(«Посмотри внимательно, где белые уголки?» или «Этот узор похож на домик», или «Ты правильно выбрал кубики, теперь сложи из них бабочку»); 2) массивная планирующая помощь: расчленение узора на 2 симметричные части, наложение «сетки», делящей узор на 4 квадрата.
Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное, путем проб и ошибок; 3 балла — при правильном выборе кубиков затруднения в их расположении, однако для исправления ошибок достаточно оказания незначительной организующей помощи; 2 балла — принцип действия усваивается после массивной планирующей помощи.
Дополнительно применяются такие задания:
а) рисование без опоры на образец «домика», «елочки»,
«человечка», «ромашки» — в баллах не оценивается;
б) складывание из палочек пространственно организо
ванных структур в двух вариантах: копирование простое, т. е.
когда экспериментатор складывает образец, сидя рядом с
ребенком; копирование с «перешифровкой», «переверты
ванием» на 180°, когда экспериментатор складывает обра
зец, сидя напротив. При затруднениях задание выполняется
после предварительного обучения.
|
|
Оценка результатов: 4 балла — копирование простое правильно, с «перевертыванием» — длительный поиск; 3 балла — копирование простое правильно, с «перевертыванием» — часто встречается «зеркальное» изображение; 2 балла — во всех заданиях с «перевертыванием» отмечаются зеркальность либо другие грубые нарушения.
5. Слухомоторная координация. Ребенку предлагают про
слушать выстукивание ритмической группы (руки психоло
га при этом скрыты экраном или листом бумаги) и повто
рить ее. Инструкция: «Постучи вот так». Ритмические груп
пы дают простые (......,..........) и сложные, с акцентами
[//... //...,...//...//, //. //]. Интервал между группами 1-
1,5 секунды. При затруднениях оказывают помощь в виде эмоционального стимулирования (дают игровой вариант: «Ты — барабанщик. Ну-ка, постучи, как я») и дополнительную помощь в виде речевых команд («Ударяй и приговаривай: раз, два— тук, тук, тук и т.д.»).
Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное; 3 балла — дезавтоматизация на истощении
при сохранении ритмической схемы, однако помощь значительно улучшает результат; 2 балла — появление персевераций на истощении, помощь малоэффективна.
Анализ выполнения приведенных выше графических проб и ритмических последовательностей позволяет судить о наличии нарушений регуляции произвольных действий (планирование и контроль). Показатели нарушения произвольной регуляции: инертное и бесконтрольное повторение одного и двух звеньев графического ряда: невозможность переключения с предыдущего ритмического образца, беспорядочный стук.
|
|
В качестве специального задания на выявление нарушений произвольной регуляции действий ребенку предлагают следующую инструкцию: «Если я покажу тебе палец, то ты мне — кулак, а если я покажу кулак, то ты мне — палец». Вначале психолог предъявляет сигналы поочередно, затем он меняет порядок предъявления. Это позволяет увидеть, способен ли ребенок преодолеть стереотип и подчинить свои действия инструкции.
Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное; 3 балла — после первых 4—5 серий при истощении появляются эхопраксии либо в первых сериях движений преобладают эхопраксии, а затем серия правильных ответов, ошибки ребенок самостоятельно замечает и исправляет; 2 балла — стойкие эхопраксии, ребенок не всегда замечает ошибки.
Исследование речевых функций начинается еще при патопсихологическом обследовании. Если при составлении рассказа по сюжетной картинке ребенок испытывает затруднения, оценка результатов проводится так:
4 балла — ограниченность словарного запаса, редкие аграмматизмы; 3 балла — бедность словарного запаса, в речи чаще встречаются аграмматизмы, нестойкие литеральные парафразии, амнезия слов; 2 балла — крайняя бедность словарного запаса, стойкие аграмматизмы, литеральные парафразии, амнезия слов с вербальными заменами.
Оценивая пассивную речь, предъявляют задания на понимание логико-грамматических конструкций: флективных («Покажи ключом карандаш», «Покажи ключ карандашом»); сравнительных («Оля выше Кати, но ниже Лены. Как их
3* 67
поставить по росту, кто за кем будет?»); предложных («Нарисуй крест под кружком», «Нарисуй круг под крестом», «Послушай и скажи, что я сделал сначала, а что потом — я позавтракал после того, как прочел газету»); сложных выражений с чередованием активных и пассивных конструкций («Колю ударил Петя. Кто драчун?», «Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?», «Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Ваней нарисован Петя» и т. д.).
Оценка результатов: 4 балла — незначительные затруднения в сложных заданиях, преодолеваемые при самостоятельном повторении инструкции; 3 балла — выраженные трудности, даже после проговаривания инструкции; 2 балла — ошибки во всех сложных заданиях; в более легких — нестойкие затруднения, преодолеваемые при повторении инструкции психологом.
Экспрессивная речь (кинестетические и кинетические основы речевого акта) исследуется с помощью следующих заданий.
1. Оральный праксис. праксис губ (вытянуть губы трубоч
кой, показать зубы), языка (высунуть, убрать, сместить),
щек (надуть, втянуть), лицевой мускулатуры (поднять бро
ви, потом нахмурить), условные оральные движения (по
свистеть, пощелкать языком и т. д.), переключение одной
оральной позы на другую.
2. Повторная речь: повторение отдельных звуков (а, о, и,
у, б, д, к, х, с, л); дизъюнктивных пар (б—н, к—с, м-р),
оппозиционных пар (б-п, п-б, д—т, т—д); коррелирующих
пар (г—к, к—г, р—л, л—р), слов (дом, кино, полковник,
кооператив, кораблекрушение).
Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в замедленном темпе; 3 балла — затруднения при прого-варивании сложной слоговой структуры (без ее искажения), при переключении с одной оральной позы на другую легкое напряжение мышц языка, губ, лица и шеи; 2 балла — искажение слов со сложной слоговой структурой, при переключении с одной оральной позы на другую, выраженное напряжение мышц, гиперкинезы, синкинезии.
Фонематический слух проверяется дополнительно при затруднениях в выполнении приведённых выше аналогич-
ных заданий. Ребенку предлагают повторить за психологом серии из трех звуков или простых слогов: а—о—у, у—а—и, б—р—к, б—п—б, д—т—д, би—ба—бо, ба—би—бо и т. д.
|
|
Оценка результатов: 4 балла — единичные ошибки при серийном предъявлении акустически и артикулярно близких фонем; 3 балла — много ошибок в тех же заданиях; 2 балла — затруднения при различении пар оппозиционных и коррелирующих фонем.
На основании полученных результатов можно составить индивидуальный «профиль» нейропсихологических характеристик ребенка: интенсивность (тяжесть) и экстенсивность (распространенность) нарушений психических функций; определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий, а значит, и усвоению школьных навыков. Например, если ребенок по всем заданиям получает оценки 4-3, то ведущим фактором является нарушение нейродинамики (т. е. истощаемость, сниженная работоспособность, нарушение темпа и подвижности нервных процессов); если большинство заданий ребенок выполняет на 4—5, а только по некоторым (даже одному) имеет 2, то это говорит о наличии парциальных нарушений корковых функций; если по всем заданиям ребенок получает не более 3 баллов, то это свидетельствует о серьезных нарушениях высших форм регуляции (программирование целостных действий и контроль над их выполнением).