Лекция Кантора 8 октября

Средневековье

Септуагинта - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (римская цифра семьдесят). В 250 году до нашей эры возник проект перевода этих книг на греческий, при нем он был осуществлен. Всего 72 человека выполняли перевод. Они были размещены по отдельным кельям на острове Фарос. Работа была завершена в 72 дня. Каждому раздали полный текст, чтобы сравнить перевод. Оказывается, переводы были тождественны. В переводе септуагинта означает перевод семидесяти. Библия христианской церкви: апостолы, евангелисты — цитируют писание по этому переводу. Единственная книга, которая позволяла себе перевод на другие языки — это Библия. Константин философ был похоронен в усыпальнице царских пап. Языки, на которые переведена Библия — языки благословленные. Сергей Сергеевич Аверинцев «на больные вопросы по логике истории должен был ответить Ближний восток, потому что он был свободен

1) иудейство оказалось болевой точкой, на которой пересекались все противоречия в том многострадальном уголке земли между Римом и Палестиной.

2) Свойства иудейства, фиксированных в каноне. Евреи всегда думали об Апокалипсисе. Это мировоззрение было ориентировано не столько на осмысление природы, сколько на осмысление истории. Не как круговорот циклов, а как выход к абсолютному будущему. Иудеи раньше всех освободились от натуралистического политеизма.

Для Библии мировой процесс представляет собой личностный диалог Бога и его творения. В этом диалоге нет места безличной судьбе. Само происхождение иудейского народа уже прорыв детерминации. При крещении ребенок освобождается от грехов предков. Еврейский книжник знал, что кровавые игры гладиаторов совершенно недопустимы. (мерзость перед Богом). Понятие о добре и зле после падения полисов стало для греков забытым, то в иудейском мировоззрении они еще сохранялись. Да или нет — полная непреложность.

Филон Александрийский — один из первых христианских философов, современник Сенеки (25 до н э — 40 н э). «о жизни созерцательной». Современник Евангельских событий. «либо платон филонствует, либо филон платонствует», - говорили современники. Он хотел показать, что в Библии скрыто божественное учение. Он учил греков Библии. Филон трактовал библию как аллегорию: божественная истина приспосабливаясь к человеческой немощности приобретает форму аллегории. Телесный чувственный мир создается богом из идей. Господь — Логос или сын Божий — логос или Ангелы — телесный мир — материя. Тело человека материально, оно темница для души. Человек с силу своей телесности изначально греховное существо. «тот кто прожил хотя бы день уже не чист». Подражание Богу. Ему можно подражать, это даже обязанность верующего, но называть себя богом недопустимо — это уже явление Антихриста.

«судьба подготовила запасной аэродром для сохранения мира — это христианства». Произошло соединение христианства с греческой мудростью.

Евангелие от святого Иоанна начинается с философской идеологии. Философия христианства содержится в посланиях святого апостола Павла. Поразительно, что апостол Павел замечательно знает греческую культуру, он цитирует Менандра, вспоминает Платона. Все официальные римские Боги понимались в Христианстве как лжебоги и даже демоны. Выбор христианства — выбор между земной жизнью и между смертью. Рим наделяет римскими правами завоеванные территории. Единый бог устраивал римских императоров, потому что они понимали, что нужно объединить народ. Христианство с социологической точки зрения было удобной верой для Рима. Константин и Циний — миланский эдит в 313 году. В 325 году император Константин издает указ, по которому христианство становится единой верой. Тогда же проходит Никейский собор. Константин построил два больших города — Константинополь (попытка держать варваров с Востока) и Тыр (чтобы держать варваров с Запада, там была похоронена мать Константина, там родился Карл Маркс).

В 395 году Феодосий Великий запретил все другие религии и закрыл все языческие храмы. В 529 году император Юстиниан закрыл последнюю языческую философскую школу (школу Платона в Афинах). Развитие христианской философии начинается сразу после появления христианской веры. Уже во втором веке до нашей эры философом-богословом Кентурианом. Христианство не нуждается ни в какой философии, поэтому вся античная философия должна быть отброшена. Первые философские проблемы христианства обсуждались в разные эпохи:

1) эпоха апологетики

2) эпоха патристики

Христианство внесло несколько идей:

1) идея линейности в истории

2) представление о Боге как личности и творце

3) проблема троичности

4) отношение свободы и благодати

5) идея человека как центра вселенной

6) отношение веры и разума

бог всегда оставался всемогущим, он был неподвластен миру людей. Человек стремился подняться до уровня бога, но у него это не получалось. Либо отрицать божественную сущность, либо человечекую. Парадокс — он был и Богом и страдал как человек несчастный. Нужно было выработать догматы, в пределах которых развивалась бы христианская мысль.

Апологетика — происходит от слова апология — заступничесвто, опревдание. Это течение, которыое выступало в защиту христианского вероучения, во втором-четвертом веках до н э. Особенно актуальна она была до указа Константина на Никейском соборе, в это время христианство выступает как соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия до правительства. Направления развития христианства:

1) защита от иудеев: христианство по воле божьей приходит на смену иудаизму

2) против язычников: перевести истинные откровения на язык разума. (против греков)

Римским властям надо было показать лояльность христианству. Еритикам показать истинный смысл христианства.

Уроженец Карфагена Тертуллиан (160-220).

его роль в становлении христианства невероятна. Человек, который дал первый толчок христианской мысли. Основатель латинской теологической лексики, он первым начал писать не по-гречески, а по латыни. Он написал около 40 трактатов, среди них «о смирении души», «язычникам», «об идолопоклонстве». Он не был канонизирован, потому что слишком негативно относился ко всему, что не имело христианского происхождения. Жил в эпоху культурного широкого течения. В 35 лет становится священником. До этого был адвокатом. В течение 10 лет он пишет разнообразные трактаты, а потом уходит к аскетам. Ему принадлежит классическая формула: «что общего между Афинами и Иерусалимом? Между академией и церковью? Ничего! Поэтому между учениками философов и учениками неба ничего не может быть кроме войны». Первым выступил об идее бога в трех лицах.

Патристика — происходит от лат слова Патер- отец. Философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Основные проблемы:

1) троичность бога, соотношение между ипостасями

2) природа христа. Божественная? Человеческая? Это христологическая проблема

3) соотношение свободы и благодати

4) отношение веры и разума

важнейшее место заняла проблема сотериологии (учение о спасении, о путях обретения райского блаженства). Два типа богословства в патристике:

1) апофатический — отрицательный — невозможность описать неописуемое

2) катафатический — положительный — христология — познание мира, Христа можно познать

Патристика — восточная и западная. Восточных отцов церкви намного больше. К российскому православию они отношения не имели (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин. Ареопагит. Среди западной выделяют — Иеронин, святой Аврелий Августин, папа Григорий Великий, Авросим

Авросим Меделианский — обосновал концепцию независимость церкви от государства. Концепция господствовала почти до реформации.

Святой Иеронин (345-406) — дал западной церкви латинскую библию, переведя текст с древнееврейского (вульгата). Вульгата была главной книгой западной церкви. Также святой Иеронин был инициатором монашеского движения.

Святой Аврелий Августин (354-430) — последний философ заката Античности и первый теолог Христианства. «Исповедь» - начало всей мировой христианской культуры, «О граде божьем». Он выработал теорию церкви, которая действовала вплоть до реформации и повлияла на Лютера и он взял себе имя Августин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: