Зак. 367 1 O

лательны учеба сначала в школе, где есть возможность обу-| чаться по программе для детей с ЗПР, а потом в школе* санаторного типа.

При частых соматических заболеваниях у детей возмож­но появление соматогенной задержки психического разви­тия.

Как уже отмечалось в гл. 4, при тяжелых соматических заболеваниях (пневмонии, хирургических операциях) у де­тей дошкольного возраста могут произойти явления ретар­дации психического развития. Напомним, что при этом ре­бенок утрачивает недавно приобретенные навыки, возвра­щается к более ранним формам поведения. Если эти заболевания повторяются часто,' то к школьному возрасту ребенок не осваивает необходимых умений и навыков. По­мимо этого, соматические заболевания, естественно, влия­ют и на нервную систему, приводя к эмоциональной ла­бильности, истощаемости, колебаниям активного внима­ния.

Следует особо остановиться на явлении госпитализма у детей. При попадании ребенка в стационар без матери (либо проживании в условиях Дома ребенка) на него влияет ряд неблагоприятных факторов. При разрыве с матерью ребенок испытывает чувство страха, одиночества. Активные протест-ные реакции через некоторое время сменяются пассивным, апатичным состоянием. При отсутствии положительных эмо­циональных стимулов, развивающего и обучающего воздей­ствия у ребенка наступает явление сенсорной депривации. Как следствие этого, у детей младшего возраста возникает потребность в самостимуляции: они стереотипно раскачи­ваются, сосут палец или одеяло, возможно появление мас­турбации. Эти проявления в значительной степени тормозят психическое, а иногда и физическое развитие ребенка. В даль­нейшем, при возвращении ребенка в более благоприятные условия, приобретенные навыки аутостимуляции могут ос­таваться на длительный срок.

Перед проведением патопсихологического обследования ребенка желательно выяснить у родителей факты наличия острых и хронических соматических заболеваний у их сына или дочери, частоту и длительность пребывания их ребенка в больнице.

В ходе обследования детей с соматогенной задержкой психического развития отмечается истощаемость, чаще по гипостеническому типу. Нарушены концентрация и распре­деление внимания. Память и интеллектуальные способности значительно не нарушены. Выражена эмоциональная лабиль­ность: при малейших неудачах в выполнении заданий дети плачут, долго не могут приступить к следующему заданию. Самооценка занижена. Преобладают игровые интересы, не­которые игры могут быть стереотипными, служить защитой от страхов. У детей этого типа легко формируется школьная тревожность.

Задержка психического развития может возникать в свя­зи с педагогической и микросоциальной запущенностью. Этот вид ЗПР формируется у детей со здоровой нервной систе­мой, нормальными предпосылками интеллектуального раз­вития, но воспитывающихся в неблагоприятных условиях. Среди них наибольшее количество детей, которые живут в семьях умственно отсталых, психически больных родителей, а также в условиях безнадзорности и гипоопеки, что часто встречается в случаях, если родители злоупотребляют алко­голем или наркотиками. В результате возникает социальная незрелость личности, нарушение системы интересов и иде­алов, недостаточность чувства долга. Помимо этого у ребен­ка не хватает запаса знаний, отмечается бедность словарно­го запаса.

В ходе патопсихологического обследования выявляется нормальная работоспособность, внимание, память. Ребе­нок хорошо ориентируется в бытовых вопросах; в некото­рых из них возможна осведомленность даже больше, чем у сверстников. Однако отстает запас знаний и навыков, не­обходимых в школе: ребенок к 7 годам не знает букв, гео­метрических форм, не умеет читать. При оказании помощи дети с микросоциальной запущенностью способны к нор­мальному для своего возраста уровню обучения. Показатели по невербальному интеллекту у них также находятся в гра­ницах нормы. При отсутствии помощи у этих детей в даль­нейшем могут возникать нарушения поведения: отказ от посещения школы, нежелание учиться, стремление к не­медленному удовлетворению потребностей. При правильном обучении и воспитании ребенок способен приобрести не-

обходимые навыки и нормально справляться со школьны­ми требованиями.

В целом, для детей с задержкой психического развития характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость, что сочетается с выраженной зависимостью от мнения взрос­лых и сверстников. За счет задержки развития, недостаточ­ности умений и навыков, эти дети с первых месяцев учебы попадают в разряд неуспевающих, что приводит к негатив­ной оценке ребенка со стороны учителя и одноклассников. Они воспринимают его как глупого, ленивого. Ситуация систематического неуспеха, в которую попадают дети в школе, отрицательно влияет не только на дальнейшее раз­витие интеллектуальной сферы, но и способствует аномаль­ному развитию личности. У ребенка формируется занижен­ный уровень притязаний не только по отношению к учеб­ной деятельности, но и к любым заданиям, содержащим оценочные моменты. Стремясь к гиперкомпенсации, дети с задержкой психического развития еще больше фиксируют­ся на более ранних этапах развития, в частности на игре. Таким образом, возникают вторичные нарушения поведе­ния и невротические расстройства. Задачей школьного пси­холога является прежде всего выявление детей с задержкой психического развития, определение типа задержки и по­становка вопроса о рациональных методах обучения такого ребенка.

Вопрос об обучаемости тесно связан с типом задержки психического развития. При гармоническом инфантилизме, микросоциальной запущенности и соматической задержке психического развития оптимальным является обучение в так называемых «классах выравнивания» с программой, включающей игровые методы обучения, меньшей наполня­емостью классов. Работа психолога с детьми в этих классах должна включать игры, направленные на формирование волевой регуляции, способности к планированию деятель­ности, регуляции эмоций.

Для детей с органическим инфантилизмом и церебраль­но-органической задержкой психического развития, возмож­но, более целесообразным является обучение в специаль­ных школах для детей с ЗПР. В этих школах соблюдается меньшая наполняемость классов, программа трех лет усваи-

вается за 4 года, включаются дополнительные логопедичес­кие занятия, ЛФК, тщательное медицинское наблюдение. Если за время учебы в этой школе ребенок успешно усваи­вает программу, то в дальнейшем его переводят в обычную школу.

Дети с ЗПР должны в течение всего времени обучения в школе находиться под контролем школьного психолога, а желательно и врача (невропатолога или психиатра). В подро­стковом возрасте у этих детей вероятно появление наруше­ния поведения, формирование неустойчивой акцентуации, неврозоподобных проявлений. Если задержка психического развития сопровождается недоразвитием речи, обязательно нужна консультация и помощь логопеда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: