Вопрос 8: Что такое финансовый план?

Вопрос 7: Что такое среднесрочный план?

Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 года до 3 лет. В сравнении с долгосрочными планами эти планы более подробны и содержат большее число количественных показателей, в них де­лают упор на распределение ресурсов. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура предприятия, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, исследования, разработки.

В отечественной экономической практике среднесрочный план, как правило, входит составной частью в план перспектив­ный. Преимущество такого «двойного планирования» заключается в том, что:

· Отделение стратегических планов от количественных проектировок позволяет вычленить стратегические вопросы.

· Сокращение горизонта количественного плана придает большую достоверность долгосрочным проектировкам.

Финансовое планирование на срок более 3 лет теряет значение, так как возрастает неопределенность.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

· Содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

· Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

· Служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов

Бюджетирование – это инструмент финансового планирования. Планирование бюджетов подразделений и контроль за их исполнением – это важный процесс в финансовом планировании, который напрямую влияет на финансовый цикл и на объем оборотного капитала. Автоматизация данного процесса позволит увереннее принимать решения и стабильнее развиваться предприятию на рынке.

1.2.5.1. Автоматизация и информатизация.

Среди большого многообразия программного обеспечения, начать свое знакомство с продуктами надо с перечисленных ниже:

· КИС: Бюджетирование.

· Красный директор.

· Prophix.

· Bplan.

· 1С и Инталев.

1.2.6. Вопрос 9: Что такое краткосрочный план?

Вопрос: Краткосрочное планирование рассчитано на срок до 1 го­да (в том числе год, полгода, месяц и т.д.). Примером краткосрочного планирования служат план товарооборота, план по сырью, производственный план, план по труду, план движения запасов го­товой продукции, смета расходов.

Краткосрочное планирование тесно связывает планы различ­ных партнеров и поставщиков. Поэтому все эти планы согласовываются либо отдельные их моменты являются общими как для са­мой компании-производителя, так и для ее партнеров.

Краткосрочное планирование выступает в форме текущих и оперативных (оперативно-производственных) планов. Текущий план — это план, где увязаны все направления деятельности пред­приятия (производство, сбыт, исследования и разработки, снабже­ние, маркетинг, финансовый учет и др.) и работа всех его струк­турных подразделений (филиалов, цехов, участков) на текущий финансовый год. Такие планы детально разрабатываются для каж­дого функционального подразделения в форме бюджетов (для реа­лизации плановых задач выделяются определенные ресурсы). Со­вокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, со­стояние баланса предприятия.

1.2.7. Вопрос 10: Что такое оперативный план?

Оперативные планы направлены на решение конкретных вопро­сов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Они име­ют узкую направленность, высокую степень детализации и характе­ризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.

Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода (до года).

Задачей оперативного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для достижения наилучших конечных результатов производства.

Оперативное планирование складывается из календарного планирования и диспетчирования (оперативного регулирования).

В объем работ по оперативному планированию входит:

· разработка прогрессивных плановых нормативов движения производства;

· составление оперативных планов и графиков для цехов, участков, бригад и рабочих мест и их доведение до непосредственных исполнителей;

· оперативный учет и контроль хода производства, предупреждение и выявление отклонений от предусмотренных планов и графиков и обеспечение стабилизации хода производства.

Автоматизация и информатизация. Система календарного планирования и диспетчерского контроля Zenith SPPS - это полнофункциональная MES-система, которая обеспечивает полный контроль над процессом производства, отслеживание готовности заказа, удобное и грамотное планирование (https://www.zspps.com/oper1.html). Zenith SPPS - одна из наиболее проработанных и доступных систем класса MES, которая может стать как хорошим расширением ERP-системы предприятия, так и работать самостоятельно. Принцип функционирования системы заключается в планировании мощностей и непрерывной поддержке производственного расписания на основе данных о состоянии и загрузке оборудования (станки, инструментальные средства и т.п.) и наличия ресурсов в каждый момент времени.

1.3 Тема 3: Основные понятия, планируемые результаты.

1.3.1. Вопрос 11: Какие основные понятия?

На предприятии разрабатывается программа действий по дос­тижению желаемых производственных показателей. Для этого сна­чала устанавливаются: временные шаги (горизонт планирования), конкретные показатели, которые необходимо достигнуть в плановое время, ответственность подразделений предприятия за выпол­нение плана. Затем следует определить, какие важнейшие действия необходимо предпринять, чтобы поставленные результаты были достиг­нуты.

Для того чтобы мы могли говорить и размышлять об эффективной работе на предприятии, нам необходимо знать основные категории (понятия) в планировании. Тогда мы будем друг друга понимать.

Существует три вида планируемого результата:

· Задачи – это то, к чему мы стремимся и достигаем в плановом отчетном периоде.

· Цели или вехи – это то, к чему мы стремимся, но достигнем, как правило, за пределами отчетного периода.

· Идеалы – это то, к чему мы стремимся, но никогда не достигнем, а только сможем приблизиться.

Различают непериодическое (нерегулярное, от случая к случаю) и периодическое (текущее или стандартное) планирование.

· Периодическое планирование может быть скользящим (с перекры­вающими друг друга периодами) или последовательным (когда выпол­нению очередного плана предшествует окончание предыдущего).

Горизонт планирования – это период времени, на который распространяются планы предприятия (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование).

Горизонт планирования — это тот временной отрезок (месяц, квартал, год и т.д.), на который рассчитано выполнение планового задания. Выбор конкретного горизонта планирования обусловлен многими факторами, основные среди них следующие:

· Среднее время от появления идеи до ее внедрения — времен­ной цикл предпринимательского проекта.

· Продолжительность воздействия принимаемых решений на организацию, т.е. период связанности этими решениями.

· Степень предсказуемости будущего, т.е. в течение какого вре­мени можно прогнозировать устойчивое развитие проекта.

В зависимости от горизонта планирования различают долго-, средне- и краткосрочное планирование. Так, согласно почтовым опросам и интервью, в большинстве американских и английских компаний используются пятилетние планы, а в Японии чаще встречаются трехлетние (см.: Коно Т. Структура и стратегия японских предприятий. С. 299). Это связано с тем, что японские предприятия действуют в условиях большей неопределенности. В США и Вели­кобритании горизонт планирования длиннее потому, что внешнее окружение компаний более стабильно, менее конкурентно.

До начала 90-х годов отечественные предприятия применяли планы с самыми разными горизонтами планирования. В настоящее время чаще всего применяется годовой план, как разновид­ность текущего (оперативного) планирования.

В современной зарубежной практике широко распространено составление двух (нескольких) планов с разным горизонтом плани­рования (двойное планирование). При этом один вид плана как бы поддерживает другой, конкретизирует его в более короткий проме­жуток времени, отчего планирование становится более достовер­ным.

Автоматизация и информатизация. Планировать результатами – это правильно. CaPlan - это программное обеспечение для визуального планирования ресурсов. Система позволяет вам назначать сотрудников на проекты или определенные задания, согласно вашим требованиям. Основываясь на этом высокоуровневом распределении, менеджеры проектов могут создавать проектные планы, используя для этого стандартные средства, такие как Microsoft Project. CaPlan предлагает полное планирование ресурсов, включая выходные, деловые поездки и т.д.

1.3.2. Вопрос 12: Какова цель планирования ресурсов предприятия?

Таким образом, говоря о планировании необходимо рассматривать предмет планирования, то есть то, над чем будут происходить наши действия. Цель планирования ресурсов – оптимизация их использования. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней их расхода, направлений и сроков использования, режима потребления, взаимозаменяемости ресурсов, комбинаций ресурсов в продукте. Ресурсы предприятия:

1.3.3. Вопрос 13: Что такое ресурс труд?

· Труд – люди.

1.3.4. Вопрос 14: Что такое ресурс время?

· Время – Располагаемое время влияет на возможности получения информации о проблемной ситуации и всестороннего обоснования последствий планируемого решения.

1.3.5. Вопрос 15: Что такое ресурс информация?

· Информация – информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого и иного характера. Она имеет собственника, имеет технологию обработки, является предметом и продуктом труда, предметом защиты от несанкционированного доступа.

1.3.6. Вопрос 16: Что такое ресурс предметы труда?

· Предметы труда – материалы, детали, узлы, комплектующие и т.д.

1.3.7. Вопрос 17: Что такое ресурс средства труда?

· Средства труда – оборудование, инструмент, приборы и т.д.

1.3.8. Вопрос 18: Что такое ресурс капитал?

· Капитал – деньги, ценные бумаги и т.д.

1.3.8.1. Автоматизация и информатизация.

ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — Система планирования ресурсов предприятия) — корпоративная информационная система (КИС), предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании. Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — Планирование производственных ресурсов). Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом. В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Изменение данных производится через функции (функциональные возможности) системы. ERP-система состоит из следующих элементов:

· модель управления информационными потоками на предприятии;

· аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;

· СУБД, системное и обеспечивающее ПО;

· набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;

· регламент использования и развития программных продуктов;

· IT-департамент и обеспечивающие службы;

· собственно пользователи программных продуктов.

Основные функции ERP систем:

· ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;

· формирование планов продаж и производства;

· планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;

· управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;

· планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;

· оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;

· управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов

· Отличие между ERP-системами и системами электронного документооборота (СЭД) в том, что, как правило, в ERP документы не «ведутся», а «проводятся» — уже после того, как они осуществят свой жизненный цикл, то есть будут созданы, обсуждены, проверены, согласованы, утверждены и т. д. А СЭД осуществляет поддержку такого жизненного цикла документов на предприятии.

Перечень программ:

· Компас.

· Капитал CSE.

· 1С:Предприятие.

· AVARDA.

· Microsoft Dynamics от Microsoft.

· Oracle eBusiness Suite от Oracle

· PeopleSoft от Oracle

· SAP R/3 и mySAP от SAP

· Галактика ERP от корпорации Галактика.

· ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент группы компаний ИНТАЛЕВ

· Капитал CSE от Геликон Про.

1.3.9. Вопрос 19: Какое определение планирования?

Планирование на предприятии – это процесс созидания будущего, используя все имеющиеся материальные, технические, трудовые и финансовые ресурсы, с целью получения в конечном итоге прибыли.

Поскольку начинать планирование необходимо заранее, то с этой точки зрения планирование – это предвидение. То есть планирование – это умение предвидеть то, к чему стремится предприятие, а также умение предвидеть риски, то, что может помешать, которые нельзя полностью устранить, но можно ими управлять.

1.3.10. Вопрос 20: Какая взаимосвязь результатов и ресурсов?

Во всяком процессе планирования выбор основных результатов и возможных средств их осуществления тесно связаны между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные результаты во многом влияют на выбор средств их предстоящего осуществления. Не менее очевиден тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности влияют также на выбор стратегических или тактических результатов развития предприятия.

1.3.11. Вопрос 21: Какие экономические результаты современного отечественного рынка или производства?

Экономический рост (желание предприятий обеспечить производство большего количества товаров и услуг)

Экономическое развитие (желание предприятий обеспечить производство лучшего качества товаров и услуг)

Полная занятость (предполагает возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться)

Экономическая эффективность (подразумевает максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при минимуме издержек на их использование)

Стабильный уровень цен (отсутствие значительного колебания цен, а значит, инфляции и дефляции)

Экономическая свобода (высокая степень самостоятельности и творчества всех специалистов и исполнителей в своей сфере деятельности)

Справедливое распределение доходов (соответствующее вознаграждение всех категорий персонала)

1.3.12. Вопрос 22:Что такое финансовый цикл?

Финансовый цикл – это период времени от оплаты материалов, комплектующих и сырья поставщику до получения денежных средств за товары и услуги от покупателя.

1.4 Тема 4: Подразделения планирования на предприятии.

Люди предприятия – это основной ресурс, от которого зависит успех работы, долголетие и стабильность, материальная и духовная культура и корпоративный стиль.

Состав и организационная структура плановых органов пред­приятия зависят от многих факторов и конкретных условий производства, в частности, от размера предприятия, динамичности рын­ка продукции, стабильности контрагентов, от количества, состава и формы организации подразделений предприятия, от характера и особенностей выпускаемой продукции.

1.33.1. Вопрос 23: Зачем АУП, топ-менеджеры, CEO?

К основным функциям высшего руководства предприятия от­носятся:

· установление единой стратегии развития или обоснование результата планирования,

· выбор основных способов ее достижения,

· оп­ределение методов и технологии разработки планов.

1.33.2. Вопрос 24: Зачем планово-экономический отдел?

На небольших предприятиях планово-экономический отдел мо­жет отсутствовать, тогда его функции передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному ведению одного из заместите­лей директора. Важнейшие вопросы, связанные с деловым или стра­тегическим планированием, решаются с участием специалистов пред­приятия. Могут быть привлечены также и внешние консультанты.

Организация планирования и контроль за ходом выполнения планов возложен на плановый (планово-экономический, маркетинговый) отдел пред­приятия. В его функции входят:

· Разработка структуры обязательных для предприятия планов и направление их для утверждения руководящим органам предприятия.

· Организация работы по составлению планов, вид которых ут­вержден руководством предприятия, подготовка материалов и исходных данных во всех отделах и службах предприятия, участвующих в плановой работе.

· Составление технико-экономических прогнозов по важнейшим направлениям деятельности предприятия.

· Разработка нормативных плановых документов (виды и структура планов) для структурных и функциональных под­разделений предприятия.

· Согласование планов всех подразделений предприятия.

· Контроль за выполнением планов предприятия в целом и его отдельных структурных и функциональных подразделений.

Персонал планового отдела совместно с высшим руководством разрабатывает стратегию фирмы, участвует в выборе и обосновании экономических целей, анализе и оценке плановых и фактических результатов деятельности предприятия.

Плановый отдел взаимодействует с плановыми бюро структурных подразделений, а также с функциональными подразделениями предприятия в целом, как-то: отдел маркетинга, товарный отдел, отдел цен, финансовые службы, координирует их работу при подготовке отдельных видов планов всего предприятия. В плани­ровании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные.

Рекомендации планового отдела, касающиеся плановой работы, обязательны для всех структурных и функциональных подразделе­ний, за исключением тех, которые согласно нормативным докумен­там отнесены к компетенции руководства (дирекции) предприятия.

1.33.3. Вопрос 25: Зачем производственно-диспетчерский отдел?

· разрабатывает номенклатурные, производственные задания цехам и производственным участкам,

· устанавливает сроки и кон­тролирует ход выполнения этих заданий.

1.33.4. Вопрос 26: Зачем отдел маркетинга?

В рамках плановой работы отдел маркетинга занимается иссле­дованием рынка, планированием основных товарных групп (ли­ний), сбыта, продвижения и распределения продукции.

1.33.5. Вопрос 27: Зачем сервисный отдел?

Товарный отдел отвечает за комплектацию и послепродажное обслужива­ние, а также планирует уменьшение количества рекламаций.

1.33.6. Вопрос 28: Зачем отдел ценообразования?

В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой поли­тики предприятия.

1.33.7. Вопрос 29: Зачем отдел логистики?

Отдел сбыта планирует конкретные направления сбыта про­дукции, а также новые формы обслуживания и торговли.

1.33.8. Вопрос 30: Зачем финансовый отдел?

Финансовые службы ведают планированием расходов и конеч­ных показателей финансовой деятельности предприятия.

1.33.9. Вопрос 31: Зачем отдел кадров?

Кадровый отдел ведет планирование использования трудовых ресурсов.

1.33.10. Вопрос 32: Что планирует производственный отдел?

Производственно-технические службы (планово-диспетчерские бюро подразделений предприятия) отвечают за планирование рабо­ты отдельных подразделений предприятия, планирование по сме­нам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и го­товой продукции.

1.33.11. Вопрос 33: Что планирует отдел бухгалтерии?

1.33.11.1. Автоматизация и информатизация.

Самой распространенной системой автоматизации работы бухгалтера является система 1С. Перечень программ:

· Инфо-Бухгалтер.

· ФинЭко.

1.33.12. Вопрос 34: Что планирует отдел продаж?

1.33.12.1. Автоматизация и информатизация.

На сегодняшний день на рынке информационных технологий предлагается либо приобрести решение в собственность, либо воспользоваться услугами сторонней организации.

Система автоматизации продаж 24com является принципиально новым инструментом управления продажами. В отличие от других SaaS-систем (программное обеспечение как сервис), она имеет ряд неоспоримых преимуществ.

· Возможность работать из любой точки с доступом в интернет.

· Сохранность информации в системе неограниченное время.

· Работа без крупных единовременных вложений.

· Возможность повышать качество сервиса. Чтобы расположить к себе клиентов, сегодня недостаточно иметь вежливых менеджеров, удобный офис или бесплатную доставку — нужно нечто особенное. Система автоматизации продаж 24com предлагает инструменты для повышения качества сервиса и налаживания хороших отношений с клиентами. Одним из таких инструментов является модуль «умные рассылки». Модуль «умные рассылки» системы автоматизации продаж 24com позволяет информировать клиентов обо всех важных мероприятиях компании. Сообщать об акциях и специальных предложениях, открытии новых офисов продаж в том или ином городе и отправлять персональные поздравления клиентам — все это можно делать при помощи «умных рассылок». Вам стоит лишь написать соответствующее письмо, выбрать нужные фильтры («имя получателя» или «пол получателя), базу адресов (например «только Москва») и поставить на рассылку.

Перечень программных продуктов для обеспечения взаимоотношений с покупателями:

· Microsoft Dynamics от Microsoft.

· ACT! от SAGE CRM Solution

· Clientele от Epicor Software Corporation

· infor:CRM от Infor business solution AG

· GoldMine BCM от FrontRange Solutions

· GoldMine CE от FrontRange Solutions

· Maximizer Enterpise от Multiactive Software

· mySAP CRM от SAP AG

· Oracle E-Business Suite от Oracle Corporation

· Sales Logix от Sage CRM Solutions Ltd.

· iRenaissan-ce. CRM (Selligent XI) от Selligent

· Siebel CRM от Siebel Systems

· 1С-Рарус: CRM Контакты 1.0 от 1С-Рарус

· 1C-Рарус: CRM Управление продажами от 1С-Рарус

· 1С Предприятие 8.0 от 1С

· AT Клиент от Компания Активные Технологии

· Axiom.CRM от Город-Инфо

· CLIENTmanager от ООО ГПР

· CRM Lite от ViPro

· с-Commerce от Компания КУРС

· CRM-CENTER от Kasatka Consulting Group (в работе)

· MetodiX от Консалтинговая группа Berner and Stafford

· Naumen CRM от NAUMEN

· Quick Sales от Про-Инвест- ИТ

· Sales Expert от Про-Инвест- ИТ

· Sigma Client от ООО Сумма технологий

· SM Plasma от ООО Софтоматика

· TerraSoft CRM от Terrasoft

· TopCRM от Информаци-онные технологии TopPlan

· WinPeak CRM от ВинПик Интернешнл

· АвтоКод-CRM от АвтоКод

· Асофт CRM от Компания АСофт

· Деловое Досье Клиенты от АстроСофт

· ИНЭК-Партнер от Группа ИНЭК

· Капелла CRM 2.0 от Инкап

· Клиент - Коммуника-тор 5.7 от Бмикро

· КОМПАС: Маркетинг и Менеджмент от Компас

· Контактер от CRMcom

· Контакты от Semantica Inc.

· Монитор 3.0 CRM от ООО Бизнес Навигатор

· Монолит: CRM от Компания Монолит-Инфо

· Парус-менеджмент и маркетинг от Парус

· ФОЛИО CRM от Компания ФОЛИО

· ЦФТ-Клиенты от Центр Финансовых Технологий

1.33.13. Вопрос 35: Что планирует отдел предпродажного обслуживания?

1.33.14. Вопрос 36: Что планирует отдел развития?

1.33.15. Вопрос 37: Что планирует офис менеджеры?

1.33.15.1. Автоматизация и информатизация.

Основной темой для автоматизации служит единая система по документообороту предприятия. Основные принципы электронного документооборота:

· Однократная регистрация документа, позволяющая однозначно идентифицировать документ в любой инсталляции данной системы.

· Возможность параллельного выполнения операций, позволяющая сократить время движения документов и повышения оперативности их исполнения.

· Непрерывность движения документа, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа (задачи) в каждый момент времени жизни документа (процесса).

· Единая (или согласованная распределённая) база документной информации, позволяющая исключить возможность дублирования документов.

· Эффективно организованная система поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальной информацией о нём.

· Развитая система отчётности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролировать движение документов по процессам документооборота и принимать управленческие решения, основываясь на данных из отчётов.

Примеры программных продуктов:

· Дело

· EOS for SharePoint

· 1С:Предприятие.

· БОСС-Референт.

· CompanyMedia - система электронного документооборота и управления бизнес-процессами.

· DIRECTUM.

· DOCUMENTUM.

· ЕВФРАТ-Документооборот

· Канцлер.

· Кодекс: Документооборот.

· jDocFlow.

· ProjectMate — простая PSA-система управления проектами и электронного документооборота для компаний сферы услуг.

· МОТИВ

· FossDoc

· Lotsia PDM Plus

· Globus Professional

· ПК Заявки - Автоматизация процесса создания, рассмотрения и обработки диспетчерских заявок на ремонт энергетического оборудования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: