Контрольные вопросы
\. Определите понятие социально дезадаптированного поведения. Укажите его разновидности.
2. Каковы причины социально дезадаптированного поведения?
3. Какие особенности семейного воспитания неблагоприятно влияют
на личностное развитие ребенка?
4. Какова роль механизмов психологической защиты в возникновении
трудновоспитуемое™?
5. Что такое «рассогласованность отношений»?
6. Назовите крайние формы социально дезадаптированного поведения.
7. Какие признаки асоциальной группировки несовершеннолетних вы
знаете?
ЗАДАЧИ
Задача 1. Вова Т., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на нарушения в поведении ребенка. Он встает во время урока, громко разговаривает с детьми, дерется, употребляет нецензурные выражения в разговоре с детьми и учителями. Из истории развития ребенка выяснилось, что это 4-й ребенок в семье, отец страдает алкоголизмом, мать работает проводником, часто бывает в отъезде, двое старших детей учатся в интернате. Вова родился доношенным, раннее развитие протекало нормально, но фразовая речь возникла к 4 годам. Детский сад ребенок не посещал, так как жил в селе у бабушки. К моменту поступления в школу не умел читать, считать, никогда не был в детском коллективе. При психологическом обследовании у Вовы отмечается незначительная недостаточность произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание и невербальная сторона интеллекта — в границах нормы. Запас знаний значительно ниже возрастной нормы. Осведомленность о социальных нормах поведения отсутствует. При затруднениях в выполнении заданий ребенок выражается нецензурными словами, иногда рвет бумагу. При выполнении методики «Лесенка самооценки» отмечается высокая самооценка, уверенность в положи гельном отношении со стороны родителей и негативном — со стороны учительницы и одноклассников.
|
|
1. К какому типу трудновоспитуемости относится социально
дезадаптированное поведение Вовы?
2. Какие мероприятия желательны?
Задача 2. Арсений Л., 12 лет. К школьному психологу обратился классный руководитель с просьбой дать характеристику на мальчика в связи с необходимостью взятия его на учет трудновоспитуемых в инспекции по делам несовершеннолетних. Причина — побеги из дома. В течение последнего месяца Арсения трижды задерживала милиция в поездах дальнего следования, где он прятался на третьей полке. Каждый раз мальчик пытался обмануть работников милиции, объясняя, что отстал от поезда, в котором едет мама, и вот теперь догоняет ее следующим поездом.
При психологическом обследования Арсения не выявлено никаких нарушений со стороны психических процессов. При исследовании личности — акцентуация характера по истероидному типу, самооценка завышена, преобладающий тип реакций на фрустриру-ющую ситуацию — препятственно-доминантный, при экстрапу-нитивной направленности реакции. Причину своих побегов из дома не объясняет, отвечает, отводя глаза в сторону: «Захотелось покататься, посмотреть другие города»; отношения с матерью характеризует односложно — нормальные, хотя по эмоционально-двигательным проявлениям очевидно, что вопросы психолога затрагивают аффек-тогенные зоны. По проективным методикам подтверждается предположение о наличии психотравмирующей ситуации в системе отношений с близким человеком. Мать Арсения в беседе с психологом утверждала, что отношения с сыном хорошие, но причины его побегов она объяснить не может. Однако по проективным методикам у матери отмечались высокий уровень тревоги, чувство вины. В ходе экспериментальной беседы, по мере установления доверительных отношений выяснилось, что отец Арсения умер полтора года назад. Мальчик очень любил отца и тяжело переживал это горе. Однако за последние полгода ребенок успокоился, к нему вернулась детская веселость и жизнерадостность, об отце он вспоминал со светлой грустью.
|
|
Месяц назад мать сообщила сыну, что хочет выйти замуж и предложила мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с будущим отчимом. Арсений ничего не ответил, внешне держался спокойно, а на следующий день впервые сбежал из дома.
1. Нуждается ли Арсений в постановке на учет в инспекции по
делам несовершеннолетних?
2. К какому типу социальной дезадаптации следует отнести
отклонения в поведении мальчика?
3. Что может рекомендовать психолог для психологической кор
рекции сложившейся ситуации?
Задача 3. Николай С., 6 лет. К психологу обратилась мама с жалобой на нарушения поведения сына в детском саду, трудности общения мальчика с детьми. Из беседы с матерью выяснилось, что Николай родился, рос и развивался нормально. Трудности возникли после поступления в детский сад: мальчик дерется, ни с кем не делится игрушками, отбирает их у других детей. Его поведение вызывает проблемы у воспитательницы и претензии со стороны роди-
телей других детей. При обследовании Николая отмечается высокий темп выполнения заданий, интеллект — в границах нормы. Нарушений со стороны психических процессов нет. При применении методики «Лесенка самооценки» проявляется высокая самооценка, в то же время уверенность в негативном отношении со стороны всех окружающих, кроме отца. При выполнении заданий по методике «Дом — дерево — человек» Николай изображает человека в виде мужчины, вооруженного двумя пистолетами. С помощью методики Рене Жиля и «Рисунок семьи» выявлено, что воспитанием Николая в основном занимается мама, однако она не пользуется авторитетом у сына, поскольку вся власть в семье принадлежит авторитарному отцу, который осуществляет руководство, проявляя агрессивные тенденции. Такой стиль поведения отец поощряет и у сына. Мальчик считает агрессивное поведение характерным для «настоящего мужчины» и единственным способом добиться желаемого.
1. С чем связаны нарушения поведения Николая?
2. Какие психологические механизмы способствуют их возник
новению?
3. Что можно сделать для коррекции поведения мальчика?
Задача 4. Оля 3., 12 лет. Обратилась мать с просьбой повлиять на дочь, чтобы она стала спокойнее. Мать беспокоят нервозность и раздражительность дочери, возникшие в последнее время. Родители в разводе, отец был очень вспыльчивым, злоупотреблял алкоголем. Девочка родилась в срок, росла и развивалась нормально, была спокойной, ласковой, послушной. В школе успеваемость средняя. В течение последнего года девочка выросла на 8 см, у нее появились вторичные половые признаки. Примерно в это же время начались конфликты с матерью, появилась вспыльчивость, раздражительность, дочь перестала слушаться, все делает «наперекор». На любые замечания матери девочка реагирует криком или слезами. В школе поведение тоже стало эмоционально неустойчивым, снизилась успеваемость. При психологическом обследовании у Оли отмечались колебания активного внимания, работоспособности. Память и мышление — в границах нормы. Самооценка адекватная, девочка отмечает изменения своего характера, происшедшие л последнее время. При обследовании по ПДО у Оли выявлен лабильный тип акцентуации характера. Девочка любит мать, но не может удержаться от грубостей, когда мама начинает обращаться с ней «как с маленькой».
|
|
1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у девочки?
2. Что следует порекомендовать матери?
Задача 5. Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к школьному психологу по рекомендации классного руководителя в связи с тем, что, как выяснилось, девочка в течение последних 2 недель не посещает школу. Причин этого ни матери, ни учительнице не объясняет. Из беседы с матерью выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. В школу пошла подготовленной, всегда хорошо училась и сейчас, хотя учебный год только начался, уже имеет по основным предметам «4» и «5». Отношения с учителями (девочка учится в 5 классе) установились хорошие. Обстановка в семье нормальная — девочка проживаете матерью, отцом и младшим братом. Тоня всегда была тихой, послушной, но слишком робкой и немного замкнутой. В течение последних 2 недель девочка уходит утром из дома, с портфелем, но не идет в школу, а возвращается домой, когда родители уходят на работу. Уроки учит. При психологическом обследовании Тоня несколько насторожена, но затем включается в выполнение заданий, стремится к достижениям, однако самооценка неустойчивая, девочка неуверена в себе. Со стороны психических процессов каких-либо отклонений не обнаружено. Интеллект — высокая норма. При выполнении проективных методик (ТАТ, тест Люшера) отмечается состояние тревоги, депрессии. В вопросах методики «Идеальный компьютер» присутствует вопрос: «Почему мы бедные?» В ходе экспериментальной беседы, когда установился хороший контакт, девочка с горечью рассказала психологу, что теперь их класс «уже не тот», так как с переходом в среднее звено всех детей «перемешали» и теперь в их классе «главные» те девочки, что раньше учились в параллельном классе. Эти одноклассницы сразу невзлюбили ее, считают «зубрилкой», смеются над ней за то, что она «по-старушечьи» одета, и дразнят «нищенкой». Поэтому Тоня не хочет идти в школу.
|
|
1. К какому типу социальной дезадаптации следует отнести
отклонения в поведении Тони?
2. Какие действия следует предпринять психологу?
Задача 6. Андрей 3., 11 лет. Обратился классный руководитель с жалобой на плохое поведение мальчика: в ответ на замечания он начинает вести себя еще хуже, кривляется, грубит. Получив плохую оценку, долго спорит с учителем, доказывая, что оценка постав-
лена несправедливо; недавно демонстративно порвал тетрадь для контрольных работ, при этом из его сердитых выкриков было понятно, что он получил оценку ниже, чем ожидал. Успеваемость средняя, но значительно хуже, чем была в начальных классах. С одноклассниками Андрей постоянно конфликтует, часто дерется, всегда доказывая, что в ссоре он был прав, а все виноваты. При психологическом обследовании у ребенка никаких нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. При исследовании личности отмечается высокий уровень притязаний в сочетании с неуверенностью в себе, отсутствие деловой направленности в мотивации деятельности, фиксированность на оценках со стороны окружающих, неадекватно завышенная оценка своих способностей и личностных качеств. Свои отношения с одноклассниками Андрей считает хорошими, называет себя среди самых уважаемых ребят в классе. Однако по результатам социометрии у него 18 отрицательных выборов при двух положительных. Свои конфликты с одноклассниками Андрей оценивает как случайные, ничего не значащие: «Все дети то ссорятся, то мирятся». Причину снижения успеваемости мальчик видит в несправедливом отношении учителей. С большой теплотой вспоминает учительницу младших классов, у которой он был «почти отличником».
1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у Андрея?
2. Что может порекомендовать психолог учительнице?
Задача 7. Игорь Д., 14 лет. К школьному психологу обратилась классный руководитель с просьбой дать характеристику на Игоря по запросу следственных органов по делу об ограблении ларька. Учительница отметила, что Игорь — мальчик из благополучной, материально обеспеченной семьи; очень сообразительный, способный, хотя и учится неровно, так как очень подвижный, любит «пошалить». При психологическом обследовании у подростка никаких нарушений со стороны психических процессов не выявлено. Интеллект — высокая норма. При исследовании личности — акцентуация характера по гипертимно-неустойчивому типу, самооценка завышена, высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально одобряемые ценностные ориентации не сформированы. В беседе с матерью выяснилось, что Игорь — единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей работе. Мать не работает с тех пор, как вышла замуж, по ее словам, она «всецело посвятила себя воспитанию сына». То', что сын уча-
288.
ствовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием улицы»; она всячески оправдывает сына, растерянно повторяя: «И что же ему еще надо было? Ведь у него было все! Что только он захочет, я ему сразу доставала! Ни в чем отказа не знал!»
1. В чем причина криминального поведения Игоря?
2. Какие рекомендации следует дать родителям?
Задача 8. Марьяка К., 14 лет. Мать доставила дочь в приемный покой психиатрической больницы в связи с тем, что у девочки был «припадок»: в ответ на запрет матери выходить из дома куда-либо, кроме школы, Марьяна разбила окно, стекло в серванте, пыталась перебить посуду, кричала и плакала, вырывалась из рук родителей. Кроме того, мать беспокоит то, что дочь последнее время «рвется из дома», забросила прежние занятия (раньше она под руководством матери вышивала рушники), у нее появились новые друзья, а главное — Марьяна посещает какие-то, по выражению матери, «сходки» с непонятным для нее названием. Марьяна объясняла ей, что она занимается там упражнениями для совершенствования духа и тела, но мать считает, что это религиозная секта и запретила дочери ходить туда. При патопсихологическом обследовании Марьяны каких-либо нарушений со стороны психических процессов у Марьяны не обнаружено. Самооценка адекватная, дифференцированная. Уровень притязаний высокий, неустойчивый. При выполнении проективных методик ярко проявляются потребности в общении, в группировании со сверстниками. Из беседы с девочкой выяснилось, что она в течение последних 4 месяцев успешно занимается в секции у-шу. Марьяна узнала здесь много интересного, нашла новых друзей. Недавно ей доверили заниматься с новичками, скоро будет выступление на соревнованиях. Мать не желает слышать об ее увлечении, хотя ни разу не посещала занятий, не знакома с тренером.
1. Нуждаетсяли Марьяна в психиатрическом лечении?
2. Какие рекомендации можно дать матери?
Рекомендуемая литература
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1988. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1970.
Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
Клинико-психологичсская диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и не-врозоподобными состояниями /Под ред. А.Е. Личко. Л., 1987.
Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М., 1992.
Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972.
Патологические нарушения поведения у подростков / Тр. ЛНИИ ПИ им. В.М. Бехтерева. Л., 1973.
Прихожан A.M., Юферева Т.И. Об аффекте неадекватности у учащихся третьего и пятого классов // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. М., 1975.
Психогигиена детей и подростков/Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1988.
Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 1978.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М., 1967.
Филонов Л.Б. Поиск «пределов допустимого» как детерминанта отклонений в поведении подростков // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1979.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.