с позиций интегрированной логистики важными явля-
ются полные логистические цепи (см. параграф 4.3). В ре-
альных условиях, учитывая большое число логистических
посредников, многоассортиментность материальных ресур-
сов, используемых при производстве современных товаров,
и разветвленные распределительные сети, полные логисти-
ческие цепи встречаются достаточно редко. Вследствие это-
го термин полные логистические издержки обычно связы-
вают с понятием логистического канала (см. параграф 4.4).
Каждой логистической операции соответствуют опре-
деленные издержки, которые несут конкретные звенья
ЛС. Если звенья ЛС не входят в структуру фирмы — про-
изводителя товара, то для нее издержки партнеров высту-
пают как плата за их посреднические услуги.
Выделение тех или иных издержек или группы издер-
жек зависит от вида ЛС, задач управления и оптимизации
в конкретных логистических цепях и каналах. Укрупнен-
но можно выделить соответствующие издержки на ком-
плексные логистические функции на участках сети снаб-
|
|
жения, производства и сбыта, к ним добавить издержки
на информационно-компьютерную поддержку и финан-
совые операции при реализации базисных логистических
функций. Сумма всех этих издержек с учетом затрат на ло-
гистическое администрирование образует полные логисти-
ческие издержки в рассматриваемой ЛС. Часто для реше-
ния задач оптимизации структуры или управления в ЛС
в составе полных логистических издержек учитываются
62. Полные логистические издержки
іипч�ри прибыли от замораживания (иммобилизации) ма-
I сриальных ресурсов, незавершенного производства и гото-
іюй продукции в запасах, а также ущерб от недостаточного
\ роішя развития систем снабжения, производства, дистри-
(ц»і()ции готовой продукции потребителям и логистическо-
го сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное
уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, поте-
ря прибыли и т.п.
В соответствии с системным подходом управление ло-
гистическими издержками в фирме следует осуществлять
исходя из приоритета полных логистических издержек над
частными. Характер взаимовлияния всего комплекса логи-
с гической деятельности фирмы на полные логистические
издержки представлен на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Взаимовлияние различных видов логистической
деятельности на общие логистические издержки
Освоение логистики как научного способа организации
бизнес-процессов начинается с изменения взглядов и при-
Глава 6. Логистические издержки
вычек их руководителей, которым необходимо управлять
|
|
своими подразделениями, сообразуясь с общей целью. Вме-
сто сокращения расходов по подразделениям необходимо
управлять суммарными издержками компании, и логисти-
ка не является исключением. Необходимо делать акцент
именно на управление, а не на общую минимизацию издер-
жек. Как правило, менеджер каждого из подразделений пы-
тается представить свою зону ответственности в качестве
отдельной предпринимательской деятельности с целью
достижения наилучшего результата своего подразделения,
а не фирмы в целом. Именно поэтому управленческий учет
бизнеса, нацеленный на каналы сбыта (особенно бизнеса
дистрибуционного и розничного), т.е. горизонтальная ори-
ентация намного предпочтительнее, чем функциональное
разделение, т.е. вертикальная ориентация. Более того, про-
цесс изменений зависит от множества факторов и стандарт-
ные схемы снижения затрат не приводят к успеху. В этом
смысле издержки на логистику ведут себя порой парадок-
сально: некоторое увеличение затрат на логистику в одном
из ее подразделений может снизить общие затраты на логи-
стику, а значит, увеличить прибыль компании в целом.
Затраты на логистику оказывают огромное влияние
на деятельность компании. Работая над их оптимизацией,
рекомендуется использовать нормативы затрат и гибкие
сметы. Разработка нормативов затрат включает два этапа:
1) установить нормированные приемлемые издержки
для каждого вида деятельности;
2) определить допустимые отклонения от нормативов.
Использование нормативов затрат напрямую решает
проблему стоимости логистических операций, потому что
при таком подходе определяют, какими должны быть затра-
ты, а не прогнозируют будущие издержки, исходя из опыта
прошлых. Чтобы составить обоснованный бюджет, разра-
ботанные нормативы затрат следует устанавливать по ви-
дам деятельности. Если нормативная стоимость обработки
единицы продукта зависит от изменения объема обраба-
тываемой продукции, это также должно найти отражение
в бюджете.
В обязанности специалиста по логистике, курирующего
управление логистическими затратами входят следующие
функции:
— j�eT логистических издержек по видам деятельности;
— построение системы оценки логистических издержек;
6.2. Полные логистические издержки
- анализ общих издержек на логистику;
— анализ прибыльности рыночного сегмента;
- анализ издержек на логистику и доходов;
— построение системы логистических показателей;
— контроль над логистическими издержками.
Учет логистических издержек по видам деятельности
предназначен для того, чтобы соотнести все соответствую-
щие затраты с выполненными работами, создающими до-
бавленную стоимость. Например, издержки, отнесенные
и а конкретного потребителя или продукт, должны отражать
псс затраты, которых потребовали соответствующие работы
II операции, независимо от того, где и когда они выполня-
лись. Калькуляция логистических издержек по видам дея-
I сльности опирается на положение о том, что все расходы
следует относить на конкретные работы и операции, погло-
щающие ресурсы, а не на организационные или бюджетные
подразделения. Например, два изделия, произведенные
на одном заводе, порой нуждаются в различных процедурах
сборки и обработки. Допустим, для сборки или упаковки
одного изделия требуются дополнительные оборудование
и трудозатраты. Тогда, если общие издержки, связанные
с трудозатратами и эксплуатацией оборудования, распреде-
лить по всем изделиям в расчете на совокупный объем про-
даж или производства, в себестоимость обоих изделий будут
паложены затраты на дополнительные сборочные и упако-
|
|
вочные операции, которые понадобились только для одного
из них. Это необоснованно занижает прибыльность более
простого изделия, так как, по сути дела, за его счет оплачи-
ваются операции, которые к нему не применялись. В про-
изводстве определение и правильный учет затратных фак-
горов означает, что на каждый отдельный продукт должна
быть полностью отнесена фактическая доля всех имеющих
к нему отношение накладных и операционных расходов.
Цели учета издержек по видам деятельности привле-
кательны для логистики. Калькуляция логистических из-
Держек по видам деятельности должна дать менеджерам
информацию, позволяющую определить, приносит ли кон-
кретный клиент, заказ, продукт или услуга прибыль.
Система оценки логистических издержек имеет смысл
голько для менеджеров, которые берут ее за основу для
принятия решений. Никакие правила и законы не требуют,
чтобы распределение логистических издержек по видам
деятельности носило всеобъемлющий характер или было
Глава б. Логистические издержки
представлено в финансовых отчетах фирмы. Эффективный
анализ логистических издержек должен производиться
по следующим основным направлениям:
1) определение издержек. Для того чтобы получить пред-
ставительный набор требуемых показателей, все затраты,
относящиеся к логистике, следует подвергнуть классифи-
кации по видам деятельности. Общие издержки, связанные
с прогнозированием спроса, управлением заказами, транс-
портировкой, складированием и упаковкой, нужно отде-
лить от других видов затрат;
2) временные рамки издержек. Важно определить пери-
од времени, в течение которого накапливаются оценивае-
мые затраты. В тех случаях, когда производство и продажа
разделены значительным промежутком времени, как это
происходит в сезонном бизнесе, крупные затраты на под-
держание запасов и выполнение других логистических опе-
раций бывают не связаны с созданием дохода;
3) компоновка издержек. Типичные объекты анализа —
это заказы потребителей, каналы распределения. Продук-
|
|
ты и услуги с добавленной стоимостью. Логистические
издержки могут быть представлены по-разному в зависи-
мости от того, как руководство намерено их использовать.
Имеются следующие формы представления:
— по группам функциональных издержек. Все расходы
на прямые и косвенные логистические услуги, выполнен-
ные за конкретный оперативный период, сводятся в отчете
в одну категорию (счет) с подробной разбивкой на подкате-
гории. Отчет о функциональных логистических издержках
должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить
финансовый контроль именно в тех уникальных условиях,
которые характерны для конкретной фирмы;
— группировка распределенных издержек — для соотне-
сения общих логистических затрат с натуральными показа-
телями деятельности. Общие логистические затраты можно
учитывать в расчете на тонну, центнер, товарную единицу,
заказ, товарную категорию;
— группировка постоянных и переменных издержек
важна для выявления причастности логистических затрат
к текущим и потенциальным операциям. Этот метод компо-
новки состоит в причислении издержек к постоянным или
переменным для приблизительной оценки масштаба изме-
нений в операционных затратах, последовавших в резуль-
тате колебания логистической производительности.
6.2. Полные логистические издержки
Анализ общих издержек на логистику. При проведении
II представлении результатов анализа общих (т.е. совокуп-
ных) логистических издержек принято уделять особое вни-
мание управлению запасами и транспортировке как двум
ключевым факторам проектирования логистической систе-
мы. Затраты и на управление запасами, и на транспортиров-
ку можно представить в достаточно подробной форме, чтобы
отразить соотношения разного рода функциональных затрат
для соответствующих логистических компонентов. Напри-
мер, затраты на связь, имеющие отношение к обработке за-
казов, а также к складированию и грузопереработке, можно
отнести к общей категории издержек управления запасами.
Общие расходы на содержание запасов в год, как прави-
ло, составляют приблизительно 25% их стоимости. Разуме-
ется, их необходимо минимизировать, но следует отличать
минимизацию затрат от минимизации запасов. Общие за-
траты на запасы разделяются на отдельные составляющие:
1) затраты на единицу продукции или затраты фирмы
на приобретение этой единицы;
2) стоимость заказа или затраты на размещение единицы
повторного заказа (может включать затраты на подготовку
заказа, его размещение, приемку, разгрузку, проверку, те-
стирование, использование оборудования). На практике
лучшую оценку затрат дает деление общих годовых затрат
отдела закупок на число отправленных им заказов;
3) затраты на хранение или затраты на хранение едини-
цы в запасе в течение установленного периода времени —
составляют 19—35% от годовых затрат;
4) затраты, связанные с возникновением дефицита — воз-
никают в тех слз�аях, когда продукт необходим, но его нель-
зя поставить из запаса. Влияние дефицита более широкое,
чем недополученная прибыль, так как включает утрату
имиджа, снижение репутации и потенциальные убытки
от снижения числа продаж в будущем. Затраты этого рода
могут также включать выплаты за действия, направленные
на снижение дефицита: экспедирование, отправка срочного
заказа, оплата доставки специальных видов продукции, ис-
пользование услуг более дорогих поставщиков. Большин-
ство фирм считают, что дефицит всегда дорого обходится,
и поэтому стараются избежать его возникновения. Другими
словами, они готовы платить относительно немного за со-
держание запасов, чтобы избежать относительно больших
затрат, связанных с дефицитом.
Глава 6. Логистические издержки
Затраты на содержание запасов в отличие от других эле-
ментов логистических издержек, таких как транспортные
или складские расходы, обычно включаемые в отчет пред-
приятия о прибылях и убытках, не столь очевидны, при
этом сами запасы представлены в разделе активов баланса.
Главным элементом затрат на содержание запасов является
вложенный в них капитал. Наличие запасов означает, что
эти деньги не могут быть инвестированы в другие ценно-
сти. Другими словами, указанную сумму нужно либо взять
в долг для финансирования оборотного капитала, либо вы-
честь их из нераспределенной прибыли. В первом случае
фирме придется платить проценты по кредиту. Во втором
она не сможет вложить их как часть нераспределенной при-
были в другие инвестиционные проекты.
Подчеркнем — при определении относительной вели-
чины затрат компании на содержание запасов неизбежны
произвольные решения. Некоторые фирмы устанавливают
этот показатель на уровне 12%, обосновывая свое решение
тем, что соответствуюш;ие затраты на капитал — это их вну-
тренние издержки. Другие устанавливают этот показатель
на уровне 40%, заявляя при этом, что плата за капитал, ин-
вестированный в запасы, должна быть такой же, как и для
капитала, вкладываемого в другие проекты. Последствия
каждого из этих решений могут быть различны.
Относительно низкие затраты на содержание запасов
уменьшают значение запасов и делают относительно бо-
лее суш;ественными транспортные расходы. В результате
стратегия, основанная на общих издержках логистики, бу-
дет направлена на минимизацию транспортных расходов
за счет увеличения числа распределительных центров, по-
зволяющих держать товары ближе к рынкам. Появление
дополнительных складов повышает потребность в запасах,
потому что на каждом складе нужны страховые запасы.
Таким образом, низкая доля затрат на содержание запа-
сов оборачивается стратегией, в которой дорогостоящие
средства транспортировки уступают место относительно
более дешевым средствам хранения запасов. И наоборот,
относительно высокая доля затрат на содержание запасов
разворачивает логистическую стратегию в противопо-
ложном направлении, т.е. ведет к централизации запасов
на немногочисленных складах и соответственному уве-
личению дальности грузоперевозок с повышением транс-
портных расходов.
6.2. Полные логистические издержки
В самом общем смысле транспорт делает доступными то-
пзры и сырьевые ресурсы, производимые в других районах.
\ транспорта каждый населенный пункт был бы обречен
на экономическую изоляцию и необходимость самообес-
I качения. Результатом такого положения стали бы нехватка
предметов потребления, высокие цены и неэффективное
использование природных ресурсов. Транспорт обеспечи-
иает открытость пространства и делает возможным спе-
циализацию. Транспорт следует рассматривать как фактор
снижения общих издержек в том смысле, что транспортные
услуги позволяют достичь экономии в процессе производ-
ства и сбыта.
В логистическом планировании транспорт рассматривает-
(·я как инструмент, связывающий географически разобщен-
ные места производства, складирования и сбыта в единую
систему. В широком смысле логистическая система состо-
ит из всех мощностей, где осуществляется хранение и об-
работка материалов, незавершенной и готовой продукции.
Поэтому все предприятия розничной торговли, склады го-
товой продукции, производственные предприятия и склады
материальных ресурсов образуют некую пространственную
конфигурацию логистических мощностей. Для понимания
экономики транспорта и основ ценообразования в отрасли
важно знать критерии распределения издержек. Распределе-
ние затрат — это, разумеется, забота перевозчика, но и гру-
зоотправителю нужно иметь представление о структуре из-
держек, которая содержит несколько категорий:
— переменные издержки, величина которых предсказуе-
ма и непосредственным образом связана с объемом деятель-
ности. Никакой перевозчик не может брать за свои услуги
цену ниже его переменных издержек, иначе он разорится;
— постоянные издержки — не связаны напрямую с объ-
емом перевозок и подлежат покрытию, даже когда фирма
не осуществляет транспортные операции;
— сопряженные издержки — неизбежно возникают при
принятии решения об оказании конкретной услуги;
— общие издержки — транспортные расходы, кото-
рые несут все грузоотправители, или некоторая часть та-
ких расходов. В состав общих издержек входят затраты
на административно-управленческий аппарат, на содержа-
ние терминалов и т.п., и их относят к накладным расходам.
Зачастую эти издержки распределяют среди грузоотпра-
вителей пропорционально приходящемуся на каждого
Глава б. Логистические издержки
объему операций (числу заказанных перевозок). Но такой
метод распределения накладных расходов может оказать-
ся несправедливым, если какой-то грузоотправитель фак-
тически не пользовался услугами перевозчика (например,
в связи с отсутствием в намеченный срок груза для от-
правки).
Для того что бы оптимизировать уровень логистических
затрат компании, необходимо провести детальный анализ
по выделению логистических издержек. Проведение этого
анализа необходимо в связи с тем, что зачастую затраты
на выполнение логистических функций учитываются раз-
дельно, в бюджетах разных подразделений, что приводит
к уменьшению реальных объемов затрат на логистику в гла-
зах менеджмента компании. Кроме того, в ситуации, когда
компания работает в нескольких сегментах рынка, логисти-
ческие издержки зачастую относятся на самый крупный
из сегментов, что искажает реальную картину прибыльно-
сти различных рыночных сегментов.
Все издержки компании необходимо разнести
по нескольким (не более десяти) основным направлениям
деятельности, часть из которых условно рассматриваются
как центры прибыли, а остальные — как центры затрат. По-
сле выделения этих направлений представляется необходи-
мым решить следующие задачи:
1) определить долю логистических расходов, приходя-
щихся на региональные продажи и продажи за пределами
данного региона. Этот процесс необходим для определения
прибыльности каждого из географических рынков, которые
обслуживает компания;
2) определить долю логистических расходов, приходя-
щуюся на каждый из каналов продаж (дилерские, активные
и продажи через розничную сеть). После проведения этой
операции появится возможность сравнить прибыльность
реализации продукции через каждый из каналов и выбрать
наиболее и наименее приоритетные каналы сбыта;
3) определить долю логистических расходов, приходя-
щуюся на каждую группу продукции. Это позволит выяс-
нить истинную рентабельность каждой из групп продуктов
и определить наиболее высокорентабельные сегменты ас-
сортимента.
Анализ прибыльности рыночного сегмента. Класси-
фикация затрат в аспекте управления запасами и транс-
портировки наглядно выявляет основные соотношения
Ѣ2, Полные логистические издержки
и зависимости, которые служат обоснованием затрат при
проектировании логистической сети. Выделение транс-
портировки и управления запасами в качестве ключевых
факторов, диктующих структуру ЛС, объясняется тем, что
(иіи представляют пространственное и временное изме-
|)(міия логистических операций. Транспортировка задает
географическое (пространственное) измерение логистиче-
ским операциям, обеспечивая размещение продуктов там,
где потребители предъявляют спрос на них. Управление
запасами определяет интенсивность использования капи-
тала (оборачиваемость активов), обеспечивая доступность
продуктов именно тогда, когда потребители предъявляют
спрос (временное измерение). Еще одна причина особого
внимания к транспортировке и управлению запасами за-
ключается в том, что эти два фактора поглощают 80—90%
всех логистических расходов типичной фирмы. Оценка об-
щих издержек по видам деятельности не требует обычной
бухгалтерской точности и скрупулезности. Главная задача
такой оценки — помочь менеджерам лучше понять, как об-
щие издержки связаны с выполнением конкретных работ.
В ходе такого анализа обычно на каждого потребителя
относят соответствующую долю прямых логистических из-
держек, включая расходы на транспортировку, складские
операции, исполнение заказов, управление запасами и де-
биторской задолженностью. Результатом анализа прибыль-
ности является отчет о прибылях и убытках, включающий
расходы на обслуживание потребителей. Хотя менеджеры
по маркетингу готовят такие отчеты для разных продуктов,
анализ редко доходит до уровня отдельных потребителей,
отражающий и расходы на физическое распределение.
В логистическом анализе можно выделить разновидно-
сти не только на основании применяемых технологий ис-
следования, но и на основании функциональных областей
приложения, к которым относятся размещение логистиче-
ских мощностей, управление запасами и управление транс-
портировкой.
Анализ издержек на логистику и доходы фирмы. Общая
стратегическая цель фирмы — достичь высокого базового
уровня обслуживания, не поставив себя при этом в пол-
ную зависимость от накопления запасов как единственного
способа решения стоящих перед ней задач. Обслуживание
подразумевает три основные характеристики: доступность,
функциональность и надежность. Для достижения и под-
Глава 6. Логистические издержки
держания высокого уровня обслуживания, как правило,
не обойтись без информационных систем, способных обес-
печить согласованную реализацию гибких стратегий рас-
пределения. При проектировании логистической системы
важно установить баланс между базовым уровнем обслужи-
вания, который фирма намерена предложить потребителям,
и операционными издержками, необходимыми для соблю-
дения установленных целевых нормативов.
Анализ безубыточности помогает в общих чертах при-
кинуть величину издержек, обеспечивающую заданный
уровень базового обслуживания потребителей. До тех пор,
пока руководство фирмы не определит, что объем продаж
достиг или превысил точку безубыточности, наращива-
ние усилий и затрат ради увеличения доступности запасов
не оправдано. Вместе с тем, какой бы базовый уровень ло-
гистического сервиса фирма не наметила для себя в каче-
стве целевого норматива обслуживания потребителей, она
должна тщательно согласовывать его с целями и задачами
своей общей маркетинговой стратегии и распространить
на всех клиентов без исключения. Такие решения нельзя
принимать без скрупулезного учета стратегии фирмы и ее
текущих возможностей.