Модерн или Новое время — эпоха в западноевропейской истории между XVII — серединой XX вв

План

1. Особенности механистического материализма XVII — XVIII вв.

2. Материалистическая интерпретация бытия.

3. Идеалистическая интерпретация бытия.

4. Естественнонаучный материализм XIX-ХХ вв. о бытии и материи.

I

Начало исторического этапа Нового времени обычно относят к промышленной революции XVII века, суть которой состояла в массовом переходе от ручного кустарного ремесленного производства к машинному производству. Промышленная революция сопровождалась фундаментальными научными открытиями, повлекшими за собою изменение мировоззренческих установок западноевропейского общества на природу и общественную жизнь. Развитие фундаментальных наук, таких, как механика, астрономия и математика определили направленность развития всех других отраслей знания. В XVII — XVIII веках отчетливо прослеживалось стремление науки и философии сводить все законы природы к законам механики. Эта тенденция получила название «механицизм» и на ее основе сформировалось механистическое естествознание. Эксперименты и анализ, классификация и простейшие обобщения — таковы методологические приемы, которыми пользовались ученые. Их увлечение анализом привело к абсолютизации последнего, и уже это способствовало развитию механистической односторонности создаваемой картины мира.

Развитию механицизма во многом способствовало решение практически важных для производства того времени задач, таких, например, как постройка астрономических приборов для навигации и определение местонахождения судов по «небесной механике».

Соответственно считалось понятным и постижимым то, что удавалось перевести в механистические представления, поэтому принцип механицизма был перенесен из естествознания в философию. Философия воспринималась как продолжение механики в силу того, что сама механика считалась в XVII веке универсальной наукой, а все остальное было лишь ее дополнением. Все природные и общественные процессы сводились к механическим формам движения. Причем, механицизм проник столь глубоко в философию, что как основной принцип изучения природы и общества присутствовал как в материалистических, так и в идеалистических школах философии. Более того, его господство обусловило особенность философии XVII — нач.XIX вв., а именно: при всем многообразии философских школ их установки оставались однообразными. Все философские проблемы трактовались, в основном, в духе механицизма. Не являлась исключением и проблема бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: