Функции культуры. Понимание феномена культуры в социологии

Понимание феномена культуры в социологии

Глава 7. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Культура является неотъемлемой формой существования человека, имманентным свойством человеческого бытия. Как предмет изучения культура интересна ряду социальных и гуманитарных наук: культурологи, социальной философии, социологии, культурной антропологии, структурной антропологии, этнографии. В той или иной степени культурные феномены изучаются искусствоведением, эстетикой, этикой, аксиологией, даже политологией и религиоведением. Все это свидетельствует, сколь интересно изучение культуры, сколь многозначен этот феномен, сколь глобально его влияние на современное общество.

С позиций социологического подхода, культура сопоставляется с обществом и трактуется как фактор организации жизни общества. В предыдущей теме, рассматривая общество как социальную систему, было отмечено, что основным свойством социальной системы является социальное взаимодействие. А культура как раз является тем специфическим феноменом, который определяет характер взаимодействия и регулирует социальные отношения между индивидами и группами. «Под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей» [12, c. 45]. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий труда, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и прочего.

Культура является важнейшим фактором социальных изменений, поэтому выделяется ряд функций культуры:

1. Преобразовательная. С появлением человека – носителя и творца культуры – появляется особый фактор изменений и преобразований окружающего мира и социального пространства.

2. Познавательная. Человек не может жить в мире, в социальном пространстве, не зная законов его функционирования. Познание социума – это еще и познание самого человека, его возможностей, целей, потребностей, мотиваций.

3. Обеспечение условий общения, коммуникативная функция и функция трансляции социального опыта. Культура не может существовать, не обеспечивая общения в различных его формах. История культуры – история закрепления и передачи накопленного опыта. Реальными посредниками всех форм общения являлись элементы духовной культуры – идеи, ценности, нормы, идеалы; и материальной культуры – материальное воплощение духовных ценностей, орудия, средства и продукты труда. Благодаря общению и передачи социального опыта создаются условия совместной жизни людей.

4. Регулирование деятельности и поведения. Регулятивная функция культуры обеспечивает следование определенным образцам деятельности и поведения. Возникают специальные социальные институты, следящие за выполнением социальных норм и карающие за их нарушение. Для этого необходима определенная система ценностей, без которых не существует ни одна человеческая общность, но жизнеспособным общество будет только в том случае, если эти ценности будут сведены в систему, за что и отвечает следующая функция.

5. Установление и поддержание системы ценностей. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов, как отдельных индивидов, групп, так и целых общностей. Если общность стремится быть единой и согласованной, то ценности не могут противоречить друг другу, а образуют иерархически организованную систему [9, 15]. Установление иерархии ценностей является проблемой, вокруг которой идут интенсивные научные споры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: