Текст методики

Шкала тревожности (Автор А. М. Прихожан, 1989)

См

о

Хорошие события

Плохие события

3.5. Личностная шкала проявления тревоги 1 (J. Teylor, 1953)

Опросник предназначен для измерения уровня тревож­ности (утверждения входят в состав MMPI в качестве до­полнительной шкалы). Адаптирован Т. А. Немчиным (1966).

Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользо­вания каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утвер­ждениями. Тестирование продолжается 15-30 минут. Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя впол­
не смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не.годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я
не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие труд­
ности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены
такие трудности, которые мне не преодолеть.

1 Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я
пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда
я точно знал, что мне ничего не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-
либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо
или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство
желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем
не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня
сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня
появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что
мне трудно заснуть.

42. Я — человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшата­
ны, и я вот-вот выйду из себя. <,

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других
людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

49. Ожидание всегда нервирует меня.

50. Мне трудно было отвечать на эти вопросы.

Оценка результатов исследования по опроснику произ­водится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка: 40—50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги; 25—40 баллов сви­детельствуют о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0—5 баллов — о низком уровне тревоги.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративносте, неискрен­ности в ответах.

Вариант этого опросника приведен ниже. Шкала тревоги

1. Я могу долго работать не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем,
удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял
все то, что мне поручали.

11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство
желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство
других людей.

14. Я не слишком застенчив.

15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим на­
пряжением.

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не
разбираюсь.

17. Я краснею не чаще, чем другие.

18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

23. Меня часто мучают ночные кошмары.

24. Я склонен все принимать слишком всерьез.

25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проиг­
рывать.

28. Я более чувствителен, чем большинство других лю­
дей.

29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у
меня смех.

30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как,
вероятно, довольны другие.

31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

32. Я постоянно озабочен своими материальными и слу­
жебными делами.

33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя
знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены
такие трудности, которые мне не преодолеть.

35. Я легко прихожу в замешательство.

36. Временами я становлюсь настолько возбужденным,
что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруд­
нительных положений.

38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

40. Временами я определенно чувствую себя бесполез­
ным.

41. Иногда мне хочется выругаться.

42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо
или с кем-либо.

43. Меня беспокоят возможные неудачи.

*-ї7

! 44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45. Меня нередко охватывает отчаяние.

46. Я — человек нервный и легко возбудимый.

47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пыта­
юсь что-нибудь сделать.

48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не хватает уверенности в себе.

50. Я легко потею даже в прохладные дни.

51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше нико­
му не рассказывать.

52. У меня очень редко болит живот.

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на
какой-либо задаче или работе.

54. У меня бывают периоды такого сильного беспокой­
ства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочте­
ния.

56. Я легко расстраиваюсь.

57. Практически я никогда не краснею.

58. У меня гораздо меньше различных опасений и стра­
хов, чем у многих друзей и знакомых.

59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует
сделать сегодня.

60. Обычно я работаю с большим напряжением.

В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям 6, 7, 9, И, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Оба варианта опросника используются при индивидуаль­ном и групповом обследовании; они могут быть использо­ваны при решении как теоретических, так и практических задач и могут быть включены в батарею других тестов.

Объект— учащиеся 8—10 классов. Цель — выявить уро­вень тревожности учащихся.

Инструкция: «На следующих страницах перечислены си­туации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Неко­торые из них могут быть для Вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Вни­мательно прочтите каждое предложение и обведите круж­ком одну из цифр справа — О, 1, 2, 3 или 4 в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколь­ко она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасе­ние или страх.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избе­жать ее, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприят­ная и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, об­ведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает очень силь­ное беспокойство, очень сильный страх, обведите кружком цифру «4».

На второй странице бланка инструкция продолжается: «Что означает каждая цифра, написано вверху и внизу стра­ницы. Итак, Ваша задача — представить себе как можно яс­нее каждую ситуацию и обведением кружком одной из цифр определить: насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасения или страх».

Материал: бланк, содержащий инструкцию и текст ме­тодики.

Возможно проведение исследования группой испытуе­мых.

Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителем; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации обще­ния. Соответственно виды тревожности, выявляемые с по­мощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооце­ночная, межличностная.

Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1 этого приложения.

Здесь же в табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие охарактеризовать показатели уровня тревож­ности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах.

Внимания со стороны психолога требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой тревожностью. По­добная тревожность может порождаться либо реальным не­благополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопре­ки объективно благополучному положению, являясь след­ствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жиз­ни, школьной дисциплине. Но это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато сры­вами, особенно при резком усложнении условий деятель­ности. У таких школьников отмечаются выраженные нега­тивные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения (Е.Н.Новикова, 1985). Тревожность в этих слу­чаях часто порождается конфликтностью самооценки, на­личием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добивать­ся успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, напря­женности. Это ведет к гипертрофии потребности в достиже­нии, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего является перегрузка, перенапряжение, вы­ражающееся в нарушениях внимания, снижении работо­способности, повышенной утомляемости.

В зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность обусловливает необходимость применения различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков общения, которые позволят преодолеть эту неус-

пешность, то во втором случае — на коррекцию самооцен­ки, преодоление внутренних конфликтов.

Учащиеся с «чрезмерным спокойствием», если у них от­мечается также явное неблагополучие в учении и общении, представляют несомненный интерес для психолога. «Нечув­ствительность к неблагополучию» носит, как правило, ком­пенсаторный характер и препятствует полноценному разви­тию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом слу­чае сохраняется ценой неадекватного отношения к действи­тельности, отрицательно сказывается на продуктивности деятельности.

  Ситуация Нет Не­много Доста­точно Значи­тельно Очень
1. Перейти в новую школу          
2. Ответить у доски          
3. Пойти в дом к незнакомым людям          
4. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах          
5. Разговаривать с директором школы          
6. Думать о своем будущем          
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросить          
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают          
9. Пишешь контрольную работу          
10. После контрольной учитель называет отметки          
11. На тебя не обращают внимания          
12. У тебя что-то не получается          
13. Ждешь родителей с родительского собрания          
14. Тебе грозит неуспех, провал          
15. Слышать за своей спиной смех          
16. Сдавать экзамены в школе          
17. На тебя сердятся (непонятно, почему)          
18. Выступать перед большой аудиторией          
19. Предстоит важное, решающее дело          
20. Не понимаешь объяснений учителя          
21. С тобой не согласны, противоречат тебе          
22. Сравниваешь себя с другими          
23. Проверяются твои способности          
24. •te тебя смотрят как на маленького          
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос          
  Ситуация Нет Не­много Доста­точно Значи­тельно Очень
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)          
27. Оценивается твоя работа          
28. Думає шьо своих делах          
29. Тебе надо принять важное решение          
ЗО. Не можешь справиться с домашним заданием          

Таблица 1

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная                    
Самооценочная                    
Межличностная                    

Таблица 2

Уровень Группа учащихся Уровень различных видов тревожности, балл
тревожности Класс Пол Общая Школьная Самооце- Межлич-
          ночная ностная
             
  VIII Дев. 30-62 7-19 11-21 7-20
    Юн. 17-54 4-17 4-18 5-17
    Дев. 17-54 2-14 6-19 4-19
1. Нормальный IX Юн. 10-48 1-13 1-17 3-17
  X Дев. 35-62 '5-17 12-23 5-20
    Юн. 23-47. 5-14 8-17 5-14
  VIII Дев. 63-78 20-25 22-26 21-27
    Юн. 55-73 18-23 19-25 18-24
2. Несколько IX Дев. 55-72 15-20 20-26 20-26
повышенный   Юн. 49-67 14-19 18-26 18-25
  х Дев. 63-76 18-23 24-29 21-28
    Юн. 48-£0 15-19 18-22 15-19
  VIII Дев. 79-94 26-31 27-31 28-33
    Юн. 74-91 24-30 26-32 25-30
    Дев. 73-90 21-26 27-32 27-33
3. Высокий IX          
    Юн. 69-86 20-25 27-34 26-32
    Дев. 77-90 24-30 30-34 29-36
  х          
    Юн. 61-72 20-24 23-27 20-23
             
    Дев. Более 94 Более 31 Более 31 Более 33
  VIII          
    Юн. Более 91 Более 30 Более 32 Более 30
    Дев. Более 90 Более 26 Более 32 Более 33
4. Очень высокий IX Юн. Более 86 Более 26 Более 34 Более 32
  х Дев. Более 90 Более 30 Более 34 Более 36
    Юн. Более 72 Более 24 Более 27 Более 23
  VIII Дев. Менее 30 Менее 7 Менее 11 Менее 7
    Юн. Менее 17 Менее 4 Менее 4 Менее 5
5, «Чрезмерное IX Дев. Менее 17 Менее 2 Менее 6 Менее 4
спокойствие»   Юн. Менее 10 - - Менее 3
  X Дев. Менее 35 Менее 5 Менее 12 Менее 5
    Юн. Менее 23 Менее 5 Me нее 8 Me нее 5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: