Зак. 367 225

НАРУШЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЙ

В подростковом возрасте происходит развитие ценност-но-мотивационной сферы личности. Быстрый темп полово­го созревания приводит к интенсивному половому влече­нию, которое в силу социальных условий не может быть реализованным. В этом же возрасте у многих подростков про­исходит первое знакомство с алкоголем и наркотическими веществами. Отмечаются также влечения к бродяжничеству, поджогам и другие виды нарушений влечений. В качестве изолированного расстройства эти состояния встречаются редко, чаще как симптомы других заболеваний. Эти нару­шения встречаются при различных психопатиях, неврозе, шизофрении; в качестве кратковременных эпизодов могут наблюдаться и при акцентуациях характера. Нарушение вле­чений имеет сложную психологическую и физиологическую структуру. Общим для всех типов патологии влечений явля­ется то, что они имеют глубинную бессознательную приро­ду. В сознании возникает устойчивое, иногда непреодоли­мое стремление к совершению определенных действий. После их совершения подросток испытывает смешанное чувство — удовлетворения и угрызения совести, если действие имеет аморальный или противоправный характер. С психоанали-ческой точки зрения, эти нарушенные влечения являются способом реализации полового влечения. При бихевиорист­ском (поведенческом) подходе обращается внимание на возникновение случайной условно-рефлекторной связи меж­ду определенным действием и положительной эмоцией и закреплением этой связи. В концепциях дизонтогенеза нару­шения связываются с неравномерным развитием сферы вле­чений и тормозных механизмов. С нашей точки зрения, ве­роятно совпадение неравномерного развития сферы влече­ний и внешних стимулов, закрепляющих именно это, а не иное нарушение.

Рассмотрим подробнее некоторые виды нарушений вле­чений.

Побеги и бродяжничество часто встречаются в подрост­ковом возрасте. Они могут быть ситуационно обусловлен­ными и связанными с патологическим влечением к бро-

дяжничеству. Ситуационно обусловленные побеги делятся на импульсивные, эмансипационные и демонстративные.

Импульсивные побеги возникают как ответ на стрессовую, угрожающую ситуацию. Если подросток опасается наказа­ния за какой-то проступок, он стремится его избежать. В этих случаях побеги обычно совершаются в одиночку, ребе­нок остается в границах города, ночуя на чердаках и в под­валах. В дальнейшем этот поведенческий стереотип может закрепиться и повторяться при любых трудностях. При ис­следовании личности таких подростков отмечается неустой­чивый и лабильный тип акцентуации характера. Условия воспитания обычно являются чрезмерно строгими, по типу доминирующей гиперпротекции.

Эмансипационные побеги являются результатом гипертро­фированного стремления к самостоятельности, к разнооб­разию, риску и приключениям. Подросток хочет избавиться от наскучившего образа жизни, опеки и наставлений взрос­лых. Побеги чаще совершаются в компании двух-трех при­ятелей. При этом возможны путешествия на большие рас­стояния либо за черту города — когда подростки живут у реки или в лесу в шалаше. Часто побегу предшествуют дру­гие нарушения поведения — школьные прогулы, выпив­ки, дружба с асоциальными подростками. При патопсихо­логическом обследовании у этих детей отмечается гипер-тимный, гипертимно-неустойчивый, циклоидный тип акцентуации.

Демонстративные побеги. Совершаются с целью заполу-чения или возврата внимания со стороны матери или объек­та влюбленности, либо с целью занять привилегированное положение в среде сверстников. Побеги совершаются не­далеко и не надолго, в те места, где подростка наверняка будут искать. Этот тип побегов часто закрепляется в виде устойчивого поведенческого стереотипа. При патопсихоло­гическом обследовании у этих подростков отмечается исте-роидный, истеро-лабильный тип акцентуации.

Побеги как нарушение влечений возникают без всяких ви­димых причин, при нормальных семейных взаимоотноше­ниях. Первые уходы из дома могут отмечаться еще в до­школьном возрасте, но наибольшей интенсивности дости­гают у подростков. Они внезапно уходят из дома, могут

путешествовать по всей стране. Подростки перед началом побега испытывают беспокойство, непреодолимое стремле­ние уйти. До некоторого предела подросток может противо­стоять этой потребности, но затем все равно совершает по­бег. После побега подростки часто самостоятельно возвра­щаются домой, обещают «больше так не делать», но затем все повторяется.

При патопсихологическом обследовании у них отмечает­ся шизоидная или неустойчивая психопатия, иногда эпи-лептоидная. Часты симптомы органического поражения ЦНС. При обнаружении выраженной инертности психических процессов, эпилептоидных изменений личности обязатель­на консультация психиатра — не исключено, что побеги связаны с измененными состояниями сознания.

Стремление к поджогам (в зависимости от интенсивнос­ти проявлений и психологического содержания) может встречаться как при акцентуациях, так и при более тяжелых заболеваниях. Поджоги могут быть элементом делинквент-ного поведения — стремлением отомстить, напугать, раз­влечься. Они совершаются делинквентными подростками с неустойчивой и гипертимной акцентуацией, нередко в со­стоянии алкогольного опьянения. Стремление к поджогам как нарушение влечений удовлетворяет потребность подро­стка в разрядке психического напряжения, получении удо­вольствия. Иногда это достигается от созерцания любого огня, иногда отличается избирательностью (например, под­жигаются только сиденья в электричках). Совершаются дей­ствия в одиночку, в некоторых случаях им предшествует на­растание психического напряжения, раздражительность. При патопсихологическом обследовании у этих подростков от­мечаются выраженные черты эпилептоидного или шизоид­ного типа с высоким риском психопатии, иногда — иска­жения процесса мышления. При обнаружении патологичес­кого влечения к поджогам необходима консультация психиатра с целью соответствующего лечения.

Патологическое влечение к кражам (клептомания) ред­ко встречается у подростков, чаще кражи являются элемен­том делинквентного поведения.

Алкоголизм как сформировавшееся заболевание у подро­стков встречается редко. Основной проблемой является ран-

8* 227

нее употребление алкоголя. Многие подростки с делинквент-ным поведением употребляют алкоголь с целью опьянения, но алкоголизм формируется не у всех. Избирательная чув­ствительность к алкоголю связана с генетическими и об­менными факторами, а также определенными типами лично­сти. Наиболее часто алкоголизм возникает у неустойчивых и эпилептоидных подростков. Неустойчивые подростки начи­нают выпивать в делинквентных компаниях, где выпивка служит постоянным развлечением. Постепенно алкоголь ста­новится привычным атрибутом веселья, отдыха. Формиру­ется психическая, а значительно позднее и физическая за­висимость. Выпивки становятся регулярными, подросток забрасывает учебу, труд, совершает правонарушения с це­лью «достать на бутылку».

При патопсихологическом обследовании у таких подрос­тков отмечается сочетание признаков органического пора­жения ЦНС (нарушение объема внимания, координации движений, механической памяти) и неустойчивой или не-устойчиво-гипертимной акцентуации. Самооценка обычно завышена. Подросток не придает значения своим выпивкам, не воспринимает их как болезнь.

При выраженной эпилептоидной психопатии первые употребления алкоголя переносятся тяжело. Они сопровож­даются приступами злобы, головной болью, нарушениями памяти (подросток не помнит отдельных эпизодов своего поведения в период опьянения). Несмотря на это может воз­никнуть тяга к спиртному, потребность напиться «до от­ключения». Подросток вскоре начинает употреблять креп­кие спиртные напитки в больших дозах. Часто отмечаются выпивки в одиночку, употребление дешевых суррогатов.

При патопсихологическом обследовании у этих подрост­ков наблюдаются инертность психических процессов, нару­шения переключаемое™ внимания. Выражено наличие пе­риодов злобно-тоскливого настроения, сужение круга ин­тересов. Самооценка затруднена.

Рекомендуемые мероприятия зависят от особенностей алкоголизации: в случае однократного употребления алко­голя достаточно рационально-разъяснительной беседы; если выпивки входят в структуру делинквентного поведения, не­обходим надзор и контроль со стороны родителей, мили-

ции, школьного психолога; при формировании алкоголь­ной зависимости обязательна консультация нарколога или психиатра.

Употребление наркотических веществ часто начинается в подростковом возрасте. Так, согласно социологическим опросам, среди школьников пробовали наркотики 5,5%, учащихся ПТУ— 10,2, учащихся техникумов— 13,5%.

Микросоциальные условия (пребывание в делинквентной среде, проживание в районах с распространенным нарко­потреблением) и акцентуация характера подростка играют большую роль среди факторов употребления наркотических веществ. Возникновение наркозависимости в значительной степени зависит от биохимических факторов — «готовнос­ти» организма к приему и включению в обмен веществ имен­но этого наркотика. Нами выявлен также феномен психоло­гической готовности к употреблению психотропных веществ (этот вопрос был рассмотрен в гл. 6.) Исследованиям зави­симости частоты и типа наркопотребления от акцентуации характера посвящены работы B.C. Битенского, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонского и др.

Гипертимные подростки часто употребляют «за компа­нию» различные вещества, принятые в их микросреде. Наи­более употребляемыми являются ингалянты (эфир, ацетон, клей) и гашиш. Галлюциногены, транквилизаторы и опиа­ты являются малопривлекательными. Наркозависимость фор­мируется относительно поздно.

Циклоидные подростки в гипертимной фазе ведут себя так же, как гипертимные, в депрессивной фазе они могут употреблять и транквилизаторы, но не регулярно, а в зави­симости от длительности спадов настроения.

Лабильный тип акцентуации редко вызывает стремление к наркопотреблению, но в компании возможен прием ин-галянтов.

Сенситивный и психастенический тип акцентуации, тто мнению А.Е. Личко, отличается устойчивостью к наркопот­реблению, но, по нашим данным, для подростков этого типа являются привлекательными некоторые наркотики — производные эфедрина, стимуляторы.

Шизоидные подростки наиболее склонны к употреблению гашиша; злоупотребление этим препаратом может прово-

I

цировать галлюцинации, заострение шизоидных черт лич­ности.

Эпилептоиды предпочитают алкоголь в больших дозах, однако также встречается среди них употребление гашиша и опиатов. Стимуляторы чаще отвергаются, так как усили­вают эмоциональную взрывчатость. У эпилептоидов быстро формируется алкогольная и наркотическая зависимость.

Истероидные подростки испытывают особую склонность к стимуляторам, иногда к гашишу. Меньшая склонность обнаруживается к ингалянтам и транквилизаторам. У исте-роидов часто отмечается преувеличенность рассказов о сво­ем наркотическом опыте, дозировках.

Неустойчивые подростки обычно предпочитают те веще­ства, которые наиболее распространены и которые легче достать в данном районе. Физическая зависимость формиру­ется постепенно.

При патопсихологическом обследовании подростков, упот­ребляющих наркотики, обнаруживаются черты личности и особенности психических процессов, бывшие до начала нар­копотребления и достаточно индивидуальные. Однако в за­висимости от вида употребляемого вещества можно выявить и общие закономерности. У наркоманов, употребляющих опиаты, на первый план выступает выраженная истощае-мость психических процессов, недостаточность концентра­ции внимания. Память, мышление, интеллект не снижены. Отмечается низкий, неустойчивый уровень притязаний. Са­мооценка обычно достаточно дифференцирована. При об­следовании по проективным методикам отмечается высо­кий уровень тревожности, депрессии, вплоть до мыслей о самоубийстве.

У подростков, употребляющих гашиш, работоспособ­ность не нарушена. Память и внимание — в границах нор­мы, однако отмечаются нарушения мышления: ориентация на слабые признаки, разноуровневость суждений. Эмоции лабильны, эмоциональное восприятие и выражение не на­рушены. Уровень притязаний и самооценка несколько за­вышены.

Для подростков с зависимостью от токсических веществ (бензина, растворителей) характерны нарушения психичес­ких процессов по органическому типу: резкая недостаточ-

ность объема и концентрации внимания, нарушения памя­ти, снижение интеллекта.

Вышеуказанные особенности психических процессов проявляются при регулярном употреблении наркотиков и, тем более, при наркомании I—II стадии.

Следует помнить, что о любых случаях наркопотребле­ния (даже эпизодических) должно быть сообщено район­ному наркологу и в инспекцию по делам несовершеннолет­них. Задачей школьного психолога является своевременная психокоррекционная работа с «трудными» подростками с целью профилактики наркопотребления.

Рассмотрим отклонения в психическом развитии, каса­ющиеся сексуальной сферы.

Сексуальные перверзии это стойкие изменения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (дети, животные, лица того же пола) или способа удовлетворения.

В подростковом возрасте может начинаться формирова­ние истинных сексуальных перверзии, но бывает и ситуа­ционно обусловленное поведение, напоминающее первер-зию, которое с возрастом бесследно проходит.

Онанизм (мастурбация) не относится к нарушениям по­лового влечения и является нормой для подросткового воз­раста. Необходимость консультации со специалистом (пси­хиатром, сексопатологом) возникает только в том случае, если подросток онанирует открыто, в присутствии других людей: дома при матери, в классе на уроке и т. п. Это чаще всего служит симптомом развивающегося психического за­болевания — шизофрении, периодического психоза.

Ранняя половая жизнь может рассматриваться как нару­шение только в том случае, если начинается до того, как наступила физиологическая половая зрелость (т. е. заверше­но развитие вторичных половых признаков). При раннем на­чале половой жизни следует провести патопсихологическое обследование подростка с целью выявления возможных бо­лезненных причин: маниакальной фазы МДП, последствий органического поражения ЦНС и т. д. Также желательно оп­ределиться с наличием (или отсутствием) негативных лич­ностных реакций на начало половой жизни: чувства вины, депрессии. У мальчиков раннее начало половой жизни чаще встречается при гипертимной, циклоидной, эпилептоидной

акцентуации, у девочек — с истероидной и гипертимной. У подростков с лабильно-сенситивной акцентуацией начало половой жизни может быть связано с необходимостью вос­полнить дефицит доброжелательного общения в семье.

Гомосексуализм возникает у подростков, живущих в за­крытых учебных заведениях, в отсутствие лиц противопо­ложного пола. С изменением ситуации у большинства под­ростков гомосексуализм прекращается. Следует отметить, что в последние годы жалоб на гомосексуальное поведение ста­ло больше. С одной стороны, это гомосексуальное (актив­ное) поведение у делинквентных подростков как стремле­ние «наказать», «опустить» провинившегося члена группи­ровки. Такие действия связаны не столько с удовлетворением полового влечения, сколько со стремлением соответство­вать нормам уголовной субкультуры.

С другой стороны, гомосексуальное поведение наблю­дается у подростков с недостаточно сформированной из­бирательностью полового влечения, возбуждение у кото­рых может наступать от случайных причин (мышечного на­пряжения, во время борьбы с товарищем), при просмотре порнографических фильмов или журналов. При этом под вли­янием средств массовой информации они могут восприни­мать себя как гомосексуалистов и даже транссексуалов. Та­кая особенность чаще встречается у подростков с истероид­ной и шизоидной акцентуацией.

Другие нарушения полового влечения редко встречают­ся в подростковом возрасте.

Если признаки указанных выше нарушений полового влечения встречаются неоднократно либо в интенсивной форме (подросток подглядывает в раздевалке, предлагает другим детям совместно онанировать и т. п.), необходима консультация подросткового психиатра либо сексопатолога. Эти состояния чаще всего связаны с наличием других забо­леваний — пограничной умственной отсталостью, органи­ческим поражением ЦНС, началом шизофрении, поэтому меры воспитательного характера и психокоррекция неэф­фективны'. При однократном, случайном совершении како­го-либо действия желательно просто проигнорировать этот эпизод, чтобы не способствовать закреплению неправиль­ной формы поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: