Вопрос: Анализ ситуации на рынке.
Вопрос: плановые работы на предприятии.
Тема: Планирование деятельности предприятия.
► Существуют особые правила планирования деятельности предприятия, которые касаются порядка организации плановых работ, особых приемов (методов) и схем планирования. Различают четыре основных этапа плановой работы на предприятии:
o Анализ ситуации на рынке (в регионе, отрасли, сфере деятельности).
o Анализ текущей и перспективной позиции предприятия (подразделения).
o Собственно планирование.
o Контроль выполнения плана.
► Анализ ситуации на рынке. Как отмечал в своих работах Н.Д. Кондратьев, важнейший элемент плановой работы — анализ ситуации на рынке. Он проводится на основе экспертных оценок, подтвержденных кратким статистическим анализом, цель которого — выявить основные рыночные тенденции за время, предшествующее планируемому. Исследуемый период должен превышать планируемое время или, как минимум, соответствовать ему.
► Ситуационный анализ включает в себя следующие разделы:
o Региональный экономический анализ (динамика региона, рынка).
o Анализ основных отраслей и групп населения в регионе, имеющейся и целевой клиентуры.
o Анализ конкурентной среды — диагностика основных конкурентов (доля на рынке, области и методы конкуренции).
o Анализ направлений технического развития.
o Оценка перспектив сотрудничества с федеральными и местными органами исполнительной власти.
► В результате аналитической работы составляются прогнозы, касающиеся положения предприятия на рынке, а именно:
o Экономические прогнозы — носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям (перспективное развитие экономики в целом или рынка отдельных товаров);
o Прогнозы развития конкуренции — характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их способность пожертвовать своей долей на рынке и т.д.;
o Прогнозы развития технологии — ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологии.
o Прогнозы состояния рынка — используются для анализа рынка товаров (структура, степень расширения, изменение вкусов потребителей и пр.).
o Социальные прогнозы — исследуют отношение людей к тем или иным общественным явлениям.
► Анализ предполагает оценку:
o Положения предприятия на местном рынке.
o Технической обеспеченности.
o Развития сети учреждений предприятия.
o Инфраструктуры предприятия.
o Кадровых ресурсов.
► На основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места предприятия на рынке, анализа технического и кадрового потенциала формулируются рыночные'(внешние) и внутренние задачи (цели) предприятия на предстоящий плановый период.
► Постановка целей предприятия неразрывно связана с планированием его деятельности. Без четких, реально достижимых целей предприятие обречено на провал, так как незнание направления движения фирмы, невозможность контроля за промежуточными результатами, отсутствие плана действий не позволяют предприятию развиваться. Если установить цель, которая превышает возможности предприятия, можно понести существенные потери и убытки. Все средства и ресурсы, направленные на достижение такой цели, можно полностью потерять, не достигнув при этом никакого положительного результата.
► К рыночным задачам относятся: усиление или сохранение позиций на местном рынке, достижение к концу планового периода конкретных объемов производства, формирование универсального конкурентного спектра продукции и услуг, создание имиджа лидера и пр.
► К внутренним целям относятся: достижение контрольных показателей деятельности предприятия (финансовых, структурных, качественных), поддержание определенного уровня ликвидности (оптимальные уровни доходности и риска), реструктуризация активов и пассивов, развитие внутренних ресурсов предприятия (персонал, материально-техническое и программно-информационное обеспечение, совершенствование сети филиалов и пр.).