Монархия

Итак, основным корнем в термине «монархия» является «моно». Однако, наличие одного правителя совершенно не обязательное условие монархии. В истории монархий существует с давних пор институт со-правления, со-правительства. Это не редкость, и на престоле могут быть одновременно два монарха, старший и младший, или два равноправных. Бывало больше, а максимальное число римских императоров (правда, короткое время) было пять, одновременно правивших в пределах Римской империи.

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

1. Династическая монархия, к которой мы как-то привыкли, и не представляем себе иного варианта стараниями современной прессы, далеко не самый частый вариант. Кроме того, сам способ наследования даже в династических системах бывает различным, а мы с вами воспринимаем, чаще всего, один — майоратный (западноевропейский средневековый): от отца к старшему сыну. Майоратный принцип тоже может действовать различно — с исключением женщин из престолонаследия, или со включением женщин в династическое преемство.

2. Родовая монархия. Однако нередко встречается монархия, где наследником престола является любой представитель царского рода, тогда воля других лиц или воля общества вмешивается в вопрос о том, кто из представителей царского рода станет царем. Это гораздо более распространенный в истории принцип,

3. Наконец, не редкость и избирательная монархия. Она может действовать как чисто избирательная — каждый монарх избирается из совокупности любых претендентов благородного происхождения. Она может распространяться на родовую систему — монарх избирается из членов царского рода, может действовать в династической системе — то есть, наследником престола является старший сын, однако лишь в том случае, если его права рождения будут подтверждены избранием.

Это русская система, так избирались русские цари все без исключения, от смерти первого тирана Ивана IV до избрания на престол второго тирана Петра I, который совершил бюрократический переворот и устранил систему избрания. Заметьте себе, хоть на полях, что избирательная монархия в династической системе — наша национальная традиция.

Избирательной была византийская монархия, наш образец, ибо это православная монархия. Более того, византийский император (собственно, василевс ромеев) как христианский царь легитимизировался православным народом, ибо православный народ и есть тело Церкви. На это обратил внимание современный исследователь Владимир Владимирович Видеманн, даже позволивший себе назвать византийскую систему (в работе «Знаки империи») «самодержавной демократией». Чисто авторский термин, но я вам его сообщаю.

Монархия имеет прообраз, все три формы власти имеют свои прообразы. И все три прообраза древнее государственности. Поэтому вопрос о древности форм власти в государстве в некотором смысле вопрос умозрительный. Власть сложилась раньше государства. Однако можно подозревать (хотя и невозможно доказать), что монархическая форма — древнейшая, ибо прообразом монархии является семья. Разумеется, нормальная семья, не шведская или еще какая-нибудь семья нашего века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: