Ответы к задачам

ПРИЛОЖЕНИЯ

Задача 1. Нарушение частной функции — зрительного восприятия.

Задача 2. Ретардация функций в связи с соматическими заболеваниями.

Задача 3. 1. Распад функции. 2. Нужна консультация спе­циалистов: невропатолога, нейрохирурга или психиатра.

Задача 4. 1. Вторичное недоразвитие функции письмен­ной речи. 2. Желательна консультация логопеда.

Задача 5. Вторичные личностные нарушения.

Задача 6. 1. Изолированное развитие функции памяти. 2. Обучение в обычной школе невозможно.

Задача 7. Асинхрония развития: акселерация функций речи и счета, задержка в формировании моторики.

Задача 8. 1. По теории Э. Берна в поведении Тани актуа­лизируются части Родителя (стремление занять место учи­тельницы) и Ребенка (в реакциях на замечания). 2. По тео­рии А. Адлера девочка чувствует неуверенность на уроке, что проявляется в ее реакциях, а авторитарное поведение служит механизмом компенсации.

Задача 1. 1. Сочетание соматогенной задержки психичес­кого развития и педагогической запущенности. 2. Рекомен­довано пребывание в детском доме-интернате общего типа, наблюдение психолога, психотренинговые мероприятия.

Задача 2. 1. Задержка психического развития, органичес­кий инфантилизм. 2. Желательно продолжение лечения и по­вторное исследование через год. Дома надо повторить заня­тия по развитию мелкой моторики и концентрации внима­ния (застегивание пуговиц, нанизывание крупных бус и т. д.).

Задача 3. 1. Дебильность. 2. Обучение в обычной школе невозможно. 3. Обязательно направление к психиатру.

Задача 4. 1. Гармонический инфантилизм. 2. Желательна консультация логопеда, педиатра, психиатра и направле­ние на психолого-медико-педагогическую консультацию.

Задача 5. 1. Органический инфантилизм. 2. Первичный дефект — недостаточность вербального интеллекта, памяти. Вторичные личностные реакции — заниженная самооцен­ка, нарушение поведения.

Задача 6. 1. Гармонический психофизический инфанти­лизм. 2. Личностное развитие не соответствует 14 годам. Ин­теллектуальное развитие — нижняя граница нормы.

Задача 7. 1. Дебильность (легко выраженная интеллекту-ально-мнестическая недостаточность). 2. Первичный дефект — психическое недоразвитие; вторичный — реакция пассив­ного протеста, житейская дезориентированность, занижен­ная самооценка.

В

Задача 1. 1. Декомпенсация при минимальной мозговой дисфункции. 2. Необходимо общее оздоровление, снятие школьной тревожности.

Задача 2. 1. Последствия ЧМТ, органическое поражение коры головного мозга. 2. Возможно обучение в школе сана­торного типа.

Задача 3. 1. Фонематическая дисграфия и дислексия. 2. Дислексия и дисграфия — это первичный дефект. Тре­вожность и особенности самооценки — это вторичная лич­ностная реакция на дефект. 3. Рекомендуется консультация логопеда.

Задача 4. 1. Оптическая дисграфия, дискалькулия. 2. Необ­ходимо обучение по программе интерната для детей с рече­выми нарушениями. 3. Обязательна консультация логопеда.

Задача 5. 1. Вероятна эпилепсия. 2. Срочно нужна кон­сультация невропатолога и психиатра.

Задача 6. Вероятно интеллектуально-мнестическое сни­жение и изменение личности в результате эпилепсии, при отсутствии своевременного лечения.

Задача 7. 1. Ранний детский аутизм. 2. Нужна консульта­ция психиатра. 3. Обучение в обычной школе нецелесооб-

разно, возможно обучение на дому по обычной программе. Необходима психологическая коррекция.

Задача 8. Ранний детский аутизм.

Задача 9. 1. Алалия. 2. Обязательна консультация логопеда. 3. Ребенок должен быть направлен в дошкольное учрежде­ние для детей с нарушениями речи.

Задача 1. 1. Вероятна шизоидная психопатия. 2. Необхо­димо проведение индивидуальной коррекции страхов, вре­менное освобождение от физкультуры, выбор подходящего соседа по парте.

Задача 2. 1. Вероятна эпилептоидная психопатия. 2. Про­вести беседу с матерью об особенностях ребенка. Предло­жить предупреждать его заранее обо всех новых мероприя­тиях. С ребенком проводить занятия по тренировке навыков разрядки гнева, напряжения.

Задача 3. 1. Вероятная депрессивная фаза циклоидной пси­хопатии. 2. Необходима консультация психиатра, беседа с мамой и учительницей о необходимости повышения у ре­бенка самооценки.

Задача 4. 1. Вероятная психастеническая психопатия. 2. Же­лательна консультация у психиатра или невропатолога. Уча­стие в групповом тренинге по снятию страхов.

Задача 5. 1. Вероятна истерическая психопатия. 2. Реко­мендуется родителям и учителям игнорировать «истории». Вовлечь ребенка в занятия литературного, театрального кружка.

Задача 6. 1. Вероятна возбудимая психопатия. 2. Желательно создание максимально комфортной, бесконфликтной обста­новки дома, увеличение физических нагрузок.

Задача 7. 1. Вероятен невроз навязчивых состояний. 2. Не­обходимо направить ребенка на консультацию к психиатру, родителям снизить требовательность в учебе.

8

Задача 1. 1. Лабильно-сенситивная акцентуация. 2. Жела­тельно заняться аутотренингом. 3. Состояние не является за­болеванием и нет необходимости в консультации врача.

Задача 2. 1. Гипертимная акцентуация. 2. Маме следует познакомиться с друзьями дочери по туристической группе и четко оговорить время возвращения домой.

Задача 3. 1. Сенситивная акцентуация. 2. Не фиксировать внимание мальчика на его отличиях от сверстников. При­влечь отца к воспитанию сына.

Задача 4. 1. Возможна нервная анорексия. 2. Необходима консультация психиатра.

Задача 5. 1. Возможна дисморфомания. 2. Необходимо сроч­но направить ребенка на консультацию к психиатру.

Задача 6. 1. Проблемы ребенка связаны с акцентуацией по неустойчивому типу, но возможна и патология влечений. 2. Желательна консультация с психиатром.

Задача 7. 1. Возможен транссексуализм. 2. Желательна кон­сультация психиатра, генетика, психоэндокринолога. 3. При диагностировании истинного транссексуализма — разрешить посещать школу в мужской одежде, попросить учительницу называть девочку Мишей, обращаться в мужском роде. Это уменьшит конфликтность в школе.

Задача 8. 1. Возможна наркозависимость. 2. Обязательны консультация и лечение у подросткового психиатра или нар­колога.

Задача 9.1. Ситуационно обусловленная реакция. Возмож­на реактивная депрессия. 2. Желательны консультация пси­хиатра и проведение психологической коррекции.

Задача 1.1. Педагогическая запущенность. 2. Педагогу сле­дует больше проявлять доброжелательного внимания к Вове, отмечать каждый его успех, стимулировать желание усвоить социальные нормы поведения. Психологу следует проводить занятия с мальчиком по психотренингу памяти и внима­ния, включить в группу коррекции личности детей с задер­жкой психического развития.

Задача 2. 1. Мальчика не следует ставить на учет в инс­пекцию по делам несовершеннолетних. 2. Ситуативный тип социальной дезадаптации, вызванный психотравмирующей ситуацией. 3. Помочь матери найти пути восстановления вза­имоотношений с сыном. Включить Арсения в группу пси-

хологического тренинга детско-родительских отношений (если есть такая возможность).

Задача 3. 1. Нарушения в поведении Николая связаны с воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции, уси­ленным гипермаскулинной ориентацией. 2. Механизм под­ражания. 3. Изменить стиль воспитания. Формировать эмпа-тию, в качестве образца для подражания дать мальчику об­раз мужчины-защитника, а не мужчины-агрессора.

Задача 4. 1. Ситуативный тип трудновоспитуемое™, обус­ловленный особенностями подросткового возраста, усилен­ный лабильным типом акцентуации характера и неправиль­ными воспитательными воздействиями матери. 2. Матери необходимо перестроить отношения с дочерью, с учетом особенностей подросткового возраста. Быть терпеливой к смене настроений Оли, не фиксировать внимание на ее раз­дражительности и капризах; при нарастании психической напряженности в отношениях с дочерью, не втягиваться в ссору, а прервать общение до тех пор, пока обе не успоко­ятся.

Задача 5. 1. Ситуативный тип социальной дезадаптации. 2. Психологу следует действовать в трех направлениях: 1) об­ратить внимание классного руководителя на необходимость формирования социально ценных потребностей у учащих­ся, не допускать утверждения в классе отрицательных ли­деров, способствовать развитию доброжелательных, дру­жеских отношений между детьми; 2) матери Тони пореко­мендовать обратить внимание на тот факт, что одним из компонентов формирования образа «Я» является представ­ление ребенка о своем внешнем виде. Поэтому необходи­мо приложить усилия, чтобы у девочки не развивался ком­плекс неполноценности на этой основе. Кроме того, ро­дителям необходимо изменить стиль отношений с девочкой в направлении повышения у нее уверенности в себе, по­вышения уровня самоуважения и самоприятия; 3) с То­ней необходимо провести психокоррекционные меропри­ятия по предупреждению отклонений в формировании образа «Я».

Задача 6. 1. У Андрея отмечаются проявления собственно трудновоспитуемости, детерминированной феноменом «рас­согласованности отношений». 2. Учительнице целесообразно

порекомендовать, в качестве способа коррекции отклоне­ний в развитии личности Андрея, включение его в систему многостороннего оценивания.

Задача 7. 1. Причина криминального поведения Игоря кроется в воспитании по типу потворствующей гиперпро­текции, осложненном гипертимно-неустойчивой акцентуа­цией характера подростка. 2. Родителям следует изменить стиль воспитания, изолировать Игоря от влияния асоциальной группы (вплоть до переезда в другой район или город), на­править усилия на формирование социально ценной моти­вации поведения.

Задача 8. 1. Марьяна не нуждается в психиатрическом лечении. 2. Матери надо изменить свое отношение к дочери с учетом возрастных и характерологических особенностей Марьяны.

Задача 1.1. Ростислав Борисович может быть наркома­ном первой стадии. 2. Причиной наркомании в представлен­ном случае, скорее всего, было длительное употребление наркотических средств по медицинским показаниям, когда Ростислав Борисович лечился после ранения. В результате этого и возникло привыкание.

Задача 2. 1. Не нужно, это все равно не поможет. 2. Витя пьет, скорее всего, потому, что хочет привлечь к себе вни­мание матери, заставить беспокоиться о нем. К тому же ал­коголь снижает его болезненные переживания по поводу ут­раты своей значимости для матери. 3. Учительница должна убедить мать, что та, поглощенная супружеским счастьем, теряет сына. Мать Вити должна перестроить свое отношение к членам семьи так, чтобы сын не чувствовал себя обделен­ным, лишним. Если Витя будет уверен в любви матери, в том, что он ей нужен, что отчим не займет его место в сердце матери, то по мере исчезновения источника психо­травмы будет нормализоваться и поведение Вити.

Задача 3. 1.У Владлена не сформирована привычка к ана­лизу и прогнозу своего поведения, его действия импульсив­ны, безответственны. Мотивация поведения, направленная на получение наслаждений, инфантильный способ жизни по принципу удовольствия стали причиной его экспери-

ментирования с наркотиком. 2. Воспитание по типу потвор­ствующей гиперпротекции.

Задача 4. 1. Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна. Скорее всего, следователь слабо осведомлен о распростра­ненности наркомании. Наркотические вещества, которые упоминал Анатолий, действительно дорого стоят; однако для наркомана это не является препятствием. Необходимо назначение наркологической экспертизы, желательно в ста­ционаре. Если в результате наркологической экспертизы упот­ребление наркотиков не будет подтверждено, тогда, дей­ствительно, следователь прав. Внешность Анатолия, сочета­ющая бедность и демонстративность, свидетельствует об акцентуации по истероидному типу; и тогда рассказы Ана­толия могут быть вымыслом. Однако подчеркиваем, что этот вопрос должен решать не следователь и не психолог, а нар­колог. 2. Анатолий относится к истероидному типу акценту­ированных личностей, а может, более того, является исте-роидным психопатом.

Задача 5. 1. Неправильные воспитательные воздействия матери. 2. Необходимо направить Женю, обязательно в со­провождении матери, в наркологический стационар. После лечения необходима психокоррекция. Параллельно прово­дить работу с матерью с целью помочь ей осознать свои ошибки в отношении сына и найти пути нормализации от­ношений с Женей.

Задача 6. 1. Ира поступает как субъект деятельности в со­ответствии со своими принципами и убеждениями. Поведе­ние Вали обусловлено внутриличностным конфликтом между ее убеждениями и боязнью противопоставить себя группе. Тоня осуществляет полевое поведение, не ощущая себя субъектом деятельности. 2. Если воздействие социума будет достаточно интенсивно, то Валя не сможет противостоять ему. Тоня, скорее всего, и не будет пытаться противостоять давлению окружающих, поэтому все зависит от того, в ка­кую социальную среду она попадет. Ира не проявляет пси­хологической готовности к употреблению психотропных веществ. 3. У Тони — отсутствие осознания себя субъектом деятельности, что ведет к подражательному поведению. У Вали — низкий уровень самоуважения, неуверенность в себе,

что детерминирует конформность, неумение противостоять давлению группы.

Задача 7. 1. Нет. 2. Начать свою деятельность вам необхо­димо с просвещения дирекции и педагогического коллек­тива в вопросах, что такое наркомания, каковы ее причины и механизмы действия наркотиков на психику человека и какие существуют формы профилактики наркопотребления вообще и для подростков в частности. Убедив директора в необходимости иного подхода к поставленной задаче, вам надо проанализировать причины низкой эффективности вос­питательной работы в школе и возможности организации досуга подростков. Совместно с организатором по воспита­тельной работе совершенствовать эти сферы педагогичес­кой деятельности. Параллельно провести психологическое обследование подростков «группы риска» и их родителей, а затем начать психокоррекционную работу с ними.

Задача 8. 1. Если вы с удовольствием согласились, то, значит, у вас есть готовность к изменению состояния со­знания химическим путем. Будьте осторожны с этим! Если Вы сомневаетесь, боитесь решиться (а вдруг потом еще за­хочется?), но Вам все же хочется попробовать — это зна­чит, что готовность есть, но она все же хорошо контроли­руется сознанием. Отсутствие психологической готовности к употреблению психотропных веществ можно зафиксиро­вать, если ответ будет примерно следующий: «Спасибо, но я не хочу глотать химию. Я лучше пойду в бассейн, а по утрам — пробежка на полчасика. Я люблю все естественное».

Задача 9.1. Неправильным типом воспитания обоих маль­чиков, что сформировало психологическую готовность к употреблению психотропных веществ. 2. В семье Димы — вос­питание по типу доминирующей гиперпротекции. В семье Пети — воспитание по типу гипопротекции. 3. Несмотря на то, что типы неправильного воспитания были диаметраль­но противоположны, у обоих мальчиков сформировались сходные черты характера: отсутствие ответственности за свое поведение, неумение предвидеть результаты своих действий, отсутствие мотивации достижения, неадекватность самооцен­ки (вероятно, у Димы — завышенная, а у Пети — занижен­ная); подчиняемость, конформность (в данном случае — нормам группы и лидеру), непродуктивные формы психо-

логической защиты (уход от негативных переживаний пу­тем изменения состояния сознания). Все эти свойства явля­ются элементами личностной предрасположенности к ад-диктивному поведению.

11

Задача 1.1. Действия жены ошибочны. 2. Неправильные действия жены обусловлены созависимостью. 3. Вероятно, свекровь была дочерью алкоголика, либо имела мужа-алко­голика, либо и то, и другое, судя по ее реакции на поведе­ние сына. 4. Скорее всего, жена и мать будут долго пытаться контролировать поведение алкоголика. Чем дольше это бу­дет продолжаться, тем дольше будет затягиваться болезнь, что может привести к необратимым последствиям.

Задача 2. 1. Можно предположить, что отец болен алкого­лизмом. 2. У Миши формируется ролевая позиция по типу «клоун». Закрепление этой роли чревато социальной дез­адаптацией, а затем аддиктивным поведением.

Задача 3. 1. Нет, не правильно. 2. Сомнения матери имеют основания. У Владика проявляется симптом высокой толе­рантности к алкоголю и симптом потери контроля. 3. Выска­зывания дочери обусловлены ее неосведомленностью о при­знаках злоупотребления алкоголем и об алкоголизме, а так­же низким уровнем самоуважения, что проявляется в стремлении «подпитывать» ощущение своей значимости подтверждением, того, что она кому-то нужна. 4. Прогноз отрицательный: развитие алкоголизма у мужа и созависи-мости у жены. 5. Слушать маму. Пройти курс психокоррек­ции по формированию позитивной концепции образа «Я». Повысить свой уровень знаний об алкоголизме и созависи-мости.

12

Задача 1. 1. Подросток не нуждается в психологической коррекции, до тех пор, пока у него не возникнет его соб­ственная потребность. 2. Родителям и учителям следует разъяс­нить особенности шизоидной акцентуации. Родители могут предложить Саше посещение курсов программирования или другие занятия, не связанные с необходимостью интенсив­ного общения с людьми.

Задача 2. 1. Ребенок нуждается в консультации психиатра и решении вопроса о месте обучения. 2. Проведение коррек-ционных мероприятий будет малоэффективным, так как же­лательно обучение специалистом-дефектологом по другой программе. Обучение в обычной школе нецелесообразно.

Задача 3. 1. Ребенок, безусловно, нуждается в психоло­гической коррекции. 2. Желательна индивидуальная игровая коррекция страхов по методу Захарова. 3. Отец должен изви­ниться перед ребенком, попытаться объяснить свое поведе­ние, больше уделять времени дружескому общению с сы­ном.

Задача 4. 1. Девочка нуждается в психологической кор­рекции. 2. Можно использовать любые формы индивидуаль­ной коррекционной работы, ролевые игры. 3. Психолог дол­жен объяснить родителям состояние девочки и попросить меньше реагировать на ее поведение, дать ребенку возмож­ность адаптироваться.

Задача 5. Подросток нуждается в индивидуальной и груп­повой психологической коррекции, направленной на умень­шение страха речи.

Задача 6. Возможна индивидуальная игровая коррекци-онная работа с постепенным введением в группу. Желатель­на консультация психиатра.

Задача 7. 1. Оптимальным способом будет организация психотренинга в группах по 3—6 человек, укомплектован­ных в соответствии с основной проблемой: педагогической запущенностью, нарушениями внимания, работоспособно­сти. 2. Желательна помощь логопеда и психиатра.

Задача 1. 1. Алеша не нуждается в переводе на другую программу обучения. 2. Для изменения неблагоприятной со­циальной ситуации развития ребенка (школьная дезадапта­ция), целесообразно временно перевести Алешу на домаш­нюю форму обучения, способствуя при этом его общению с одноклассниками во внеурочное время. Затем, если отно­шения мальчика с учительницей и ребятами не улучшатся, Алешу целесообразно перевести в параллельный класс (или, по возможности, в другую обычную школу).

Задача 2. 1. Нарушения в поведении Андрея связаны со стойкой школьной дезадаптацией, возникшей как вторич­ный дефект. 2. Необходима консультация психиатра. 3. Школь­ной администрации следует официально предупредить мать, что в случае ее уклонения от обследования ребенка, Андрей будет исключен из школы и направлен на обследование че­рез инспекцию по делам несовершеннолетних.

Задача 3. 1. Причина отрицательного эмоционального со­стояния девочки — неблагоприятная семейная ситуация. 2. Администрация школы, на основании заключения пси­холога и учительницы, должна поставить вопрос перед ин­спекцией по делам несовершеннолетних об обследовании условий жизни и воспитания девочки и, при необходимос­ти, об оформлении ее в интернат.

Задача 4. Тане не следует переходить на другую работу, поскольку ее удачная профессиональная адаптация в насто­ящее время обусловлена именно тем, что работа раскрой­щика верха обуви соответствует ее интеллектуальным воз­можностям и особенностям протекания психических про­цессов.

Задача 5. 1. Психическое развитие Николая не соответ­ствует его паспортному возрасту. 2. Николай, в силу прояв­ляющихся у него признаков инфантилизма, не мог в пол­ной мере понимать смысл своих действий и руководить ими.

Задача 6. 1. Психолог не имеет права давать заключение по психологической экспертизе Дмитрия. 2. Следует провес­ти комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, в связи с тем, что у подростка отмечаются явные признаки психического недоразвития.

Задача 7. 1. Потерпевшая Леля могла понимать и осозна­вать характер и значение совершаемых с нею действий. 2. В силу своих психологических особенностей Леля не мог­ла оказать сопротивления преступникам.

Задача 8. 1. Необходимо исследовать психологические осо­бенности Олега, его сестры и претендующей на опекунство соседки; выяснить характер их взаимоотношений и степень вероятности благополучного развития двух несовершенно­летних детей в случае оформления опекунства. 2. Психолог должен выяснить юридическую сторону вопроса и совмест-

но со школьной администрацией обратиться в соответству­ющие социальные службы.

Задача 9. 1. Изменения в поведении Саши объясняются естественными потребностями старшего подросткового воз­раста (стремление к самостоятельности, самоутверждению), а также характерологическими особенностями (гипертим-ная акцентуация). 2. Матери надо объяснить, что Саша ин­туитивно ищет пути изменения своей социальной ситуации развития с целью удовлетворения указанных выше соци­альных потребностей. Матери не следует препятствовать ему в этом. Напротив, доброжелательный интерес, эмоциональ­ная поддержка и ненавязчивые советы скорее восстановят близкие взаимоотношения матери и сына.

Задача 10. 1. Ваня нуждается в консультации психиатра.

2. Ошибкой, допущенной родителями при усыновлении,
было игнорирование отягощенной наследственности ребенка.

3. Психолог должен в мягкой форме сообщить о своем пред­
положении относительно нарушений в психическом разви­
тии ребенка, подчеркнуть необходимость психиатрического
обследования и вероятность осуществления лечебных меро­
приятий.

Задача 11. 1. Профессия, которой обучается Анфиса, не соответствует ее личностным особенностям. 2. Психолог дол­жен помочь осознать девочке создавшуюся ситуацию и по­казать альтернативные варианты выборов профессиональ­ной деятельности.

Задача 1. 1. Поведение Юры связано с низкой самооцен­кой, необходимостью привлечь внимание. 2. На месте пси­холога следовало бы организовать обсуждение той пользы, которую участники могут извлечь из поведения Юры, на­пример, работать в условиях шума.

Задача 2. Вике можно разрешить посидеть и посмотреть работу в группе; найти еще более скованного участника и попросить Вику помочь ему; привлекать к работе с группой, например, помочь ведущему в раздаче раздаточных матери­алов и выполнении аналогичных конкретных поручений.

Задача 3. 1. В режиме демонстрации нужно попросить по­казать агрессию в физических действиях. Ставить этих учас-

гников в разные пары. Спросить, перед кем именно и зачем пни демонстрируют агрессию. Рассказать о пользе функции агрессии у животных. 2. Варианты поведения читатели долж-"ы предложить сами.

Чадача 4. 1. а) Попросить Таню перенести работу с фо-Оией на время после окончания групповых занятий; б) от­работать в технике субмодальностей в присутствии группы или использовать другие техники НЛП для снятия фобии; в) сняв фобию в присутствии группы (см. п. «б»), после груп­пы доработать с импринтом. 2. Провести работу по снятию фобии в присутствии группы с последующим анализом ис­пользованных техник.

2. ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ОБСЛЕДУЕМЫМИ Методика «Несуществующее животное»

Рисунок девочки, 14 лет; диагноз — астено-сенситивная акцентуация

Рисунок девочки, 13 лет; диагноз — гипертимная акцентуация

Рисунок девочки, 16 лет; диагноз — истеро-возбудимая психопатия

Рисунок девочки, 14 лет; диагноз — лабильно-сенситивная акцентуация 506

Рисунок девочки, 13 лет; диагноз — лабильная акцентуация

х&

Рисунок мальчика, 16 лет; диагноз — шизоидная психопатия

Рисунок мальчика, 15 лет; диагноз —опийная наркомания

Рисунок мальчика, 16 лет; диагноз — возбудимая психопатия

Рисунок девочки, 16 лет; диаг- Рисунок мальчика, 16 лет; диаг­ноз — шизоидная акцентуация ноз — эпилептоидная психопатия,

гашишная наркомания

Рисунок мальчика, 16 лет; диагноз — эпилептоидная акцентуация, гашишная наркомания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: