Зак. 367 /-с

(«Посмотри внимательно, где белые уголки?» или «Этот узор похож на домик», или «Ты правильно выбрал кубики, те­перь сложи из них бабочку»); 2) массивная планирующая помощь: расчленение узора на 2 симметричные части, на­ложение «сетки», делящей узор на 4 квадрата.

Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное, путем проб и ошибок; 3 балла — при пра­вильном выборе кубиков затруднения в их расположении, однако для исправления ошибок достаточно оказания незна­чительной организующей помощи; 2 балла — принцип дей­ствия усваивается после массивной планирующей помощи.

Дополнительно применяются такие задания:

а) рисование без опоры на образец «домика», «елочки»,
«человечка», «ромашки» — в баллах не оценивается;

б) складывание из палочек пространственно организо­
ванных структур в двух вариантах: копирование простое, т. е.
когда экспериментатор складывает образец, сидя рядом с
ребенком; копирование с «перешифровкой», «переверты­
ванием» на 180°, когда экспериментатор складывает обра­
зец, сидя напротив. При затруднениях задание выполняется
после предварительного обучения.

Оценка результатов: 4 балла — копирование простое пра­вильно, с «перевертыванием» — длительный поиск; 3 бал­ла — копирование простое правильно, с «перевертывани­ем» — часто встречается «зеркальное» изображение; 2 бал­ла — во всех заданиях с «перевертыванием» отмечаются зеркальность либо другие грубые нарушения.

5. Слухомоторная координация. Ребенку предлагают про­
слушать выстукивание ритмической группы (руки психоло­
га при этом скрыты экраном или листом бумаги) и повто­
рить ее. Инструкция: «Постучи вот так». Ритмические груп­
пы дают простые (......,..........) и сложные, с акцентами

[//... //...,...//...//, //. //]. Интервал между группами 1-

1,5 секунды. При затруднениях оказывают помощь в виде эмо­ционального стимулирования (дают игровой вариант: «Ты — барабанщик. Ну-ка, постучи, как я») и дополнительную по­мощь в виде речевых команд («Ударяй и приговаривай: раз, два— тук, тук, тук и т.д.»).

Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное; 3 балла — дезавтоматизация на истощении

при сохранении ритмической схемы, однако помощь зна­чительно улучшает результат; 2 балла — появление персеве­раций на истощении, помощь малоэффективна.

Анализ выполнения приведенных выше графических проб и ритмических последовательностей позволяет судить о на­личии нарушений регуляции произвольных действий (пла­нирование и контроль). Показатели нарушения произволь­ной регуляции: инертное и бесконтрольное повторение од­ного и двух звеньев графического ряда: невозможность переключения с предыдущего ритмического образца, бес­порядочный стук.

В качестве специального задания на выявление наруше­ний произвольной регуляции действий ребенку предлагают следующую инструкцию: «Если я покажу тебе палец, то ты мне — кулак, а если я покажу кулак, то ты мне — палец». Вначале психолог предъявляет сигналы поочередно, затем он меняет порядок предъявления. Это позволяет увидеть, способен ли ребенок преодолеть стереотип и подчинить свои действия инструкции.

Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное; 3 балла — после первых 4—5 серий при ис­тощении появляются эхопраксии либо в первых сериях дви­жений преобладают эхопраксии, а затем серия правильных ответов, ошибки ребенок самостоятельно замечает и исправ­ляет; 2 балла — стойкие эхопраксии, ребенок не всегда за­мечает ошибки.

Исследование речевых функций начинается еще при па­топсихологическом обследовании. Если при составлении рас­сказа по сюжетной картинке ребенок испытывает затрудне­ния, оценка результатов проводится так:

4 балла — ограниченность словарного запаса, редкие аграмматизмы; 3 балла — бедность словарного запаса, в речи чаще встречаются аграмматизмы, нестойкие литеральные парафразии, амнезия слов; 2 балла — крайняя бедность сло­варного запаса, стойкие аграмматизмы, литеральные пара­фразии, амнезия слов с вербальными заменами.

Оценивая пассивную речь, предъявляют задания на по­нимание логико-грамматических конструкций: флективных («Покажи ключом карандаш», «Покажи ключ карандашом»); сравнительных («Оля выше Кати, но ниже Лены. Как их

3* 67

поставить по росту, кто за кем будет?»); предложных («На­рисуй крест под кружком», «Нарисуй круг под крестом», «Послушай и скажи, что я сделал сначала, а что потом — я позавтракал после того, как прочел газету»); сложных вы­ражений с чередованием активных и пассивных конструк­ций («Колю ударил Петя. Кто драчун?», «Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?», «Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Ваней нарисован Петя» и т. д.).

Оценка результатов: 4 балла — незначительные затруд­нения в сложных заданиях, преодолеваемые при самостоя­тельном повторении инструкции; 3 балла — выраженные трудности, даже после проговаривания инструкции; 2 бал­ла — ошибки во всех сложных заданиях; в более легких — нестойкие затруднения, преодолеваемые при повторении ин­струкции психологом.

Экспрессивная речь (кинестетические и кинетические ос­новы речевого акта) исследуется с помощью следующих заданий.

1. Оральный праксис. праксис губ (вытянуть губы трубоч­
кой, показать зубы), языка (высунуть, убрать, сместить),
щек (надуть, втянуть), лицевой мускулатуры (поднять бро­
ви, потом нахмурить), условные оральные движения (по­
свистеть, пощелкать языком и т. д.), переключение одной
оральной позы на другую.

2. Повторная речь: повторение отдельных звуков (а, о, и,
у, б, д, к, х, с, л); дизъюнктивных пар (б—н, к—с, м-р),
оппозиционных пар (б-п, п-б, д—т, т—д); коррелирующих
пар (г—к, к—г, р—л, л—р), слов (дом, кино, полковник,
кооператив, кораблекрушение).

Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в замедленном темпе; 3 балла — затруднения при прого-варивании сложной слоговой структуры (без ее искажения), при переключении с одной оральной позы на другую лег­кое напряжение мышц языка, губ, лица и шеи; 2 балла — искажение слов со сложной слоговой структурой, при пере­ключении с одной оральной позы на другую, выраженное напряжение мышц, гиперкинезы, синкинезии.

Фонематический слух проверяется дополнительно при затруднениях в выполнении приведённых выше аналогич-

ных заданий. Ребенку предлагают повторить за психологом серии из трех звуков или простых слогов: а—о—у, у—а—и, б—р—к, б—п—б, д—т—д, би—ба—бо, ба—би—бо и т. д.

Оценка результатов: 4 балла — единичные ошибки при серийном предъявлении акустически и артикулярно близ­ких фонем; 3 балла — много ошибок в тех же заданиях; 2 бал­ла — затруднения при различении пар оппозиционных и кор­релирующих фонем.

На основании полученных результатов можно составить индивидуальный «профиль» нейропсихологических характе­ристик ребенка: интенсивность (тяжесть) и экстенсивность (распространенность) нарушений психических функций; оп­ределение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий, а значит, и усвоению школьных навыков. Напри­мер, если ребенок по всем заданиям получает оценки 4-3, то ведущим фактором является нарушение нейродинамики (т. е. истощаемость, сниженная работоспособность, нару­шение темпа и подвижности нервных процессов); если боль­шинство заданий ребенок выполняет на 4—5, а только по некоторым (даже одному) имеет 2, то это говорит о нали­чии парциальных нарушений корковых функций; если по всем заданиям ребенок получает не более 3 баллов, то это сви­детельствует о серьезных нарушениях высших форм регуляции (программирование целостных действий и контроль над их выполнением).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: