Лекция Кантора 13 октября

Фома Аквинский. В 13 веке шло соперничество между двумя орденами — францисканцев и доминиканцев. В этот период начинается влияние византийской, то есть православной церкви. Очень значительное влияние мусульманской веры (крестовые походы), также влияние еврейской философии. «татары не походили на мавров», - Пушкин. Влияние Платона сменяется невероятным влиянием Аристотеля. Крупнейшим среди мыслителей был Фома или Томаза Аквинский. 1221-1274 год. Сын графа Ландольфа Аквинского. Родился влизи города Аквина, расположенного между Неаполем и Римом. Его влияние обеспечило победу Аристотеля над Платоном вплоть до Возрождения. Аквинский стал создателем крупнейшей философской школы — томизма. Это учение было утверждено в 1279 году. Стал официальной доктриной Ватикана. После смерти Фома Аквинский был причислен к лику святых и его назвали ангельским доктором. «сумма теологии» и «сумма против язычников». Основная задача — идея к стремлению соединить христианскую веру с учением Аристотеля, которое было высшей рациональной точкой человечества. Разум — центральный вопрос Средневековой мысли. Теология — ведущая, а философия — служанка богословия. Для спасения человеческого рода было необходимо, чтобы существовала наука, основанная на божественном откровении. Церковь не должна отвергать рациональный способ постижения истины. В сумме теологии уже звучит мотив философии нового времени. По закону природы человек приходит в умопостигаемому через чувственное, ибо все наше познание берет исток у чувственных восприятий. По идее Фомы разум не может противоречить вере. Ибо это два разных пути приобщения человека к Богу. Не все принципы христианства могут быть постигнуты разумом. Разум может доказать существование бога, может доказать бессмертие души, но воплощение сына божьего в человеке, страшный суд, сотворение мира из ничего из разума не может быть выведено. Проблема универсалий: универсалии не существуют вне души, но разум, познающий универсалии, познает. Придерживается умеренного рационализма. Фома предлагает троякое существование универсалий: антерем (до конкретных вещей или в уме Бога), инре (о конкретных вещах), пострем (после конкретных вещей, в уме человека). Универсалии трактуются как сущности существующих вещей. Но не каждая сущность обладает существованием реальности. У гегеля была формула: «не всякая действительность действительна. все разумное действительно». Мы существуем через творения бога и в этом случае сущность получает существование. Сущность — бытийный акт. Единственное оправдание человечества — книга «Дон Кихот», - говорил Достоевский.

Доказательства бытия Бога.

1) доказательство через движение — кинетическое. Что-то придает всему движение.

2) Причинностное — каузальное.

3) Бытийственный — исход из понятий возможности и необходимости. Для всех вещей невохможно вечное бытие, ведь вечное может перейти в небытие. Если же все может не было, то когда нибудь в мире ничего не будет. В мире должно быть нечто необходимое.

4) Доказательство от степени совершенства - догматическое

5) целесообразное — телеологическое

Францисканство. Франциск имеет прозвище Патер Сирафикус. Роджер Бэкон — на опыте удостоверено. Уильям Оккан. Бённе.

Фома Кемпийский. «о подражании Христу»: антихрист не подражал Христу, он пытался его заменить. Христа нельзя подменить собой, нужно только подражать.

Возрождение.

Начало эпохи — итальянское. Европа впервые объединяется на почве идей. Возникает идея единого человеческого пространства. Эпоха великих географических открытий. В этот момент Европа пытается строить идею универсализма. Николай Кузанский пытался найти формулу единства всех религий. Ренессанс избегал формализации. Монтень. Начало — как в дантевской комедии, строгая терцена. Данте был изгнан когда уже был известным поэтом.

«Вита нова» - первая книга Данте.

1) проторенессанс — 13 век- 14 век

дученте -200е годы треченте — 300е годы

2) кватроченте — раннее возрождение — 500е годы 15 век

3) высокое возрождение — 80 е годы 15 века — 30 годы 16 века = чинквеченте

деление наук на божественные и человеческие. К первым грамматика, риторика, литература, поэзия. Ренессансный гуманизм. «признаю только двух господ: Христа и литературу», - говорил Ермолай Варвар. Первым гуманистом обычно называют Петрарку. Он автор «сонетов к Лауре». Эпидемия чумы уничтожала целые города. С 13 века ликвидируется крепостная зависимость. Большую роль сыграл грек Георг Плетон. Органная музыка была изобрена в православной церкви в Константинополе, но сейчас играется в католических храмах. В 529 году Юстиниан закрыл последнюю Платоновскую академию, в 1459 году Плетон открыл платоновскую академию во Флоренции. Марсилио Фечина — руководитель академии. Одним из его сподвижников был Пико Мирандола (1463-1494). он прославился своей ученостью еще в молодости. Получил фантастическое образование в Италии. Знал древнегреческий, халдейский, арабский и множество других языков. Когда ему было 23 года он направил в Рим 900 тезисов «философские каббалистические и теологические умозаключения». 13 тезисов сочли еретическими. Пико в ответ написал «Апологию». Тогда папа постановил считать все 900 тезисов еретическими. Гамлет — ученик Лютера, он приехал из Витенберга, где зародилось протестанство.

Христианский гуманизм. Николай Кузанский. 1401-1464. был первым философом нового времени. Родился в семье рыбака в поселке Куза. Стал кардиналом и папским регатом по всей Германии. «простец о мудрости», трактат «об ученом незнании». 1) процесс познания состоит в сравнении известного и неизвестным. когда мы рассуждаем о вещах простых, то истину выразить не трудно, когда о сложных, то труднее. Когда мы занимаемся предметом исследования, то для нас всегда остается что=то непознаваемым.

2) сознание конечно, а бог бесконечен. Главная трудность человеческого познания. Кузанский требует необходимость познания, которую он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту установку он называет ученым незнанием.

4 этапа познания:

1) чувственное познание воспринимает конечное и единичное

2) рассудок разделяет противоположности

3) разум соединяет противоположности

4) интеллектуальная интуиция непосредственно созерцает совпадение противоположностей

мудрость возделывает поле добродетели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: