Специфика нарушений

ЗАДАЧИ

Контрольные вопросы

Схема формирования неврозов

Зак. 367 C

НЕВРОЗ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Существует еще одна группа дисгармонического психи­ческого развития личности — неврозы.

Неврозы — психогенные вегетосоматические расстройства непсихотического уровня, которые осознаются самим субъектом.

Исследованию неврозов как отдельного стиля личност­ного реагирования на ситуации посвящены труды В.Н. Мя-сищева; как психогенное заболевание личности невроз рас­сматривается Б.Д Карвасарским (1980). В зарубежных кон­цепциях невроза он представляется как патологическая

форма компенсации несоответствия уровня притязаний и достижений, заторможенный процесс самореализации. Ис­следования неврозов в детском и подростковом возрасте ото­бражены в трудах А.И. Захарова (1988), Д.И. Исаева.

А.И. Захаров предлагает следующую схему формирова­ния неврозов у детей и подростков.

Склонность (конституционный фактор)

Преморбидные особенности личности

Острая Психическая травматизация Хроническая

I

Неблагоприятные жизненные обстоятельства

Критическое нарастание психического напряжения

I

Место наименьшего сопротивления организма

Клиника неврозов

Биологическими особенностями ребенка, которые уве­личивают вероятность формирования невроза, являются наличие невропатии, выраженная доминанта одного из по­лушарий и т. д. Если объем родительских требований и тре­бований микросоциального окружения (детский садик,

школа) не превышает реальных возможностей ребенка, если его воспринимают таким, каким он есть, проявления не­вропатии исчезают к 9—10 годам. Однако часто родители не учитывают особенностей ребенка, в семье преобладает не­рациональный стиль воспитания: повышенная эмоциональ­ность, гиперсоциализация (невосприятие возрастных осо­бенностей, шалостей детей), чрезмерные надежды, кото­рые возлагаются на ребенка, гиперопека, особенно в сочетании с требованиями самостоятельности, завышенная тревога у родителей, супружеские конфликты и противоре­чия в подходах к воспитанию.

Ребенок неосознанно воспринимает нормы и идеалы сво­их родителей и старается им соответствовать. Если же это противоречит особенностям его нервной системы, темпе­раменту, интеллектуальным возможностям, возникает не­соответствие между желаемыми достижениями и реальным результатом. У ребенка в этой ситуации назревает внутри-личностный конфликт между целями, навязанными извне родителями, и собственными потребностями и мотивами.

Можно выделить несколько видов неврозов.

Истерический невроз в детском возрасте проявляется весь­ма разнообразно. Чаще всего встречаются эмоциональные нарушения, фобии, астении, ипохондрические проявления, двигательные расстройства. Психологическим механизмом возникновения этого состояния является противоречие меж­ду обостренной потребностью в эмоциональном признании со стороны родителей и невозможностью ее удовлетворе­ния. Это вызывает страх «быть не тем», быть нелюбимым для значимых людей. Страхи и эмоциональные реакции в виде слезливости, раздражительности всегда тесно связаны с конкретной ситуацией, рассчитаны на определенного «зри­теля», демонстративны. Страхи не имеют большой стойкос­ти, легко изменяется их содержание.

К двигательным нарушениям при истерическом неврозе относятся судорожные припадки, параличи, нарушения походки и чувствительности.

Истерические судорожные припадки ситуационно обус­ловлены, без «зрителей» случаются редко. Ребенок падает на пол, кричит, плачет, размахивает руками и ногами. На­блюдается покраснение лица, шеи, усиленное потоотделе-

7* 195

ниє, иногда спазм гортани с временным прерыванием ды­хания. Продолжительность этого состояния может быть от нескольких минут до 2—3 часов. К школьному возрасту эти припадки часто изменяют свой характер и проявляются в виде обмороков или напоминают приступы бронхиальной астмы.

Встречается такое проявление как истерическая рвота, не связанная с приемом пищи и возникающая при значи­тельном эмоциональном напряжении, например, утром пе­ред школой, и не встречающаяся в каникулы и выходные дни.

Возможны также нарушения движений конечностей — истерический паралич, писчий спазм. Иногда, после значи­тельной психотравмирующей ситуации, возникает истери­ческий мутизм — невозможность говорить. При этом дети охотно пишут или сообщают о своих желаниях жестами.

Проявление истерических симптомов связано со стрем­лением привлечь к себе внимание, наличием условной при­ятности и желательности нарушения, которое делает воз­можным избавление от неприятной ситуации.

Одним из наиболее частых проявлений невроза в детс­ком возрасте является фобический невроз. Он характеризует­ся упорным страхом перед чем-либо, что может повредить жизни и здоровью ребенка (страх заражения, острых пред­метов, смерти). Другой формой страхов является страх дея­тельности в определенной обстановке (отвечать у доски, общаться с незнакомыми людьми и т. д.). У детей страхи отличаются конкретностью, образностью представлений и ощущений. При неврозе страха основой нарушений являет­ся психологическое противоречие — между выраженным инстинктом самосохранения и слабостью защитных меха­низмов, которое проявляется страхом «быть ничем», не су­ществовать. Возникающий страх сопровождается покрасне­нием либо побледнением лица, дрожью, потоотделением, прекращением действия. Страх возникает после конкретной психотравмирующей ситуации и отчетливо осознается самим ребенком. Эмоциональная реакция на это состояние вызыва­ет «страх страха». Стремление избавиться от него в сочетании с примитивными, символическими формами мышления порождает ритуалы.

Ритуалы — определенные действия, совершаемые ребен­ком с целью избежать переживания страха. Часто трудно понять, каким образом ритуальное действие может повли­ять на ситуацию возникновения страха, но оно успокаивает ребенка, снижает напряженность фобии.

Так, например, девочка 10 лет боялась «плохих отметок» и чтобы «все в школе было хорошо», она стучала по батаре­ям во всех подъездах по дороге в школу. После этих ритуаль­ных действий она могла успешно отвечать в школе, если же воздерживалась от них, испытывала сильный страх, меша­ющий отвечать на уроках. Ритуалы могут видоизменяться, расширяться и со временем сами становиться источником тревоги и опасений.

Следующую группу неврозов представляет невроз навяз­чивых состояний. Он может проявляться в виде навязчивых движений, действий, иногда мыслей, счета, сомнений.

Противоречие между чувством и долгом, эмоциональ­ными и рациональными страхами вызывает центральный страх изменения, страх «быть не собой», и проявляется в виде навязчивостей, обсессивного невроза.

Навязчивые действия и движения, в отличие от ритуа­лов, не связаны с каким-либо осознанным страхом, ребе­нок испытывает смутное напряжение, тревогу, которая ос­лабевает после совершения действия и усиливается, если какое-то время воздерживаться от него. Ребенок понимает чуждость этих действий и иногда стремится воздерживать­ся от них либо выполнять их незаметно от окружающих. Действия могут быть различными: дотрагивания до пред­метов, постукивание, многократное одевание и раздева­ние и т. д.

В младшем школьном возрасте возможно появление на­вязчивых мыслей, представлений, действий и т. п. Ребенок стремится избавиться от них, «переработать», осознать их причины. Навязчивые мысли и действия мешают нормаль­ному развитию ребенка, сужают круг его интересов. Все силы ребенка уходят на борьбу с навязчивостями.

При патопсихологическом обследовании детей с невро­зами отмечается истощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу.

Часто недостаточен объем или переключаемое^ (при неврозе навязчивых состояний) внимания. Механическое и смысловое запоминание — в пределах нормы. Мышление логично, с соответствующим возрасту уровнем интеллекту­альных достижений. Часто при обследовании отмечается не­равномерность развития полушарий: преобладание функци­онирования правого (при истерическом и фобическом не­врозе) или левого (при ритуалах и навязчивостях) полушария. Это можно обнаружить при исследовании уровня достиже­ний в тестах вербального и невербального интеллекта.

Самооценка занижена, часто выражена уверенность в плохой оценке со стороны окружающих. Отмечается хруп­кость уровня притязаний.

В речи часто встречаются высказывания «должно — не должно», «правильно — неправильно». При выполнении за­даний по методике ТАТ в рассказах детей часто встречается описание психотравмирующеи ситуации и проекция невро­тического конфликта.

Итак, мы рассмотрели особенности дисгармонического психического развития личности. Проявления этого вида от­клонений весьма разнообразны, а некоторые диаметрально противоположны. Однако первопричина дисгармоническо­го психического развития общая, она кроется в нарушениях функционирования высшей нервной деятельности.

Успешность социальной адаптации таких детей во много зависит от взрослых, которые живут вместе с ними (роди­телей и других родственников), и от тех лиц, которые зани­маются их воспитанием профессионально: педагогов, пси­хологов, врачей. Следует отметить, что учащиеся с дисгар­моническим психическим развитием есть в каждой обычной школе. Поэтому в задачи школьного психолога входит на­блюдение за ними с целью предупреждения декомпенса­ции, а также помощь педагогам в осуществлении индивиду­ального подхода к этим ученикам.

1. Какие состояния относятся к дисгармоническому личностному раз­
витию?

2. В чем состоит связь поведенческих проявлений и базальных уров­
ней эмоциональной регуляции?

3. Какие виды психопатий проявляются уже в дошкольном возрасте?

4. Какие способы компенсации возможны при каждом виде психопатии?

5. В чем состоят психологические механизмы формирования невроза?

6. Какие виды неврозов наблюдаются в детском и подростковом воз­
расте?

Задача 1. Олег А. Ученик 1-го класса. Обратилась учительница с жалобой на нарушения поведения: отказывается выходить из клас­са на переменах, участвовать в занятиях физкультурой, иногда не отвечает у доски. Успеваемость неравномерная: хорошо дается ма­тематика, чтение, при грамматически правильном письме, устойчи­во необычный почерк.

Из беседы с родителями выяснилось, что мальчик на неодно­кратные попытки отдать его в детский сад реагировал крайне бо­лезненно и поэтому воспитывался дома. Рано научился говорить, охотно общается со взрослыми, интересуется астрономией, знает все созвездия. К школе относится с интересом, но до сих пор не знает ни одного из своих одноклассников по имени. Движения неловкие, до сих пор мать помогает ему одеваться, а иногда и кормит.

При психологическом иссл.едовании контакт устанавливается не сразу, только после разговора об астрономии. Однако страха, стес­нительности испытуемый не проявляет. Отношение к заданиям не­равномерное — от некоторых пассивные отказы, некоторые выпол­няются с интересом. Механическое запоминание успешно. Работо­способность равномерная. Внимание не нарушено. «Исключения» и «обобщения» иногда выполняются по слабым признакам: «Лодка, тачка и велосипед похожи — двигаются при помощи человека, а мотоцикл от них отличается — ему нужен бензин»; с помощью — правильные решения. Описания картин ТАТ эмоционально не на­сыщены, часто выдвигаются 2 — 3 версии происходящего. «Несуще­ствующее животное» черного цвета на колесах, но не роботообраз­ное. Самооценка {по методике «Лесенка самооценок») слабо диф­ференцирована, отсутствует представление об отношении к себе со стороны окружающих, выражено негативное отношение к одно­классникам: «Шумят, пристают, толкаются, вообще глупые». Школь­ная тревожность средняя, возникает в ситуациях ответа на уроке, занятиях на физкультуре. Уроки физкультуры вызывают отвраще­ние и содержанием — трудно выполнять гимнастические упражне-

ния, ловить мяч и т. д., и тем, что одноклассники смотрят на него; не нравится и процесс переодевания. Отмечается легкий страх физи­ческого контакта.

1. С чем связаны нарушения поведения у Олега?

2. Какие можно рекомендовать мероприятия?

Задача 2. Роман В. Ученик 3-го класса. Обратилась мать в связи с непонятным для нее поведением сына. На каникулах ребенок от­казывался от некоторых прогулок, экскурсий. Однажды, когда мать купила ему новую рубашку, он разорвал ее на клочья и выбросил в окно. Мальчик не разрешает матери убирать в его комнате, пере­ставлять вещи. По словам учительницы, Роман очень аккуратный, средних способностей, учится неравномерно. В классе охотно вы­полняет одно общественное поручение — поливает и выращивает растения. Иногда бывают малопонятные вспышки гнева; если де­рется с ребятами, с трудом может остановиться. Любит командо­вать более слабыми и младшими ребятами.

При психологическом исследовании отмечается затрудненная врабатываемость, инертность психических процессов. Объем и пе-реключаемость внимания несколько недостаточны. Механическое и смысловое запоминание успешно. Уровень обобщения — возраст­ная норма. Самооценка несколько завышена. Школьная тревож­ность низкая. «Несуществующее животное» изображается в виде динозавра с большим количеством шипов и зубов. Испытуемый при­знает свою любовь к порядку, дисциплине. Свое поведение дома объясняет тем, что мама делает все быстро, не предупреждая его заранее о прогулках, покупках и т. д. Жалуется на иногда возника­ющую злость, злопамятность.

1. С чем связаны нарушения поведения у Романа?

2. Какие можно дать рекомендации?

Задача 3. Лена П. Ученица 5-го класса. Обратился классный ру­ководитель с жалобой на резкое снижение успеваемости, постоян­но подавленное настроение и плаксивость девочки. Из беседы с ма­мой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. При­близительно с 7 лет стали проявляться колебания настроения и самочувствия: периоды веселья, высокой работоспособности сме­няются спадами активности, жалобами на свое здоровье, снижени­ем настроения. В последнее время эти колебания стали более выра­женными и длительными — до 3 — 4 недель. При этом Лена пытает-

ся усердно учиться, сидит часами за уроками, часто плачет, жалует­ся, что стала «тупой», «неспособной». Тяжело переживает появив­шиеся «2» и «3» по некоторым предметам.

При патопсихологическом обследовании отмечается легкое сни­жение работоспособности, медленный темп сенсомоторных реак­ций. Объем и концентрация внимания не нарушены, но привлечь внимание к выполнению заданий достаточно сложно. Механичес­кое запоминание успешно. Уровень обобщения не снижен, искаже­ний мышления не отмечается. При описании картин ТАТ — проек­ция идей самообвинения. По «шкале дифференцированных эмо­ций» преобладают эмоции тоски, страха, вины. Самооценка резко занижена, но девочка считает, что окружающие относятся к ней лучше, чем она того заслуживает.

1. С чем связаны нарушения поведения у Лены?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 4. Таня С. Ученица 3-го класса. Обратилась за консуль­тацией мать девочки. С начала нового учебного года Таня перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело пере­живала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сен­тября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой ак­куратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игруш­ки, учебники. Переживает, если кто-то из близких приходит домой поздно. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг нет.

При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Меха­ническое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобще­ния соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 — 3 вари­анта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмеча­ется высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, диф­ференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мне­ния окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным стра-

II

ком, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю все­гда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится изба­виться от этого состояния, хочет стать более уверенной.

1. Каковы причины такого состояния девочки?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 5. Юля Б. Ученица 4-го класса. Обратилась мама по ини­циативе классного руководителя в связи с нарушениями поведения. Педагога беспокоит то, что девочка стремится привлечь к себе вни­мание, рассказывает странные фантастические истории, в которых сама является главной героиней: то ее похищали инопланетяне, то нападают бандиты и шпионы и т. д. Учится девочка неравномерно, в зависимости от интереса к предмету и конкретной теме. Мама Юли также замечает склонность дочки к фантазированию, но жалуется и на то, что с первых лет жизни девочка была нетерпима к требова­ниям и запретам. Добиваясь своего, падает на пол, кричит, стучит ногами и руками. Такие реакции сохранились и в школьном возра­сте. Часто на любые требования реагирует громким плачем. Любит привлекать к себе внимание гостей, поет, танцует, рассказывает о своих успехах в школе.

При патопсихологическом обследовании отмечается быстрый темп сенсомоторики. Высокая работоспособность сочетается с яв­лениями пресыщаемое™. Объем, переключение и распределение внимания — высокая норма, произвольная концентрация несколь­ко затруднена. Механическая память — в пределах нормы. «Исклю­чения» и «обобщения» производятся на основании существенных признаков, однако есть субъективно-значимые решения. Самооцен­ка завышена, но выражена неуверенность в отношении к себе со стороны учителей и одноклассников. Отмечается высокий, неустой­чивый уровень притязаний.

1. В чем причины нарушений поведения у Юли?

1. Что можно порекомендовать?

Задача 6. Ян 3. Учащийся 2-го класса. Обратился отец по иници­ативе учительницы в связи с нарушениями поведения сына. Ребе­нок учится хорошо, легко справляется с программой, но внезапные вспышки гнева, драки препятствуют его пребыванию в школе. В последнее время Ян избил 2 одноклассников (один из них попал в больницу), порвал дневник, уходил несколько раз с уроков. Дома поведение тоже не лучшее: кричит, бросает на пол посуду, рвет кни-

ги и учебники. После этого огорчается, обещает исправиться. Та­кие особенности характера стали проявляться примерно с 3 лет, до этого ребенок рос и развивался нормально: ходить, говорить начал своевременно. В детском саду также постоянно были жалобы на нарушения поведения: драки, рискованные поступки (ходил по кры­ше детского сада и т. п.).

При патопсихологическом обследовании испытуемый быстро вступает в контакт, отношение к заданиям несколько избиратель­ное. Выражена пресыщаемость. Темп сенсомоторики ускорен. Объем, переключаемость внимания — высокая норма. Механичес­кое запоминание успешно, мышление логично, с опорой на суще­ственные признаки. При исследовании личности отмечается диф­ференцированная самооценка, испытуемый отмечает у себя раздра­жительность, вспыльчивость. Жалуется на то, что не может остановиться во время вспышки гнева.

1. В чем причины нарушений поведения Яна?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 7. Зоя Л. Ученица 3-го класса. Обратилась мама с жало­бой на навязчивые движения у дочери — стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медли­тельной, однако все навыки осваивала своевременно. Тяжело пере­живала поступление в детский сад, долго привыкала. С детьми об­щительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять же­лаемое положение в классе. В последнее время появились навязчи­вые движения — выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах.

При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание — в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некото­рая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте.

1. В чем причина указанного состояния Зои?

2. Какие можно дать рекомендации?

Рекомендуемая литература

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964.

Гроисман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Пси-

хол. журн. 1984. № 5. С. 127-136. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,

1980. Диагностика и лечение истерического невроза и невроза навязчивых

состояний у детей и подростков: Метод, рекомендации. Л., 1977. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Л., 1980. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: