Развитии детей

ОТКЛОНЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Как применяется метод беседы в работе с детьми?

2. Как проводить патопсихологическое обследование, если ребенок
молчит? В каких случаях это бывает?

3. Какие вы знаете методики для изучения внимания и работоспособ­
ности?

4. Какие методики применяются при исследовании памяти?

5. В чем различие между нарушениями процесса мышления и сниже­
нием уровня интеллекта? Какими методиками эти нарушения мож­
но определить?

6. С какой целью применяется нейропсихологическое обследование?

7. Почему при исследовании психики детей им можно оказывать по­
мощь в выполнении заданий? Что такое «зона ближайшего разви-.
тия»?

Рекомендуемая литература

Атлас для экспериментального исследования отклонений в психичес­кой деятельности человека / Под ред. И. А.Полищука, А.Е.Видренко. Киев, 1980.

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Сб. науч.тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987.

Диагностика психического развития / Б. Банаштан и др. Прага, 1978.

Короленко Ц.П., Фролов Г.В. Воображение в норме и патологии. Ново­сибирск, 1975.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.Р. Николае­вой, В.В. Лебединского. М., 1987.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1991.

Стадненко Н.М. и др. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. Киев, 1991.

Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев, 1988.

Экспериментально-психологическое исследование детей в период пред-школьной диспансеризации / Под ред. С.Я. Рубинштейн. М., 1982.

Изучая личностное развитие ребенка, которому свой­ственны отклонения в поведении, психолог сталкивается с рядом проблем. Во-первых, личность уже сама по себе пред­ставляет сложное образование и нет такого метода, кото­рый может полностью раскрыть истинную сущность челове­ка. Поэтому применяя те или иные методики, мы получаем сведения о частичных личностных проявлениях, на основа­нии которых психолог (в меру своей квалификации) со­ставляет целостное представление о личности ребенка. Во-вторых, если поведение ребенка отклоняется от обществен­но одобряемых норм, это может быть связано с нарушениями в развитии психики, детерминированными, в свою очередь, эндогенными и экзогенными (как биологическими, так и социальными) факторами. В-третьих, учитывая, что про­цесс становления личности детей направляется взрослыми (именно поэтому чаще говорят о формировании личности), необходимо проводить исследование личности ребенка в общем контексте социальной ситуации развития.

В связи с вышесказанным, выбор методов исследования отклонений в личностном развитии ребенка представляется более сложным, чи'м аналогичная задача в работе со взрослым пациентом.

Несмотря на множество методов, методик, тестов, на­правленных на исследование личности, еще не разработа­на их общепринятая четкая классификация. Наиболее удач­ной представляется классификация, которую предложили В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук (1986, с. 84):

1) Наблюдение и близкие к нему методы (изучение био­
графии, клиническая беседа и т. п.).

2) Специальные экспериментальные методы (моделиро­
вание определенных видов деятельности, ситуаций, неко­
торые аппаратурные методики и т. п.).

3) Личностные опросники (методы, базирующиеся на
самооценке).

4) Проективные методы.

Опираясь на эту классификацию, будем строить наше дальнейшее изложение, учитывая, однако, специфику воз­растных особенностей детей. Поскольку, как отмечалось выше, развитие личности ребенка тесно связано (а иногда и слито) с формирующим воздействием ближайшего соци­ального окружения (прежде всего родителей), учет этого фактора в процессе исследования необходим. Поэтому це­лесообразно изучение не только личностных проявлений ребенка, а и интегральная оценка его переживания своей жизненной ситуации, его мироощущения в целом. Исходя из этого, мы рассматриваем методы исследования личнос­ти, условно разделив их на две группы:

1) методы интегральной оценки личности ребенка в кон­
тексте социальной ситуации развития, куда мы включаем
прежде всего проективные методы, наблюдение, методы
изучения детско-родительских отношений;

2) методы исследования структурных компонентов лич­
ности, предназначенные для изучения конкретных личност­
ных проявлений с помощью моделирования ситуаций, кон­
кретных видов деятельности, применения личностных оп­
росников и др.

Это условное разграничение не является классификаци­ей, оно предназначено для решения сугубо практической задачи — помощь психологу в выборе методов исследова­ния личностного развития детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: