ЗАДАЧИ
Контрольные вопросы
1. Как особенности подросткового возраста влияют на поведение де
тей?
2. Чем отличаются психопатии от акцентуаций характера?
3. Сравните методику ПДО с методикой Леонгарда—Шмишека. Назо
вите их преимущества и недостатки.
4. Какие типы акцентуаций характера с наибольшей вероятностью оп
ределяют делинквентное поведение подростков?
5. Что такое дисморфомания и нервная анорексия?
6. Назовите первичные проявления психических заболеваний в пове
дении подростков.
7. Какие нарушения влечений наблюдаются в подростковом возрасте?
8. Что такое «философская интоксикация»?
9. Почему в подростковом возрасте увеличивается риск самоубийства?
10. Что такое «помощь подросткам в кризисных состояниях»? Какие за
дачи и границы компетенции школьного психолога в этих случаях?
Задача 1. Аня М, 14 лет. Девочка обратилась к психологу самостоятельно с жалобой на трудности общения с подругами и мальчиком. Из беседы с девочкой выяснилось, что у нее часто (иногда несколько раз вдень) меняется настроение. Она часто плачет, обижается в ответ на любые изменения тона подруги, нерегулярные телефонные звонки мальчика. Эти колебания настроения продолжаются и дома, в зависимости от отношений с родителями и младшим братом, прослушанной музыки, просмотренной телепрограм-
мы и т. д. Успеваемость в школе хорошая, но неровная, так как выполнение'заданий зависит от настроения.
При патопсихологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость психических процессов по гипостеническо-му типу. Внимание несколько неустойчиво. Механическое и смысловое запоминание успешно. Интеллект и мышление — в границах нормы. Самооценка адекватна, дифференцирована, с отчетливыми представлениями о мнении окружающих. При обследовании по ПДО отмечается высокий уровень лабильности, превышение уровня сенситивности над МДЧ, высокий уровень феминности.
1. В чем причина особенностей общения у Ани?
2. В каких мероприятиях она нуждается?
3. Является ли ее состояние заболеванием?
Задача 2. Ирина Ю., ІЗлет. Обратилась в психологическую консультацию мать девочки с жалобой на нарушение поведения у дочери — поздние возвращения домой, общение с неизвестными маме друзьями. Девочка родилась своевременно, росла и развивалась нормально. В детстве легко адаптировалась к детям, коллективу, охотно посещала детский сад с 3 лет. В школе в начальных классах успевала на отлично, теперь на «4» и «5». Постоянно участвует в различных кружках, секциях. В последнее время занимается в секции водного туризма. Мать не одобряет этого увлечения, считает, что девочка могла бы заняться чем-то более спокойным: шитьем, вязанием и т. д.
При психологическом обследовании девочка быстро вступает в контакт, с интересом относится к заданиям. Темп сенсомоторики быстрый. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект — высокая норма. Самооценка высокая, дифференцирована, при положительном отношении к окружающим, к миру в целом. При обследовании по ПДО — высокий уровень ги-пертимности, стремление к эмансипации.
1. Какие причины такого поведения девочки?
2. Что можно посоветовать ее маме?
Задача 3. Тима О., 13 лет. Обратилась мама с жалобой на недостаточную активность сына, его малообщительность, отличие от более активных и «деловых» сверстников. Семья полная. Ребенок рос и развивался нормально, в школу пошел вовремя. С учебой справляется, но выражены предпочтения определенных учителей.
От отношений к учителям зависит интерес к предмету. С одноклассниками дружит мало. Есть один друг во дворе. Мальчик плохо переносит разлуку с домом, семьей, поездки в оздоровительный лагерь и т. д.
При психологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость по гипостеническому типу. Других нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект — в границах нормы. Самооценка адекватная, зависит от мнения окружающих. При описании картин ТАТ— очень высокая чувствительность к эмоциям, межличностным отношениям персонажей. Выражена привязанность к матери, старшей сестре. По методике ПДО — высокий уровень сенситивносте, низкая конформность, превышение феминности над маскулинностью.
1. В чем причины особенностей поведения и общения?
2. Что можно посоветовать маме?
Задача 4. Наташа А., 13 лет. Обратилась учительница с жалобой на снижение успеваемости девочки, ее раздражительность, обморок во время урока. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки было несколько ускоренное половое созревание — первая менструация в 10,5 лет. Она страдала избыточным весом — при росте 150 см вес был 60 кг. В новом учебном году в школе сменился учитель физкультуры, пришел «молодой и строгий». Он стал насмехаться над фигурой Наташи, ее низкими достижениями в физкультуре. По остальным предметам девочка занималась на «отлично», проводила за уроками по 3 — 4 часа в день. После замечаний учителя девочка решила «исправить фигуру», усиленно заняться физкультурой и диетой. В результате сейчас у девочки вес равен 30 кг, прекратилась менструация. Несмотря на это, она выполняет по 100 приседаний в течение дня, готовит уроки стоя, ограничивает себя в еде — питается в основном капустой и огурцами, пьет чай без сахара. На уговоры матери поесть реагирует гневом или плачем. Больной себя девочка не считает, а мать не стремится показать ее врачу, «чтобы не обидеть дочку».
При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов. Объем и концентрация внимания не нарушены, переключаемость затруднена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка высокая по параметрам ума, характера, общительности, низкая — по параметрам «красота» и
«счастье». При выполнении методики «Прошлое — настоящее — будущее» девочка описывает себя в прошлом как «толстую, обжору, уродину», в настоящем — «нормальную, слабую, плаксивую», в будущем — «стройную, красивую, спокойную». При описании картин ТАТ — проекции, связанные с проблемой еды: персонажи кормят друг друга, обсуждают вкусные блюда. Любимым занятием девочки является приготовление пиши, украшение стола. При обследовании по ПДО отмечается выраженная акцентуация истероидного и эпилептоидного типа.
1. С чем может быть связано поведение девочки?
2. Какие мероприятия необходимы?
Задача 5. Андрей С., 15 лет. Обратилась мать подростка с жалобой на изменения в поведении сына. Он не выходит гулять на улицу (посещает только школу), практически не общается с друзьями, отрастил длинные волосы, часами смотрит на себя в зеркало, рассматривает свои старые фотографии. При патопсихологическом обследовании подросток несколько напряжен, тревожен, интересуется целью исследования. Постепенно устанавливается доверительный контакт. Работоспособность, внимание и память — в границах нормы. При исследовании мышления отмечаются отдельные случаи ориентации на слабые признаки, доступные коррекции. Других иг. кажений мышления не имеется. При описа-нии картин ТАТ выражена тревожность, проекция идей отношения: «Они смотрят на него, следят за ним, видят, что у него не в порядке...»
Самооценка резко занижена по параметру «внешность». Подросток уверен в том, что у него «огромные, оттопыренные уши», стремится скрыть этот недостаток. Чувствует, что все его друзья, прохожие на улице обращают внимание на его уши. При обследовании по ПДО отмечается высокий уровень сенситивно-шизоидной акцентуации.
1. В чем причины нарушений поведения!
1. Какие мероприятия необходимо провести?
Задача 6. Лена В., 12 лет. Девочка находится в детприемнике. Доставлена с вокзала. Со слов девочки, это уже не первый побег из дома, она в течение последних двух лет регулярно «путешествует». За это время успела побывать во многих городах страны. При патопсихологическом обследовании отмечается затрудненная врабаты-ваемость, затруднена переключаемость внимания. Механическое
запоминание недостаточно: 4, 5, 4, 7. Нарушений со стороны мышления не обнаружено, интеллект — в границах возрастной нормы. Запас школьных знаний несколько недостаточен, житейски девочка хорошо ориентирована. При проведении методики ПДО отмечается выраженная акцентуация по неустойчивому типу, стремление к эмансипации, маскулинность.
При беседе девочка описывает свою семейную ситуацию как благополучную: есть оба родителя, младшая сестра. Родители относятся к Лене доброжелательно, раньше ругали за побеги, наказывали, теперь только жалеют. Когда девочка посещает школу, то успевает там удовлетворительно. Интервалы между побегами составляют 2 — 2,5 мес. В этот период девочка хорошо учится, помогает по дому. Затем, с ее слов, она испытывает сильнейшую скуку, безразличие ко всему, желание убежать. Может некоторое время противостоять этому желанию, но не долго. Убегает обычно одна, без каких-либо провоцирующих событий. После «путешествия» может вернуться домой сама.
1. С чем может быть связано нарушение поведения'2.
2. В какой помощи нуждается девочка!
Задача 7. Маша С., 7 лет. Девочка на осмотре будущих первоклассников перед поступлением в школу обратила на себя внимание «мальчишеской» одеждой, короткой стрижкой. Называет себя в мужском роде: «Я пошел, я сделал». По документам и фактически является девочкой, с точки зрения педиатра — здорова. Из беседы с мамой выяснилось, что девочка примерно с 3 — 4 лет называет себя «он — Миша», считает себя мальчиком, играет только с машинами, танками, солдатиками. Любые попытки «перевоспитания» были безуспешными. В связи с такими нарушениями девочка не посещала дошкольное учреждение. Педиатр считает.эти проявления «дефектом воспитания» и не рекомендовал никаких консультаций. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме, интеллект— в границах нормы. При самооценке значимые параметры «силы», «настойчивости», «умение драться».
1. Какая возможная причина состояния девочки?
2. Консультация каких специалистов желательна!
3. Как можно решить школьные проблемы?
Задача 8. Сергей Л., 15 лет. К психологу на консультацию обратилась мать мальчика в связи с нарушениями поведения у сына. Он иногда не ночует дома. Юогда и бывает дома, то очень мало спит (3 — 4 часа в сутки), школу не посещает. Из дома стали пропадать деньги, вещи. Грубит, выгоняет всех из своей комнаты. В последнее время мама замечает, что мальчик сильно похудел, хотя ест даже больше обычного. Часто приходит домой в возбужденном состоянии, быстро двигается, говорит. Несколько раз заявлял матери: «Я умею взглядом передвигать предметы, останавливать машины». До последнего года мальчик регулярно посещал школу, занимался на «4» и «5», быстро уставал, жаловался на головные боли. Друзей было мало. Год назад семья переехала в другой район, и у Сергея появились какие-то «друзья», с которыми он не знакомит родителей.
При психологическом обследовании выражена истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено. Нарушений со стороны мышления не обнаружено. Уровень притязаний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО — лабильно-сенситивный тип акцентуации. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, связанных с наркопотреблением. В речи используются специфические слова и выражения. При осмотре обнаружены следы уколов по ходу вен. Из беседы выяснились факты употребления эфедрина.
1. Какие возможны заболевания?
2. Какие мероприятия необходимы?
Задача 9. Игорь Ч., 15 лет. Психолог вызван на консультацию в реанимационное отделение. Игорь поступил в него 3 дня назад в связи с отравлением большой дозой клофелина. При патопсихологическом обследовании отмечаются выраженная истощаемость по гипостеническому типу, нарушения объема и произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание недостаточно, мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. Самооценка занижена по всем факторам. Уровень притязаний низкий. При описании картин ТАТ — проекции переживаний, связанных с неразделенной любовью, неоднократные высказывания о самоубийстве персонажей, как оптимальном выходе из трудных ситуаций. При обследовании по ПДО — выраженная лабильно-психастеническая акцентуация. Из беседы стало известно, что попытка самоубийства была реакцией на отказ любимой девушки поддер"
живать отношения дальше. Сейчас жизнь воспринимается как бес-омысленная и бесцельная.
1. В чем причина состояния мальчика?
2. Какие виды помощи желательны'?
Рекомендуемая литература
Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
Жутикова Н. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
Завилянский И. и др. Психиатрический диагноз. Киев, 1989.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1991.
Налимов Н. В поисках иных смыслов. М., 1993.
Трубецкой Н. Смысл жизни. М., 1994.
Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Эриксон М. Мой голос остается с вами. СПб., 1995,