Зак. 367

г №'ч.а «неизгладимого следа от ухода матери в сознании ре-»' екка» является основой концепции 3. Фрейда о возникно­вении у человека комплексов неполноценности. С точки зре­ния 3. Фрейда, основой нарушений личностного развития и ряда психопатологических симптомов является конфликт между бессознательными потребностями и социальными нормами. Основным периодом формирования невротичес­ких конфликтов 3. Фрейд считает возраст от рождения до 5 лет. В этот период ребенок проходит фазы созревания сек­суальности. Первая — оральная (во время грудного вскарм­ливания), при которой рот младенца функционирует как эрогенная зона. Позднее, с приучением к туалету, основное внимание переносится на ощущения, связанные с дефека­цией (анальная фаза) и мочеиспусканием (уретральная фаза). В возрасте 4 лет начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза).

3. Фрейд установил зависимость нарушений межличност­ного общения и поведения от подавления влечений. В част­ности, при нарушениях со стороны семейного воспитания (чрезмерной строгости, стремлении к ограничению есте­ственного поведения ребенка) начинается формирование невроза. При задержке личностного и психосексуального развития на какой-либо из ранних стадий возникают специ­фические особенности характера, поведения, полового вле­чения.

А. Фрейд,,продолжая и развивая теории своего отца, опи­сывает особенности формирования защитных механизмов личности в детском возрасте. Она считает, что ребенок об­ладает большим, по сравнению со взрослым, диапазоном реагирования на конфликт между сознанием и бессознатель­ным. Он способен достичь удовлетворения своих влечений в ходе фантазии, ролевой игры, а в случае, если эти компен­саторные механизмы недостаточны, то происходит форми­рование невроза. Возникшие в детстве навыки вытеснения или переноса, или другие способы психологической защи­ты от конфликта, по мнению А. Фрейд, переносятся во взрослую жизнь больного и продолжают там функциониро­вать как бы «автоматически».

В современных концепциях гуманистической психоло­гии большое значение уделяется детско-родительским от-

ношениям, особенно эмоциональному контакту матери с ребенком.

С самого раннего возраста, еще до того, как ребенок начинает осознавать себя, он уже чувствует отношение к нему, ощущая себя любимым или отвергнутым. Естествен­но, что эти впечатления ребенок получает прежде всего в отношениях с матерью, поскольку связь с матерью наибо­лее тесная (в первые месяцы жизни — симбиотическая) и эмоционально насыщенная. Любовь матери, ее одобрение и полное принятие ребенка, проявляющееся в постоянном контакте, нежности и заботливом уходе, являются фунда­ментом формирования гармоничной, эмоционально устой­чивой личности. Если же мать внутренне отвергает ребен­ка 1, то, несмотря на хороший уход и внешние проявления внимания (сына или дочь учат вежливости, приличиям, раз­вивают интеллект, контролируют общение, но не интере­суются их переживаниями, внутренним миром), тесный эмоциональный контакт не возникает. Отсутствие уверен­ности ребенка в постоянстве и надежности любви матери, ее неизменной поддержке и полном приятии проявляется впоследствии в искажениях личностного развития взросле­ющего сына или дочери. Дети, выросшие в ситуации эмо­ционального отвержения, оказываются неспособными к при­вязанности и любви, у них отсутствует чувство общности с другими людьми, им свойственны холодность, отвержение других и неприятие себя. Эти качества находят свое прояв­ление в агрессии, направленной либо вовне (вплоть до асо­циального поведения), либо на собственную личность (склонность к самоповреждениям). Таким образом, отсут­ствие или неразвитость положительных эмоциональных от­ношений с ближайшим семейным окружением (прежде все­го, с матерью) могут лежать в основе психопатического раз­вития личности. Не случайно поэтому среди воспитанников

1 Здесь мы имеем в виду не только явное пренебрежение родитель­скими обязанностями, а именно внутреннее, часто не осознаваемое самой матерью, отношение к ребенку, который не был желанным, либо слишком похож на мужа, с которым установились конфликт­ные отношения, либо ребенок является помехой в осуществлении про­фессиональных или личных планов и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: