U. Зак. 367 29Q

Контрольные вопросы

\. Определите понятие социально дезадаптированного поведения. Ука­жите его разновидности.

2. Каковы причины социально дезадаптированного поведения?

3. Какие особенности семейного воспитания неблагоприятно влияют
на личностное развитие ребенка?

4. Какова роль механизмов психологической защиты в возникновении
трудновоспитуемое™?

5. Что такое «рассогласованность отношений»?

6. Назовите крайние формы социально дезадаптированного поведения.

7. Какие признаки асоциальной группировки несовершеннолетних вы
знаете?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Вова Т., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на нарушения в поведении ребенка. Он встает во время урока, громко разговаривает с детьми, дерется, употребляет нецензурные выра­жения в разговоре с детьми и учителями. Из истории развития ре­бенка выяснилось, что это 4-й ребенок в семье, отец страдает алко­голизмом, мать работает проводником, часто бывает в отъезде, двое старших детей учатся в интернате. Вова родился доношенным, ран­нее развитие протекало нормально, но фразовая речь возникла к 4 годам. Детский сад ребенок не посещал, так как жил в селе у ба­бушки. К моменту поступления в школу не умел читать, считать, ни­когда не был в детском коллективе. При психологическом обследо­вании у Вовы отмечается незначительная недостаточность произ­вольной концентрации внимания. Механическое запоминание и невербальная сторона интеллекта — в границах нормы. Запас зна­ний значительно ниже возрастной нормы. Осведомленность о со­циальных нормах поведения отсутствует. При затруднениях в вы­полнении заданий ребенок выражается нецензурными словами, иногда рвет бумагу. При выполнении методики «Лесенка самооцен­ки» отмечается высокая самооценка, уверенность в положи гельном отношении со стороны родителей и негативном — со стороны учи­тельницы и одноклассников.

1. К какому типу трудновоспитуемости относится социально
дезадаптированное поведение Вовы?

2. Какие мероприятия желательны?

Задача 2. Арсений Л., 12 лет. К школьному психологу обратился классный руководитель с просьбой дать характеристику на мальчи­ка в связи с необходимостью взятия его на учет трудновоспитуе­мых в инспекции по делам несовершеннолетних. Причина — побе­ги из дома. В течение последнего месяца Арсения трижды задержи­вала милиция в поездах дальнего следования, где он прятался на третьей полке. Каждый раз мальчик пытался обмануть работников милиции, объясняя, что отстал от поезда, в котором едет мама, и вот теперь догоняет ее следующим поездом.

При психологическом обследования Арсения не выявлено ни­каких нарушений со стороны психических процессов. При иссле­довании личности — акцентуация характера по истероидному типу, самооценка завышена, преобладающий тип реакций на фрустриру-ющую ситуацию — препятственно-доминантный, при экстрапу-нитивной направленности реакции. Причину своих побегов из дома не объясняет, отвечает, отводя глаза в сторону: «Захотелось покатать­ся, посмотреть другие города»; отношения с матерью характеризует односложно — нормальные, хотя по эмоционально-двигательным проявлениям очевидно, что вопросы психолога затрагивают аффек-тогенные зоны. По проективным методикам подтверждается пред­положение о наличии психотравмирующей ситуации в системе от­ношений с близким человеком. Мать Арсения в беседе с психоло­гом утверждала, что отношения с сыном хорошие, но причины его побегов она объяснить не может. Однако по проективным методи­кам у матери отмечались высокий уровень тревоги, чувство вины. В ходе экспериментальной беседы, по мере установления довери­тельных отношений выяснилось, что отец Арсения умер полтора года назад. Мальчик очень любил отца и тяжело переживал это горе. Однако за последние полгода ребенок успокоился, к нему вернулась детская веселость и жизнерадостность, об отце он вспоминал со светлой грустью.

Месяц назад мать сообщила сыну, что хочет выйти замуж и пред­ложила мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с буду­щим отчимом. Арсений ничего не ответил, внешне держался спо­койно, а на следующий день впервые сбежал из дома.

1. Нуждается ли Арсений в постановке на учет в инспекции по
делам несовершеннолетних?

2. К какому типу социальной дезадаптации следует отнести
отклонения в поведении мальчика?

3. Что может рекомендовать психолог для психологической кор­
рекции сложившейся ситуации?

Задача 3. Николай С., 6 лет. К психологу обратилась мама с жа­лобой на нарушения поведения сына в детском саду, трудности об­щения мальчика с детьми. Из беседы с матерью выяснилось, что Николай родился, рос и развивался нормально. Трудности возник­ли после поступления в детский сад: мальчик дерется, ни с кем не делится игрушками, отбирает их у других детей. Его поведение вы­зывает проблемы у воспитательницы и претензии со стороны роди-

телей других детей. При обследовании Николая отмечается высо­кий темп выполнения заданий, интеллект — в границах нормы. На­рушений со стороны психических процессов нет. При применении методики «Лесенка самооценки» проявляется высокая самооценка, в то же время уверенность в негативном отношении со стороны всех окружающих, кроме отца. При выполнении заданий по методике «Дом — дерево — человек» Николай изображает человека в виде мужчины, вооруженного двумя пистолетами. С помощью методи­ки Рене Жиля и «Рисунок семьи» выявлено, что воспитанием Ни­колая в основном занимается мама, однако она не пользуется авто­ритетом у сына, поскольку вся власть в семье принадлежит автори­тарному отцу, который осуществляет руководство, проявляя агрессивные тенденции. Такой стиль поведения отец поощряет и у сына. Мальчик считает агрессивное поведение характерным для «настоящего мужчины» и единственным способом добиться желае­мого.

1. С чем связаны нарушения поведения Николая?

2. Какие психологические механизмы способствуют их возник­
новению?

3. Что можно сделать для коррекции поведения мальчика?

Задача 4. Оля 3., 12 лет. Обратилась мать с просьбой повлиять на дочь, чтобы она стала спокойнее. Мать беспокоят нервозность и раздражительность дочери, возникшие в последнее время. Родите­ли в разводе, отец был очень вспыльчивым, злоупотреблял алкого­лем. Девочка родилась в срок, росла и развивалась нормально, была спокойной, ласковой, послушной. В школе успеваемость средняя. В течение последнего года девочка выросла на 8 см, у нее появились вторичные половые признаки. Примерно в это же время начались конфликты с матерью, появилась вспыльчивость, раздражитель­ность, дочь перестала слушаться, все делает «наперекор». На любые замечания матери девочка реагирует криком или слезами. В школе поведение тоже стало эмоционально неустойчивым, снизилась успе­ваемость. При психологическом обследовании у Оли отмечались ко­лебания активного внимания, работоспособности. Память и мышле­ние — в границах нормы. Самооценка адекватная, девочка отмеча­ет изменения своего характера, происшедшие л последнее время. При обследовании по ПДО у Оли выявлен лабильный тип акцентуа­ции характера. Девочка любит мать, но не может удержаться от гру­бостей, когда мама начинает обращаться с ней «как с маленькой».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у девочки?

2. Что следует порекомендовать матери?

Задача 5. Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к школьному психологу по рекомендации классного руководителя в связи с тем, что, как выяснилось, девочка в течение последних 2 недель не посе­щает школу. Причин этого ни матери, ни учительнице не объясня­ет. Из беседы с матерью выяснилось, что девочка росла и развива­лась нормально. В школу пошла подготовленной, всегда хорошо учи­лась и сейчас, хотя учебный год только начался, уже имеет по основным предметам «4» и «5». Отношения с учителями (девочка учится в 5 классе) установились хорошие. Обстановка в семье нор­мальная — девочка проживаете матерью, отцом и младшим братом. Тоня всегда была тихой, послушной, но слишком робкой и немного замкнутой. В течение последних 2 недель девочка уходит утром из дома, с портфелем, но не идет в школу, а возвращается домой, когда родители уходят на работу. Уроки учит. При психологическом об­следовании Тоня несколько насторожена, но затем включается в выполнение заданий, стремится к достижениям, однако самооцен­ка неустойчивая, девочка неуверена в себе. Со стороны психичес­ких процессов каких-либо отклонений не обнаружено. Интеллект — высокая норма. При выполнении проективных методик (ТАТ, тест Люшера) отмечается состояние тревоги, депрессии. В вопросах ме­тодики «Идеальный компьютер» присутствует вопрос: «Почему мы бедные?» В ходе экспериментальной беседы, когда установился хо­роший контакт, девочка с горечью рассказала психологу, что теперь их класс «уже не тот», так как с переходом в среднее звено всех де­тей «перемешали» и теперь в их классе «главные» те девочки, что раньше учились в параллельном классе. Эти одноклассницы сразу невзлюбили ее, считают «зубрилкой», смеются над ней за то, что она «по-старушечьи» одета, и дразнят «нищенкой». Поэтому Тоня не хочет идти в школу.

1. К какому типу социальной дезадаптации следует отнести
отклонения в поведении Тони?

2. Какие действия следует предпринять психологу?

Задача 6. Андрей 3., 11 лет. Обратился классный руководитель с жалобой на плохое поведение мальчика: в ответ на замечания он начинает вести себя еще хуже, кривляется, грубит. Получив пло­хую оценку, долго спорит с учителем, доказывая, что оценка постав-

лена несправедливо; недавно демонстративно порвал тетрадь для контрольных работ, при этом из его сердитых выкриков было по­нятно, что он получил оценку ниже, чем ожидал. Успеваемость сред­няя, но значительно хуже, чем была в начальных классах. С одно­классниками Андрей постоянно конфликтует, часто дерется, всегда доказывая, что в ссоре он был прав, а все виноваты. При психологи­ческом обследовании у ребенка никаких нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. При исследовании личнос­ти отмечается высокий уровень притязаний в сочетании с неуве­ренностью в себе, отсутствие деловой направленности в мотивации деятельности, фиксированность на оценках со стороны окружаю­щих, неадекватно завышенная оценка своих способностей и лично­стных качеств. Свои отношения с одноклассниками Андрей счита­ет хорошими, называет себя среди самых уважаемых ребят в клас­се. Однако по результатам социометрии у него 18 отрицательных выборов при двух положительных. Свои конфликты с однокласс­никами Андрей оценивает как случайные, ничего не значащие: «Все дети то ссорятся, то мирятся». Причину снижения успеваемости мальчик видит в несправедливом отношении учителей. С большой теплотой вспоминает учительницу младших классов, у которой он был «почти отличником».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у Андрея?

2. Что может порекомендовать психолог учительнице?

Задача 7. Игорь Д., 14 лет. К школьному психологу обратилась классный руководитель с просьбой дать характеристику на Игоря по запросу следственных органов по делу об ограблении ларька. Учи­тельница отметила, что Игорь — мальчик из благополучной, мате­риально обеспеченной семьи; очень сообразительный, способный, хотя и учится неровно, так как очень подвижный, любит «пошалить». При психологическом обследовании у подростка никаких наруше­ний со стороны психических процессов не выявлено. Интеллект — высокая норма. При исследовании личности — акцентуация харак­тера по гипертимно-неустойчивому типу, самооценка завышена, вы­сокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально одобряемые ценностные ориентации не сформированы. В беседе с матерью выяснилось, что Игорь — единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей ра­боте. Мать не работает с тех пор, как вышла замуж, по ее словам, она «всецело посвятила себя воспитанию сына». То', что сын уча-

288.

ствовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием ули­цы»; она всячески оправдывает сына, растерянно повторяя: «И что же ему еще надо было? Ведь у него было все! Что только он захочет, я ему сразу доставала! Ни в чем отказа не знал!»

1. В чем причина криминального поведения Игоря?

2. Какие рекомендации следует дать родителям?

Задача 8. Марьяка К., 14 лет. Мать доставила дочь в приемный покой психиатрической больницы в связи с тем, что у девочки был «припадок»: в ответ на запрет матери выходить из дома куда-либо, кроме школы, Марьяна разбила окно, стекло в серванте, пыталась перебить посуду, кричала и плакала, вырывалась из рук родителей. Кроме того, мать беспокоит то, что дочь последнее время «рвется из дома», забросила прежние занятия (раньше она под руководством матери вышивала рушники), у нее появились новые друзья, а глав­ное — Марьяна посещает какие-то, по выражению матери, «сход­ки» с непонятным для нее названием. Марьяна объясняла ей, что она занимается там упражнениями для совершенствования духа и тела, но мать считает, что это религиозная секта и запретила дочери ходить туда. При патопсихологическом обследовании Марьяны ка­ких-либо нарушений со стороны психических процессов у Марья­ны не обнаружено. Самооценка адекватная, дифференцированная. Уровень притязаний высокий, неустойчивый. При выполнении проективных методик ярко проявляются потребности в общении, в группировании со сверстниками. Из беседы с девочкой выясни­лось, что она в течение последних 4 месяцев успешно занимается в секции у-шу. Марьяна узнала здесь много интересного, нашла новых друзей. Недавно ей доверили заниматься с новичками, ско­ро будет выступление на соревнованиях. Мать не желает слышать об ее увлечении, хотя ни разу не посещала занятий, не знакома с тренером.

1. Нуждаетсяли Марьяна в психиатрическом лечении?

2. Какие рекомендации можно дать матери?

Рекомендуемая литература

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1988. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершенно­летних. М., 1970.

Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.

Клинико-психологичсская диагностика взаимоотношений в семьях под­ростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и не-врозоподобными состояниями /Под ред. А.Е. Личко. Л., 1987.

Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М., 1992.

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972.

Патологические нарушения поведения у подростков / Тр. ЛНИИ ПИ им. В.М. Бехтерева. Л., 1973.

Прихожан A.M., Юферева Т.И. Об аффекте неадекватности у учащихся третьего и пятого классов // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. М., 1975.

Психогигиена детей и подростков/Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1988.

Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 1978.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисципли­нированным ученикам. М., 1958.

Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М., 1967.

Филонов Л.Б. Поиск «пределов допустимого» как детерминанта откло­нений в поведении подростков // Методологические и теоретичес­кие проблемы психологии. М., 1979.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: