Лекция 1 октября

Аристотель. Одна из основных и ранних работ - «Трактат о категориях». Слова, которые обозначают самые общие характеристики бытия. Аристотель назвал 10 категорий:

1) сущность

2) качество

3) количество

4) отношение

5) место

6) время

7) состояние

8) обладание

9) действие

10) страдание

В этом списке представлены категории человеческого бытия. Отдельно он поставил движение. У Энгельса было определение «жизнь — есть свойство существования белковых тел».

Три закона правильного мышления: из трактата об истолковании

1) закон тождества а=а

2) закон исключенного третьего: есть либо а, либо не а. «Третьего не дано»

3) закон недопущения противоречия «а не есть не-а»

Силлогизм - «речь,в которой если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное уже есть». Например, все люди смертны, это нечто предположенное. Сократ человек = Сократ смертен.

Работа «Метафизика» из 14 книг. Писать начал в 50 лет, но написал невероятное количество трудов. В метафизике 4 основных проблемы:

1) критика платоновских идей

2) классификация знания

3) учение о причинах и началах

4) проблема материи и формы

метафизика начинается с определение философии — мудрости. Далее начинается критика всех предшествующих философов, он критикует все концепции, приходя к своим. Самый главный противник — Платон. «Платон мне друг, но истина дороже»

почему Аристотель не согласен с Платоном?

1)Приписывая всем вещам одноименные идеи Платон удваивает мир. Столу он приписывает идею стола ==> мир удваивается.

2) понятие третий человек — связь предмета и идеи требует посредника, как между человеком вообще и одним человеком, Платоном. Должен стоять еще один человек, грек. Значит между человеком и греком стоит белый человек, а между ними еще существует мужчина. Этот третий человек мешает прямой связи предмета и идеи. Она не прямая, требует посредника.

3) Идеи провозглашаются Платоном причинами, но не могут ими быть, потому что непосредственно идеи не могут быть причиною движения.

4) Невозможно, чтобы сущность и то в сущности чего она является. У каждого есть сущность, но сущность не может быть вне нас. Сущностью философа являются его труды,но они существуют вне него. Значит дискуссионная проблематика

Материя и форма.

Два первоначала — У платона первоначало идея, а у Аристотеля первоначало — материя и форма. Они не способны ничего породить. Материя — есть возможность возникновения вещей, она же источник случайности, множественности вещей. Но любая возникающая вещь обретает существование только при соединении материи и формы. За исключением первоматерии всякая материя оформлена, например кирпич — материя для дома, но есть форма для глины, кирпич оформляет глину. Кирпич тоже может стать материей, когда мы строим дом. Кирпичи — дом в возможности, дом — действительность кирпича, кирпич — действительность глины. Аристотель в отличие от Платона не признавал самостоятельно существующих понятий и идей. «идея вещи находится не вне предмета, а в нем самом», - Аристотель.

Энтелехия — завершение или осуществление. Термин Аристотеля, актуальная действительность предмета. Душа — энтелехия тела. Если есть душа, то тело живет. Энергетическое основание мира. Результат перехода возможности в действительность.

Общее не существует отдельно от предмета, оно в нем — принципиальное отличие Аристотеля от Платона. Наблюдение мира реальных вещей ведет к пониманию некой истины. Форма любой вещи является по отношению к этой вещи ее сущностью, источником движения, причиной и целью. Гаспаров: «У Платона мир похож на платоновское же государство: вверху сидит, как правитель, идея Стольности, а внизу ей покорно повинуются настоящие столы, У Аристотеля же мир похож на обычную греческую демократию: столы встречаются, выясняют, что в них есть общего». Философское понятие единого бога впервые появляется у Аристотеля. Бог — это перводвигатель, первопричина и высшая цель.

Первоформа-мировой ум, который мыслит сам себя. Это ум, который обладает рефлексией. Бог от мира неотделим. Значит не Бог есть перводвигатель, а перводвигатель есть Бог. Перводвигателю нельзя молиться, приносить жертвы. О нем рассуждают. «Философия начинается с удивления, любопытства», - Аристотель. Он говорил «Любовь к знанию прирожденное свойство людей».

Человек в состоянии познать мир. 4 стадии познания:

1) чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств

2) опыт — несколько воспоминаний об одном предмете

3) искусство или тэхне — знание сущности множества вещей, то есть искусство познает то общее, что имеется у множества вещей, то есть оно познает формы

4) философия — высшие цели всего сущего и высшие первопричины

знать — это знать общее, но это общее постигается только разумом.

«Поэтика» и «Политика».

«Политика» - впервые сознательный проект государства. Аристотель постоянно во внутренней полемике Платона — государство естественное образование, его не строят. Аристотель — первый социолог, он руководил сбором информации о жителях полисов. Государство возникакет естественным путем и имеет свои законы. У Аристотеля в гос-ве есть семья, собственность, но как и Платон он разделяет рабов и свободных. Раб как и варвар идентичен по природе. Свободный человек — общественное животное. Раб не обладает душой. В государство входят только свободные, он против уничтожения частной собственнсти, цель гос-ва- хорошая жизнь людей

Государство — общение подобных люей в целях хорошего существования

он разделил структуру возможных построений полисов по принципам:

1) число лиц, принимающих решение. Либо один, либо несколько или много. Если правление положительное (ограничено законами), то в случае когда правит один — монархия, когда правит несколько — аристократия, когда правят много — полития или умеренная демократия, куда входят люди среднего достатка с частной собственностью. правления, которые не ограничены законом один — тирания, несколько — олигархия, много — крайняя демократия или охлократия. Властью должен обладать средний класс. Основной пафос Аристотеля — принцип меры. «что такое добродель? Это золотая середина между человеческими пороками». Скромность — среднее между застенчивостью и бесстыдством. Власть народа, но не бездельников.

«Поэтика».

Учение о видах и сущностях искусства

1) искусство — это подражание

2) характеры людей изображаются или лучшими или худшими или такими же как мы

3) трагедия изображает лучших, а комедия худших

Аристотель везде ищет естественные причины.

1) подражание всем доставляет удовольствие

2) познание приобретает посредством подражания

задача поэта — говорить не о проишедшем а о том, что могло бы случиться. О возможном по вероятности или необходимости. Поэт или художник никогда не описывают то, что было в действительности. Поэт должен вызывать удовольствие из сострадания страха.

Эллинистический период

начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается падением Рима. Кончается эпоха полисов — наступает империя. Происходит слияние двух культур — восточной и эллинской — это была сознательная установка Александра Македонского. Александр предложил равенство солдатам. Началось великое перемешивание культур. Варвары учились по греческим образцам, греки женились на азиатках. Появляется понятие подданый вместо гражданин. Управление общественными делами переносится на чиновников. Греки не найдя альтернативы полису находят свое убежище в идее коспомолитизма. Космополит — гражданин мира. Идея космополитизма рождена в Древней Греции (Петрарка, Стендаль). В 147 году Греция становится Римской провинцией. Возникает понятие индивида. Связь между человеком и гос-вом слабеет, человек понимает, что от него зависит мало и по отношению к государству он свободен. Георгий Федотов назвал Пушкина «певец империи и свободы». Разделяется этика и политика. Структурируется этика как самостоятельная дисциплина. После сократа возникают разные школы, одна из них-киники или циники-предшественники христианства. Кинизм — Антисфен основатель школы. Был неполноправным жителем Афин, преподавал в гимназии, которая называлась Киносар. Сверстники дразники учеников гимназии собаками, но Антисфен принял это унизительное прозвище. Кинизм- собачья философия, философия отщипенцев, философия людей, которые откинули мораль. Киники говорили, чтобы люди опирались сами на себя, богатство аморально. Антисфен ученик Сократа. Он отрицал возможность приписывания предмету каких либо свойств, ведь нельзя сказать сократ есть философ. Об одном можно сказать одно и только его наименование. Счастье в добродетели, достижение которой в силе воли. Высшее счастье для человека умереть счастливым. Он повторял мысль Солоны: нельзя сказать пока человек не умер прожил он жизнь счастливо или нет. Его учеником был самый знаменитый химик Диоген Синопский (414-323) он первый сказал, что он космополит. Принцип киников — ни в чем не нуждаться, это значит от всего отказываться. Максимальное огранические своих потребностей — кинезис. Символ постоянных сверхусилий — Геракл, который постоянно преодолевал беды. Александр Македонский — антигерой. Встреча Диогена и Александра: если бы я не был Александром, я был бы диогеном — я бы хотел быть только Диогеном. Голос равновеликого, хотя перед ним стоит властитель мира. Когда один человек стал упрекать диогена из-за бедности, то он сказал, что тиранами становятся только богачи. Диоген стал рабом, воспитывал своих детей и учил их быть киниками: коротко стричь волосы, пить только воду и ходить молча. Киники отвергали образование, но почему они занимались философией? Для антисфена философия — умение беседовать сам с собой. Зачем ты живешь, если не заботишься о чем жить? Спрашивали Диосфена.

Диоген провозглашал, что жены должны быть общими. Законный брак не существует.

Народных богов много, а природный один — Диоген. Киники считали себя богами. «Все принадлежит богам». Кинический образ жизни — бочка для дождя и черпак для воды. Учение повлияло на раннее христианство.

Эпикур (342-270) организовал сад и жил в нем. Есть книга «сады Эпикура». Основной тезис — проживи незаметно. На воротах в сад была надпись «странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо тебе наслаждение». Наслаждение для эпикура — это отсутствие страданий. Он был благодушен, но не человеком, наслаждавшимся жизнью, почти не выходил из дома. «кому мало малово — тому мало все». Кто умеет жить на хлебе и воде, тот поспорит с зевсом за наслаждение. Мировая жизнь -игра случайностей.

Если есть случайность — значит есть свобода. Случайность как вариант свободы. Для эпикура мир распался на случаи, где закона нет. Греческие города растворились в больших державах. Виды желаний — естественные, неестественные, необходимые.

Стоики.

После смерти Александра Македонского в Рим приехал его сын Зеном (334-232). в Афинах Зеном среди свитков нашел книги-воспоминания о Сократе. Греки указали ему на Кратета.

Происхождение названия: «узорчатый портик». Стоический мудрец должен отречься от всех страстей, от страха перед будущим. Не должен поддаваться гневу. Если досчитаешь до 30 дней, то принеси благодарственную грамоту богам. (если не был в гневе). Слово у них никогда не расходилось с делом. Зенома почтили венком и похоронили за гос счет. Закон вселенского разума — по нему должна протекать человеческая жизнь. Логика — наука о формах и законах мысли. Бог не только творческий огонь, но и разум, логос мира. Бог-сперматический логос (всепроникающий). Само развитие мира происходит по циклам, каждый цикл заканчивается мировым пожаром и уничтожением земли. В начале нового цикла творческий огонь логос порождает стихии, а из них все тела в мире. Человек состоит из 4 стихий. Огненная часть души — разум. Душа — это дыхание, ей остается жить после смерти, но не у всех. Она тоже подвержена разрушению и смертна, но души мудрецов могут сохраняться до нового пожара.

Сенека

Марк Аврелий

Эпиктет

источником права по цицерону является единый разум. Первый стоик — луций аней сенека

главная книга: «нравственные письма пуцилию», состоящая из писем другу и ученику. Сенека родился в Кордобе, в Испании. Его пригласили воспитателем к Нерону(Христиане называли его воплощением Антихриста). Сенека вскрыл себе вены в ванне. Сенека по новому отнесся к проблеме греха у человека: человек греховен и иным быть не может. Не случайно Энгельс его назвал дядей христианства. Если кто-то безгрешен, то он не человек. Все люди равны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: