заказ, товарную категорию;

— группировка постоянных и переменных издержек

важна для выявления причастности логистических затрат

к текущим и потенциальным операциям. Этот метод компо-

новки состоит в причислении издержек к постоянным или

переменным для приблизительной оценки масштаба изме-

нений в операционных затратах, последовавших в резуль-

тате колебания логистической производительности.


6.2. Полные логистические издержки



Анализ общих издержек на логистику. При проведении

II представлении результатов анализа общих (т.е. совокуп-

ных) логистических издержек принято уделять особое вни-

мание управлению запасами и транспортировке как двум

ключевым факторам проектирования логистической систе-

мы. Затраты и на управление запасами, и на транспортиров-

ку можно представить в достаточно подробной форме, чтобы

отразить соотношения разного рода функциональных затрат

для соответствующих логистических компонентов. Напри-

мер, затраты на связь, имеющие отношение к обработке за-

казов, а также к складированию и грузопереработке, можно

отнести к общей категории издержек управления запасами.

Общие расходы на содержание запасов в год, как прави-

ло, составляют приблизительно 25% их стоимости. Разуме-

ется, их необходимо минимизировать, но следует отличать

минимизацию затрат от минимизации запасов. Общие за-

траты на запасы разделяются на отдельные составляющие:

1) затраты на единицу продукции или затраты фирмы

на приобретение этой единицы;

2) стоимость заказа или затраты на размещение единицы

повторного заказа (может включать затраты на подготовку

заказа, его размещение, приемку, разгрузку, проверку, те-

стирование, использование оборудования). На практике

лучшую оценку затрат дает деление общих годовых затрат

отдела закупок на число отправленных им заказов;

3) затраты на хранение или затраты на хранение едини-

цы в запасе в течение установленного периода времени —

составляют 19—35% от годовых затрат;

4) затраты, связанные с возникновением дефицита — воз-

никают в тех слз�аях, когда продукт необходим, но его нель-

зя поставить из запаса. Влияние дефицита более широкое,

чем недополученная прибыль, так как включает утрату

имиджа, снижение репутации и потенциальные убытки

от снижения числа продаж в будущем. Затраты этого рода

могут также включать выплаты за действия, направленные

на снижение дефицита: экспедирование, отправка срочного

заказа, оплата доставки специальных видов продукции, ис-

пользование услуг более дорогих поставщиков. Большин-

ство фирм считают, что дефицит всегда дорого обходится,

и поэтому стараются избежать его возникновения. Другими

словами, они готовы платить относительно немного за со-

держание запасов, чтобы избежать относительно больших

затрат, связанных с дефицитом.



Глава 6. Логистические издержки


Затраты на содержание запасов в отличие от других эле-

ментов логистических издержек, таких как транспортные

или складские расходы, обычно включаемые в отчет пред-

приятия о прибылях и убытках, не столь очевидны, при

этом сами запасы представлены в разделе активов баланса.

Главным элементом затрат на содержание запасов является

вложенный в них капитал. Наличие запасов означает, что

эти деньги не могут быть инвестированы в другие ценно-

сти. Другими словами, указанную сумму нужно либо взять

в долг для финансирования оборотного капитала, либо вы-

честь их из нераспределенной прибыли. В первом случае

фирме придется платить проценты по кредиту. Во втором

она не сможет вложить их как часть нераспределенной при-

были в другие инвестиционные проекты.

Подчеркнем — при определении относительной вели-

чины затрат компании на содержание запасов неизбежны

произвольные решения. Некоторые фирмы устанавливают

этот показатель на уровне 12%, обосновывая свое решение

тем, что соответствуюш;ие затраты на капитал — это их вну-

тренние издержки. Другие устанавливают этот показатель

на уровне 40%, заявляя при этом, что плата за капитал, ин-

вестированный в запасы, должна быть такой же, как и для

капитала, вкладываемого в другие проекты. Последствия

каждого из этих решений могут быть различны.

Относительно низкие затраты на содержание запасов

уменьшают значение запасов и делают относительно бо-

лее суш;ественными транспортные расходы. В результате

стратегия, основанная на общих издержках логистики, бу-

дет направлена на минимизацию транспортных расходов

за счет увеличения числа распределительных центров, по-

зволяющих держать товары ближе к рынкам. Появление

дополнительных складов повышает потребность в запасах,

потому что на каждом складе нужны страховые запасы.

Таким образом, низкая доля затрат на содержание запа-

сов оборачивается стратегией, в которой дорогостоящие

средства транспортировки уступают место относительно

более дешевым средствам хранения запасов. И наоборот,

относительно высокая доля затрат на содержание запасов

разворачивает логистическую стратегию в противопо-

ложном направлении, т.е. ведет к централизации запасов

на немногочисленных складах и соответственному уве-

личению дальности грузоперевозок с повышением транс-

портных расходов.


6.2. Полные логистические издержки



В самом общем смысле транспорт делает доступными то-

пзры и сырьевые ресурсы, производимые в других районах.

\ транспорта каждый населенный пункт был бы обречен

на экономическую изоляцию и необходимость самообес-

I качения. Результатом такого положения стали бы нехватка

предметов потребления, высокие цены и неэффективное

использование природных ресурсов. Транспорт обеспечи-

иает открытость пространства и делает возможным спе-

циализацию. Транспорт следует рассматривать как фактор

снижения общих издержек в том смысле, что транспортные

услуги позволяют достичь экономии в процессе производ-

ства и сбыта.

В логистическом планировании транспорт рассматривает-

(·я как инструмент, связывающий географически разобщен-

ные места производства, складирования и сбыта в единую

систему. В широком смысле логистическая система состо-

ит из всех мощностей, где осуществляется хранение и об-

работка материалов, незавершенной и готовой продукции.

Поэтому все предприятия розничной торговли, склады го-

товой продукции, производственные предприятия и склады

материальных ресурсов образуют некую пространственную

конфигурацию логистических мощностей. Для понимания

экономики транспорта и основ ценообразования в отрасли

важно знать критерии распределения издержек. Распределе-

ние затрат — это, разумеется, забота перевозчика, но и гру-

зоотправителю нужно иметь представление о структуре из-

держек, которая содержит несколько категорий:

— переменные издержки, величина которых предсказуе-

ма и непосредственным образом связана с объемом деятель-

ности. Никакой перевозчик не может брать за свои услуги

цену ниже его переменных издержек, иначе он разорится;

— постоянные издержки — не связаны напрямую с объ-

емом перевозок и подлежат покрытию, даже когда фирма

не осуществляет транспортные операции;

— сопряженные издержки — неизбежно возникают при

принятии решения об оказании конкретной услуги;

— общие издержки — транспортные расходы, кото-

рые несут все грузоотправители, или некоторая часть та-

ких расходов. В состав общих издержек входят затраты

на административно-управленческий аппарат, на содержа-

ние терминалов и т.п., и их относят к накладным расходам.

Зачастую эти издержки распределяют среди грузоотпра-

вителей пропорционально приходящемуся на каждого



Глава б. Логистические издержки


объему операций (числу заказанных перевозок). Но такой

метод распределения накладных расходов может оказать-

ся несправедливым, если какой-то грузоотправитель фак-

тически не пользовался услугами перевозчика (например,

в связи с отсутствием в намеченный срок груза для от-

правки).

Для того что бы оптимизировать уровень логистических

затрат компании, необходимо провести детальный анализ

по выделению логистических издержек. Проведение этого

анализа необходимо в связи с тем, что зачастую затраты

на выполнение логистических функций учитываются раз-

дельно, в бюджетах разных подразделений, что приводит

к уменьшению реальных объемов затрат на логистику в гла-

зах менеджмента компании. Кроме того, в ситуации, когда

компания работает в нескольких сегментах рынка, логисти-

ческие издержки зачастую относятся на самый крупный

из сегментов, что искажает реальную картину прибыльно-

сти различных рыночных сегментов.

Все издержки компании необходимо разнести

по нескольким (не более десяти) основным направлениям

деятельности, часть из которых условно рассматриваются

как центры прибыли, а остальные — как центры затрат. По-

сле выделения этих направлений представляется необходи-

мым решить следующие задачи:

1) определить долю логистических расходов, приходя-

щихся на региональные продажи и продажи за пределами

данного региона. Этот процесс необходим для определения

прибыльности каждого из географических рынков, которые

обслуживает компания;

2) определить долю логистических расходов, приходя-

щуюся на каждый из каналов продаж (дилерские, активные

и продажи через розничную сеть). После проведения этой

операции появится возможность сравнить прибыльность

реализации продукции через каждый из каналов и выбрать

наиболее и наименее приоритетные каналы сбыта;

3) определить долю логистических расходов, приходя-

щуюся на каждую группу продукции. Это позволит выяс-

нить истинную рентабельность каждой из групп продуктов

и определить наиболее высокорентабельные сегменты ас-

сортимента.

Анализ прибыльности рыночного сегмента. Класси-

фикация затрат в аспекте управления запасами и транс-

портировки наглядно выявляет основные соотношения


Ѣ2, Полные логистические издержки



и зависимости, которые служат обоснованием затрат при

проектировании логистической сети. Выделение транс-

портировки и управления запасами в качестве ключевых

факторов, диктующих структуру ЛС, объясняется тем, что

(иіи представляют пространственное и временное изме-

|)(міия логистических операций. Транспортировка задает

географическое (пространственное) измерение логистиче-

ским операциям, обеспечивая размещение продуктов там,

где потребители предъявляют спрос на них. Управление

запасами определяет интенсивность использования капи-

тала (оборачиваемость активов), обеспечивая доступность

продуктов именно тогда, когда потребители предъявляют

спрос (временное измерение). Еще одна причина особого

внимания к транспортировке и управлению запасами за-

ключается в том, что эти два фактора поглощают 80—90%

всех логистических расходов типичной фирмы. Оценка об-

щих издержек по видам деятельности не требует обычной

бухгалтерской точности и скрупулезности. Главная задача

такой оценки — помочь менеджерам лучше понять, как об-

щие издержки связаны с выполнением конкретных работ.

В ходе такого анализа обычно на каждого потребителя

относят соответствующую долю прямых логистических из-

держек, включая расходы на транспортировку, складские

операции, исполнение заказов, управление запасами и де-

биторской задолженностью. Результатом анализа прибыль-

ности является отчет о прибылях и убытках, включающий

расходы на обслуживание потребителей. Хотя менеджеры

по маркетингу готовят такие отчеты для разных продуктов,

анализ редко доходит до уровня отдельных потребителей,

отражающий и расходы на физическое распределение.

В логистическом анализе можно выделить разновидно-

сти не только на основании применяемых технологий ис-

следования, но и на основании функциональных областей

приложения, к которым относятся размещение логистиче-

ских мощностей, управление запасами и управление транс-

портировкой.

Анализ издержек на логистику и доходы фирмы. Общая

стратегическая цель фирмы — достичь высокого базового

уровня обслуживания, не поставив себя при этом в пол-

ную зависимость от накопления запасов как единственного

способа решения стоящих перед ней задач. Обслуживание

подразумевает три основные характеристики: доступность,

функциональность и надежность. Для достижения и под-



Глава 6. Логистические издержки


держания высокого уровня обслуживания, как правило,

не обойтись без информационных систем, способных обес-

печить согласованную реализацию гибких стратегий рас-

пределения. При проектировании логистической системы

важно установить баланс между базовым уровнем обслужи-

вания, который фирма намерена предложить потребителям,

и операционными издержками, необходимыми для соблю-

дения установленных целевых нормативов.

Анализ безубыточности помогает в общих чертах при-

кинуть величину издержек, обеспечивающую заданный

уровень базового обслуживания потребителей. До тех пор,

пока руководство фирмы не определит, что объем продаж

достиг или превысил точку безубыточности, наращива-

ние усилий и затрат ради увеличения доступности запасов

не оправдано. Вместе с тем, какой бы базовый уровень ло-

гистического сервиса фирма не наметила для себя в каче-

стве целевого норматива обслуживания потребителей, она

должна тщательно согласовывать его с целями и задачами

своей общей маркетинговой стратегии и распространить

на всех клиентов без исключения. Такие решения нельзя

принимать без скрупулезного учета стратегии фирмы и ее

текущих возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: