Поисковый полинаркотизм. Первые пробы наркотика обычно начинаются с курения гашиша

Этап первых проб

Первые пробы наркотика обычно начинаются с курения гашиша. Во время очередной выпивки в укромном месте, где собралась группа, кто-то «пускает по кругу косяк'», каж­дый подросток затягивается сигаретой с гашишем и переда­ет следующему. При этом те подростки, у которых курение гашиша вызывает отрицательную реакцию, обычно не при­знаются в этом, а приспосабливаются к общему настрое­нию.

Реже первым наркотиком, который пробует подросток, бывает препарат опия. Это обычно происходит, когда нови­чок попадает в уже сформировавшуюся наркоманическую

1 Косяк — жаргонное название сигареты с гашишем, поскольку она сгорает по косой линии.

группу или имеет друга — опытного наркомана, который уговаривает его «узнать настоящий кайф».

Этап первых проб не является болезнью, не имеет ника­ких наркологических закономерностей и целиком относит­ся к поведенческим нарушениям. Более того, как говори­лось выше, первые пробы вообще могут остаться единствен­ными, если это случилось с благополучными подростками.

Единичным случаям употребления наркотиков характер­но наличие множественности мотивов, а не только мотива­ция изменения своего психического состояния; здесь нет избирательности, ритмичности приема. Мотив наркотиза­ции на этом этапе — любопытство, интерес к эксперимен­тированию. Однако, если в силу неблагоприятных условий личностного развития у подростка сформировалась потреб­ность в изменении своего психического состояния, у него возникает желание снова и снова употреблять наркотичес­кие вещества. Он активно ищет случая попробовать новые психотропные вещества, чтобы испытать необычные ощу­щения. Прием наркотиков становится все более частым, рит­мичным, формируется свой стереотип употребления психо­тропных средств. Так возникает следующий этап — поиско­вый полинаркотизм.

Поисковый полинаркотизм — наиболее распространен­ная форма употребления психоактивных веществ в подрос­тковом возрасте. По данным исследователей-наркологов, 46,3% всех обследованных подростков употребляли нарко­тики именно таким образом (B.C. Битенский, Б.Г. Херсон­ский, 1989; B.C. Битенский и др., 1989). На этом этапе под­ростки успевают перепробовать все психоактивные веще­ства, которые могут достать.

Поскольку употребление психоактивных веществ обыч­но происходит в группе, оно тесно связано со стандартами группового поведения. Подростки собираются своей компа­нией в таком месте, где им не будут мешать, они настроены на то, чтобы расслабиться, непринужденно пообщаться под музыку. Употребление наркотиков сначала выступает как компонент приятного времяпрепровождения, а не как са­моцель. В то же время подростки с удовольствием прислу-

шиваются к своим ощущениям, вызванным действием того или иного препарата, запоминают их, сравнивают. Они охот­но делятся друг с другом своими впечатлениями, обсужда­ют, какой наркотик лучше. Престижным считается употреб­ление более сильных психотропных веществ.

На этапе поискового полинаркотизма влечение к нар­котику пока еще отсутствует, у подростка нет психичес­кой зависимости от него. Это, скорее, стандарт группово­го поведения, ситуационная (групповая) зависимость, когда желание употребить то или иное психоактивное ве­щество возникает только в определенной ситуации и оп­ределенном окружении. У подростков уже на этом этапе существует готовность к аддиктивному поведению. Когда лидер группы предлагает достать или принять уже имею­щееся психоактивное вещество, никто из членов группы не возражает. Однако вне своей компании подросток пока что не употребляет наркотики. Даже имея дома опреде­ленный запас таких веществ, он приберегает их для того, чтобы принять их вместе со всеми, в своем привычном окружении.

В период поискового полинаркотизма для подростка не имеет значения, какое именно психоактивное вещество упот­реблять. Предпочтение сначала все же.отдается алкоголю и легкодоступным, считающимся «безобидными» наркотикам, оживляющим бездумную коммуникацию. Затем можно на­блюдать своеобразное коллекционирование: опробовав но­вый наркотик, подросток с гордостью рассказывает о своих ощущениях друзьям, демонстрируя свои впечатления о «кай­фе», так же, как филателист демонстрирует новую марку. Каждый участник группы стремится пополнить свою «кол­лекцию» ощущений от наркотиков, жадно усваивает инфор­мацию о действии психоактивных веществ, способах их по­лучения и т. д. Среди интеллектуально развитых подростков-наркоманов даже бытует такой афоризм: «Тот, кто ищет свой наркотик, тот ищет самого себя» (B.C. Битенский и др., 1989, с. /75).

Постепенно этап поискового полинаркотизма переходит в этап фонового полинаркотизма. Перепробовав многие пси­хоактивные вещества, подросток определяет тот наркотик, который доставляет ему наибольшее удовольствие. Именно

появление такой избирательности, наличие предпочитаемого наркотика на фоне остальных является отличительной чер­той этого этапа. При этом влечения даже к предпочитаемо­му наркотику пока нет, психологическая зависимость от­сутствует. Да и выбирает «свой» наркотик подросток лишь в том случае, когда есть выбор. Каких-либо активных действий в поисках именно этого психоактивного вещества подрос­ток не предпринимает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: