Причины, сущность

ЗАДАЧИ

Контрольные вопросы

1. Как особенности подросткового возраста влияют на поведение де­
тей?

2. Чем отличаются психопатии от акцентуаций характера?

3. Сравните методику ПДО с методикой Леонгарда—Шмишека. Назо­
вите их преимущества и недостатки.

4. Какие типы акцентуаций характера с наибольшей вероятностью оп­
ределяют делинквентное поведение подростков?

5. Что такое дисморфомания и нервная анорексия?

6. Назовите первичные проявления психических заболеваний в пове­
дении подростков.

7. Какие нарушения влечений наблюдаются в подростковом возрасте?

8. Что такое «философская интоксикация»?

9. Почему в подростковом возрасте увеличивается риск самоубийства?

10. Что такое «помощь подросткам в кризисных состояниях»? Какие за­
дачи и границы компетенции школьного психолога в этих случаях?

Задача 1. Аня М, 14 лет. Девочка обратилась к психологу само­стоятельно с жалобой на трудности общения с подругами и мальчи­ком. Из беседы с девочкой выяснилось, что у нее часто (иногда не­сколько раз вдень) меняется настроение. Она часто плачет, обижа­ется в ответ на любые изменения тона подруги, нерегулярные телефонные звонки мальчика. Эти колебания настроения продол­жаются и дома, в зависимости от отношений с родителями и млад­шим братом, прослушанной музыки, просмотренной телепрограм-

мы и т. д. Успеваемость в школе хорошая, но неровная, так как вы­полнение'заданий зависит от настроения.

При патопсихологическом обследовании отмечается незначи­тельная истощаемость психических процессов по гипостеническо-му типу. Внимание несколько неустойчиво. Механическое и смыс­ловое запоминание успешно. Интеллект и мышление — в границах нормы. Самооценка адекватна, дифференцирована, с отчетливыми представлениями о мнении окружающих. При обследовании по ПДО отмечается высокий уровень лабильности, превышение уров­ня сенситивности над МДЧ, высокий уровень феминности.

1. В чем причина особенностей общения у Ани?

2. В каких мероприятиях она нуждается?

3. Является ли ее состояние заболеванием?

Задача 2. Ирина Ю., ІЗлет. Обратилась в психологическую кон­сультацию мать девочки с жалобой на нарушение поведения у до­чери — поздние возвращения домой, общение с неизвестными маме друзьями. Девочка родилась своевременно, росла и развивалась нормально. В детстве легко адаптировалась к детям, коллективу, охотно посещала детский сад с 3 лет. В школе в начальных классах успевала на отлично, теперь на «4» и «5». Постоянно участвует в раз­личных кружках, секциях. В последнее время занимается в секции водного туризма. Мать не одобряет этого увлечения, считает, что девочка могла бы заняться чем-то более спокойным: шитьем, вяза­нием и т. д.

При психологическом обследовании девочка быстро вступает в контакт, с интересом относится к заданиям. Темп сенсомоторики быстрый. Нарушений со стороны психических процессов не обна­ружено. Интеллект — высокая норма. Самооценка высокая, диф­ференцирована, при положительном отношении к окружающим, к миру в целом. При обследовании по ПДО — высокий уровень ги-пертимности, стремление к эмансипации.

1. Какие причины такого поведения девочки?

2. Что можно посоветовать ее маме?

Задача 3. Тима О., 13 лет. Обратилась мама с жалобой на недо­статочную активность сына, его малообщительность, отличие от более активных и «деловых» сверстников. Семья полная. Ребенок рос и развивался нормально, в школу пошел вовремя. С учебой справляется, но выражены предпочтения определенных учителей.

От отношений к учителям зависит интерес к предмету. С однокласс­никами дружит мало. Есть один друг во дворе. Мальчик плохо пере­носит разлуку с домом, семьей, поездки в оздоровительный лагерь и т. д.

При психологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость по гипостеническому типу. Других нарушений со сто­роны психических процессов не обнаружено. Интеллект — в гра­ницах нормы. Самооценка адекватная, зависит от мнения окружа­ющих. При описании картин ТАТ— очень высокая чувствитель­ность к эмоциям, межличностным отношениям персонажей. Выражена привязанность к матери, старшей сестре. По методике ПДО — высокий уровень сенситивносте, низкая конформность, превышение феминности над маскулинностью.

1. В чем причины особенностей поведения и общения?

2. Что можно посоветовать маме?

Задача 4. Наташа А., 13 лет. Обратилась учительница с жалобой на снижение успеваемости девочки, ее раздражительность, обмо­рок во время урока. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки было несколько ускоренное половое созревание — первая менст­руация в 10,5 лет. Она страдала избыточным весом — при росте 150 см вес был 60 кг. В новом учебном году в школе сменился учи­тель физкультуры, пришел «молодой и строгий». Он стал насмехать­ся над фигурой Наташи, ее низкими достижениями в физкультуре. По остальным предметам девочка занималась на «отлично», прово­дила за уроками по 3 — 4 часа в день. После замечаний учителя де­вочка решила «исправить фигуру», усиленно заняться физкульту­рой и диетой. В результате сейчас у девочки вес равен 30 кг, пре­кратилась менструация. Несмотря на это, она выполняет по 100 приседаний в течение дня, готовит уроки стоя, ограничивает себя в еде — питается в основном капустой и огурцами, пьет чай без саха­ра. На уговоры матери поесть реагирует гневом или плачем. Боль­ной себя девочка не считает, а мать не стремится показать ее врачу, «чтобы не обидеть дочку».

При патопсихологическом обследовании отмечается истощае­мость психических процессов. Объем и концентрация внимания не нарушены, переключаемость затруднена. Механическое и смысло­вое запоминание успешно. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка высокая по параметрам ума, характера, общительности, низкая — по параметрам «красота» и

«счастье». При выполнении методики «Прошлое — настоящее — будущее» девочка описывает себя в прошлом как «толстую, обжо­ру, уродину», в настоящем — «нормальную, слабую, плаксивую», в будущем — «стройную, красивую, спокойную». При описании кар­тин ТАТ — проекции, связанные с проблемой еды: персонажи кор­мят друг друга, обсуждают вкусные блюда. Любимым занятием де­вочки является приготовление пиши, украшение стола. При обсле­довании по ПДО отмечается выраженная акцентуация истероидного и эпилептоидного типа.

1. С чем может быть связано поведение девочки?

2. Какие мероприятия необходимы?

Задача 5. Андрей С., 15 лет. Обратилась мать подростка с жало­бой на изменения в поведении сына. Он не выходит гулять на улицу (посещает только школу), практически не общается с друзьями, от­растил длинные волосы, часами смотрит на себя в зеркало, рассмат­ривает свои старые фотографии. При патопсихологическом обсле­довании подросток несколько напряжен, тревожен, интересуется целью исследования. Постепенно устанавливается доверительный контакт. Работоспособность, внимание и память — в границах нор­мы. При исследовании мышления отмечаются отдельные случаи ориентации на слабые признаки, доступные коррекции. Других иг. кажений мышления не имеется. При описа-нии картин ТАТ выра­жена тревожность, проекция идей отношения: «Они смотрят на него, следят за ним, видят, что у него не в порядке...»

Самооценка резко занижена по параметру «внешность». Под­росток уверен в том, что у него «огромные, оттопыренные уши», стремится скрыть этот недостаток. Чувствует, что все его друзья, прохожие на улице обращают внимание на его уши. При обследо­вании по ПДО отмечается высокий уровень сенситивно-шизоидной акцентуации.

1. В чем причины нарушений поведения!

1. Какие мероприятия необходимо провести?

Задача 6. Лена В., 12 лет. Девочка находится в детприемнике. Доставлена с вокзала. Со слов девочки, это уже не первый побег из дома, она в течение последних двух лет регулярно «путешествует». За это время успела побывать во многих городах страны. При пато­психологическом обследовании отмечается затрудненная врабаты-ваемость, затруднена переключаемость внимания. Механическое

запоминание недостаточно: 4, 5, 4, 7. Нарушений со стороны мыш­ления не обнаружено, интеллект — в границах возрастной нормы. Запас школьных знаний несколько недостаточен, житейски девоч­ка хорошо ориентирована. При проведении методики ПДО отмеча­ется выраженная акцентуация по неустойчивому типу, стремление к эмансипации, маскулинность.

При беседе девочка описывает свою семейную ситуацию как благополучную: есть оба родителя, младшая сестра. Родители отно­сятся к Лене доброжелательно, раньше ругали за побеги, наказыва­ли, теперь только жалеют. Когда девочка посещает школу, то успе­вает там удовлетворительно. Интервалы между побегами составля­ют 2 — 2,5 мес. В этот период девочка хорошо учится, помогает по дому. Затем, с ее слов, она испытывает сильнейшую скуку, безраз­личие ко всему, желание убежать. Может некоторое время проти­востоять этому желанию, но не долго. Убегает обычно одна, без ка­ких-либо провоцирующих событий. После «путешествия» может вернуться домой сама.

1. С чем может быть связано нарушение поведения'2.

2. В какой помощи нуждается девочка!

Задача 7. Маша С., 7 лет. Девочка на осмотре будущих перво­классников перед поступлением в школу обратила на себя внима­ние «мальчишеской» одеждой, короткой стрижкой. Называет себя в мужском роде: «Я пошел, я сделал». По документам и фактичес­ки является девочкой, с точки зрения педиатра — здорова. Из бе­седы с мамой выяснилось, что девочка примерно с 3 — 4 лет назы­вает себя «он — Миша», считает себя мальчиком, играет только с машинами, танками, солдатиками. Любые попытки «перевоспита­ния» были безуспешными. В связи с такими нарушениями девоч­ка не посещала дошкольное учреждение. Педиатр считает.эти про­явления «дефектом воспитания» и не рекомендовал никаких кон­сультаций. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не обнаружено, запас знаний со­ответствует возрастной норме, интеллект— в границах нормы. При самооценке значимые параметры «силы», «настойчивости», «умение драться».

1. Какая возможная причина состояния девочки?

2. Консультация каких специалистов желательна!

3. Как можно решить школьные проблемы?

Задача 8. Сергей Л., 15 лет. К психологу на консультацию об­ратилась мать мальчика в связи с нарушениями поведения у сына. Он иногда не ночует дома. Юогда и бывает дома, то очень мало спит (3 — 4 часа в сутки), школу не посещает. Из дома стали пропадать деньги, вещи. Грубит, выгоняет всех из своей комнаты. В после­днее время мама замечает, что мальчик сильно похудел, хотя ест даже больше обычного. Часто приходит домой в возбужденном со­стоянии, быстро двигается, говорит. Несколько раз заявлял мате­ри: «Я умею взглядом передвигать предметы, останавливать маши­ны». До последнего года мальчик регулярно посещал школу, зани­мался на «4» и «5», быстро уставал, жаловался на головные боли. Друзей было мало. Год назад семья переехала в другой район, и у Сергея появились какие-то «друзья», с которыми он не знакомит родителей.

При психологическом обследовании выражена истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено. Нарушений со стороны мышления не обнаружено. Уровень притя­заний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО — ла­бильно-сенситивный тип акцентуации. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, связанных с наркопотреблением. В речи используются специфические слова и выражения. При осмотре об­наружены следы уколов по ходу вен. Из беседы выяснились факты употребления эфедрина.

1. Какие возможны заболевания?

2. Какие мероприятия необходимы?

Задача 9. Игорь Ч., 15 лет. Психолог вызван на консультацию в реанимационное отделение. Игорь поступил в него 3 дня назад в связи с отравлением большой дозой клофелина. При патопсихоло­гическом обследовании отмечаются выраженная истощаемость по гипостеническому типу, нарушения объема и произвольной концен­трации внимания. Механическое запоминание недостаточно, мыш­ление логично, последовательно, с опорой на существенные призна­ки. Самооценка занижена по всем факторам. Уровень притязаний низкий. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, свя­занных с неразделенной любовью, неоднократные высказывания о самоубийстве персонажей, как оптимальном выходе из трудных ситуаций. При обследовании по ПДО — выраженная лабильно-пси­хастеническая акцентуация. Из беседы стало известно, что попыт­ка самоубийства была реакцией на отказ любимой девушки поддер"

живать отношения дальше. Сейчас жизнь воспринимается как бес-омысленная и бесцельная.

1. В чем причина состояния мальчика?

2. Какие виды помощи желательны'?

Рекомендуемая литература

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Жутикова Н. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.

Завилянский И. и др. Психиатрический диагноз. Киев, 1989.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1991.

Налимов Н. В поисках иных смыслов. М., 1993.

Трубецкой Н. Смысл жизни. М., 1994.

Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Эриксон М. Мой голос остается с вами. СПб., 1995,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: