double arrow

Лекция 3 6 страница

С момента представление налогоплательщиком платежного поручения в банк при наличии достаточного остатка на счете налоговое обязательство прекращается надлежащим исполнением и является обязательством банка. С этого момента меры гос принуждения не могут быть применены к налогоплательщику, а меры могут быть применены только к банку. Этот подход был поддержан КС, если только налогоплательщик действует добросовестно (т.е. специально не выбирает неплатежеспособный банк для налоговых платежей, а платежеспособный для остальных платежей). В таком случае, если налогоплательщик был добросовестным, то тогда меры принуждения могут быть применены к банку.

Иные меры гос принуждения не продуманы в законодательстве: например, пеня взыскивается с налогового агента вне зависимости от удержания налога и пример платежа через неплатёжеспособный банк.

Определяя налоговые обязательства мы можем говорить о перемене лиц в обязательстве и прекращении обязанностей налогоплательщика при исполнении налоговых обязательств.

Добровольное исполнение налогового обязательства

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального Казначейства денежных средств налогоплательщика в банке при наличии достаточного остатка на счете. Обязанность считается исполненным с момента подачи поручения банку на перечисление денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного остатка на день платежа.

Ф.л. может оплатить налог путем внесение наличных денежных средств через платежное поручение в банке.

Вопросы возникают по уплате налогов ю.л. через расчетные центры. Возможно беакцептное списание. На корреспондентском счете деньги могут отсутствовать и платежи не попадают в бюджет, хотя есть достаточный остаток на счете. Есть Постановление КС от 12 октября 1998 горда № 24-П- в рамках конституционного обязательства, основанного на ст. 57 КРФ по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, а на кредитные учреждения- публично-правовая обязанность по обеспечению перечисления соответствующих платежей в бюджет, поэтому налогоплательщик не может нести ответственность за действие всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговое обязательство предполагает перемену лиц налогоплательщика на налогового агента и/или налогового агент а на банк.

Уплата налога- это определяется в налоговом законодательстве и реализуется в рамках налоговых отношений, а перечисление в бюджет определяется в бюджетном законодательстве и реализуется в рамках бюджетных отношений.

Уплата налога возникает при исполнении платежного поручения кредитными учреждениями на списание налоговых платежей, а зачисление налога в рамках бюджетных средств по зачислению средств, поступающих к уплате налогов на бюджетные счета. КС пришел к выводу, что положения ст. 57 КРФ предполагает, что обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии достаточного денежного остатка. Т.е. это не представление платежного поручения. Т.к. при представлении платежного поручения должен быть акцепт, а потом списание. В момент, когда изъятие части имущества налогоплательщика, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком соответствующих средств уплаты налога и считается, что в момент списания имущество изъято и налог уплачен. По мнению КС, должно быть фактическое изъятие налога у налогоплательщика.

Получается, что КС считает, что как только налогоплательщик предъявил банку платежное поручение, то он не может нести ответственность за действия банка, с одной стороны, а с другой стороны, КС считает, что налог должен быть уплачен с момента изъятия банком части имущества налогоплательщика, которое принадлежит ему на праве собственности в виде списания соответствующих средств в бюджет.

Противоречивость вызвана смешением обязательственной и вещной природой налога.

Налог- это способ и форма отчуждения собственности, но в рамках налогового обязательства, в котором участвуют различные субъекты, каждый из которых должен исполнять его обязанности, вытекающие из отчуждения собственности в виде уплаты налога.

Хотелось отметить ещё один проблемный момент. Вопрос о сроке исполнения налогового обязательства. Срок добровольного исполнения налогового обязательства считается определённым- срок добровольного уплаты налога. Взыскать пеню и штраф невозможно, т.к. не определен срок.

Срок принудительного взыскания налоговой задолженности во внесудебном порядке определен и является пресекательным. Требование направляется, когда есть недоимка. Этот срок пресекательный: не может быть менее 8 дней, если больший срок не указан в требовании. Требование- это добровольный элемент процедуры. Есть срок для взыскания- два месяца (срок пресекательный). Судебное взыскание налоговой задолженности- в течение 6 месяцев после истечение срока для исполнения требования для лиц, не являющихся ИП, и в отношении тех случаев, где предусмотрен исключительно судебный порядок (ст. 45 НК). 6-месяный срок может быть также восстановлен судом. Он пресекательным не является. Причины пропуска должны быть признаны уважительными.

Срок налоговой проверки ограничен тремя годами в законодательстве. В судебной практике есть мнение. Что нужно учитывать срок уплаты налогов, а не срок формирования налогового обязательства. Например, если срок уплаты наступает в следующем году, то этот период продлевается до трех лет.

Срок возврата или зачета излишне уплаченного налога ограничен тремя годами. Срок списания налоговой задолженности в законодательстве не предусмотрен, т.е. налоговое обязательство является бессрочным. Т.е. взыскать налог нельзя, налоговая задолженность будет числиться и ничего с ней нельзя будет сделать. Такой подход состоит в неопределенности правового положения налогоплательщика и требует внесений изменений в законодательство. В законодательстве должны быть предусмотрены пресекательные сроки исполнения налогового обязательства с момента предоставления отчетности и принудительные сроки исполнения, которые должны быть пресекательным, и по истечении которых налоговое обязательство должно прекращаться. Эти сроки должны быть симметричными для сроков возврата излишни уплаченных налогов, т.е. три года. Срок давности должен исчисляться с момента наступления срока уплаты налога.

Прерывание сроков должно быть связано либо с уклонением от предоставления налоговой отчетности либо с уклонением от уплаты налогов. Это проблема нашего законодательства, которая сейчас не решена.

Принудительное исполнение налогового обязательства

Оно состоит из двух стадий:

1) Направление требования об уплате налога, пени и штрафа.

Требование не обязательно связывается с налоговой проверкой, а должно быть связано с недоимкой;

Либо если связано с привлечением к налоговой ответственности или отказом привлечения к ответственности, то установлен 10-дневный срок направления требования с момента вступления в силу такого решения. Срок для добровольного исполнения требования не может быть меньше, чем 8 календарных дней, если иной срок не указан в требовании. Требование не нужно путать с уведомлением, которое направляют, когда срок уплаты налога не наступил, а требование направляется, когда срок исполнения наступил и есть недоимка. Если требования не было исполнено в установленный в нем срок в отношении ю.л. и ИП налоговым органом, который направил требование, принимается решение о взыскании суммы налога, пени и штрафа. Это решение направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика и налогового агента для его исполнения. Решение направляется вместе с инкассовым поручением. Требование должно быть вручено налогоплательщику под расписку либо, если он уклоняется, то оно направляется по почте и считается полученным с момента истечения шести дней. В требовании излагаются последствия его неисполнения в установленный срок. В отношении решения о взыскании и инкассовых поручений, там таких формальностей не предусмотрено, как в отношении требования.

Решение о взыскании должно быть принято в течение двух месяцев после истечения срока для добровольного исполнения требований. Этот срок является пресекательным. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока является недействительным и исполнению не подлежит, и взыскание производится только в судебном порядке по иску налогового органа, поданного в суд о взыскании пени, налога, штрафа. А 6-месяынй срок исчисляется после исчисления срока для добровольного исполнения требования (т.е. два + четыре).

В отношении административного порядка с пресекательным сроком для его применения существуют исключения, когда применяется только судебный порядок и срок для его применения исчисляется только после истечения срока для его применяется. Срок для судебного взыскания не является пресекательным, т.к. может быть восстановлен судом.

Это случаи взыскания сумм пеней, налогов и штрафов со счетов, открытых в Федеральном Казначействе участником бюджетного процесса (главным образом, бюджетным учреждением); в случае, если речь идет о взыскании в рамках группы лиц с других участников группы налоговой задолженности, если эта налоговая задолженность числиться более трех месяцев, а на счета этих участников группы поступает оплата за товары, работы и услуги, реализованные налогоплательщиком.

В понятие группы лиц вкладывается участие в капитале.

Также это случай переквалификации деятельности: например, если речь идет о переквалификации деятельности, связанной с переменой специального налогового режима или переквалификации сделка.

Ещё одни случай-связанный с взаимозависимостью, когда речь идет о необходимости взыскания суммы налога, пени или штрафа с ИП, если обязанность по уплате налога возникла в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В этом случае не может быть применен административный порядок, а к организации применяется судебный порядок.

Судебный порядок применяется, когда речь идет о взыскании пени, налогов штрафа с ф.л. сначала идет требование, и если оно не исполняется добровольно, то по истечении 6-месячного срока после истечения срока, указанного в требовании, налоговый орган может обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании. 6-месяыный срок является пресекательным, он не может быть восстановлен судом. Если речь идет об ИП или организациях, то заявление подается в АС. 6-месяный срок исчисляется со следующего дня после истечения срока, указанного в требовании.

Для ИП 2-месяынй срок является пресекательным, и по его истечении административного порядка не может быть, а может быть только судебный порядок.

Решение направляется налогоплательщику также, как и направляется требование: либо вручается либо считается полученным заказным письмом через 6 дней. На основании этого решения инкассовое поручение направляется в банк и средства списываются в течение одного и если необходима конвертация, то двух операционных дней.

В прошлый раз мы начали тему налоговые обязательства и способы обеспечения его исполнения.

У нас существует также возможность обращения взыскания не только на счетах в банках, но и на электронные денежные средства, а также на иное имущество. Для взыскания на иное имущество принимается решение о взыскание. Срок принятия решения пресекательный: один год после истечения срока о добровольном исполнении требовании.

Если на основании решения о взыскании электронных денежных средств направляется инкассовое поручение в банк, то банк должен удостовериться, насколько налоговый орган уполномочен такие поручения отправлять в банк. По идее банк должен получить и решение о взыскании, и требование, и инкассовое поручение. Вместо этого нам устанавливают техническую процедуру.

Обращение взыскание на имущество: на основании решения в течение 3-х дней направляется решение приставу-исполнителю. Установлен двух месячный пресекательный срок: для исполнения приставом-исполнителем. Нужно вместе с постановлением направлять решение о взыскании. Этого не прописано в НК.

Что касается ф.л., то там судебный порядок взыскания, то для ф.л. существует отложенный порядок взыскания налогового долга в сумме до 1 500 тысяч рублей и для обращения с заявлением о взыскании должен быть установлен 6-месячный срок.

Что касается обращения взыскания за счет иного имущества, то для этого существует очередность, которая учитывает производственное назначение имущества. Чем меньше имущество имеет производственное назначение, тем ранее оно попадает в очередь для взыскания.

Особый порядок принудительного исполнения налогового обязательства участниками консолидированной группы налогоплательщика и договора инвестиционного товарищества. Обязанность возлагается на ответственного участника данной группы, а потом на всех остальных, и, как правило, солидарно.

Ещё один момент, на который бы хотелось обратить внимание. Надо понять сам принцип: если указан срок, который исчисляется днями, то это рабочие дни, если не указано, что эти дни являются календарными. Срок для исполнения требования определяется в календарных днях. Этот срок должен быть указан в самом требовании. Он должен быть не менее 8 простых (рабочих) дней с момента получения требования. Нужно отсчитать 8 рабочих дней со следующей даты после отметки, которая стоит на конверте. Мы тут же составляем письмо в налоговый орган, что мы это требование получили по почте тогда-то, и в письме пишем, что последний день срока наступил тогда-то. То же самое мы делаем, когда наступает требование о сроках.

При получении решения, чтобы было одинаковое понимание сроков для добровольного исполнения требования, мы пишем заявление о том, как должен считаться этот срок и направляем его в налоговый орган, который мы просим подтвердить факт правильности исчисления срока. Обязательно такая переписка с налоговой у нас должна быть.

Если не написано, что дни календарные, то тогда сроки исчисляются по дням рабочим.

Ещё одно замечание: из области налоговой философии. По поводу гарантий судебной защиты прав налогоплательщиков. Такие гарантии не должны предусматривать возможность принудительного исполнения налогового обязательства, взыскание пеней и штрафа до вступления в силу решения суда при обжаловании решения налогового органа о доначислении налога, взыскании пени и штрафа. В нашем НК предусмотрены гарантии защиты прав налогоплательщика в административном порядке.

С граждан возможно взыскание налогов, пеней и штрафов без применения административного порядка. Для организаций в АПК предусмотрены обеспечительные меры. Они предоставляются только при условии встречного обеспечения: т.е. нужно придти в суд с банковской гарантией суммы пеней и штрафа, то тогда в обеспечительных мерах не будет отказано.

В прошлом семестре мы рассматривали вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Возникновения связано с тем юридичесим фактом, с которым закон связывает либо уплату налогов (либо доход, либо имущество, либо оборот) либо те юридические факты, с которыми закон связывает начало мероприятий налогового контроля.

Изменение налоговых правоотношений: ищзменение сроков уплшаты нгалогов: рассрочка, налоговый кредит.

Нормы о списании налоговой задолженности совершенствуются. Возникла проблема, связанная с прекращением налогового обязательства, т.е. обязанности по уплате налога с учетом зачета переплаты. То, что мы считаем переплатой, может не считать переплатой налоговый орган. Чтобы уплатить налог путем зачета переплаты необходим акт сверки с налоговым органом и одинаковое понимание суммы переплаты. Если есть акт сверки, то налог уплачивается путем представления заявления о зачете в счет уплаты текущих налоговых платежей и считается уплаченным с момента принятия решения о зачете. Налоговый орган также может по своей инициативе произвести зачет. Он это делает, если отказывает в возмещении НДС или принимает решение о привлечении или об отказе привлечения к ответственности и зачитывает пени и штрафы.

Если неправильно указан соответствующий счет бюджета, то налог не может считаться надлежаще уплаченным. Если налог попадает в надлежащий бюджет, то корректировка платежного поручения производится по заявлению налогоплательщика с изменением цели платежа.

Когда платежное поручение не было акцептовано, было отозвано, то законодатель это предусматривает в регулировании.

Способы обеспечения налоговых обязательств

Неправильно их путать с гражданско-правовыми конструкциями, т.к. в налоговом праве этот элементы административного принуждения с элементами гражданско-правовых конструкций.

Они различаются по целям, способам обеспечения правопорядка и основаниям применения на административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения исполнения налогового обязательства взыскания пени, налога и штрафа, меры юридической ответственности и административно-восстановительными мерами.

Административно-предупредительные меры-цель: предотвращение противоправных деяний, негативно влияющих на налоговую систему.

Способ обеспечения правопорядка- профилактика.

Основание их применения: можно говорить об угрозе совершения противоправных деяний, которые негативно влияют на налоговую систему.

Виды таких мер- это письменные разъяснения. Есть разъяснения финансовых органов, а есть иных уполномоченных органов. разъяснения финансовых органов: основание для освобождения от ответственности и для того, чтобы освободить от уплаты пени. Выполнение письменных разъяснений Минфина и других финансовых органов, данных в пределах компетенции, освобождает от ответственности, и позволяет говорить об отсутствии оснований для взыскания пеней. Если есть разъяснения иных органов: налоговых органов (если они противоречат разъяснениям Минфина, то будут применяться разъяснения Минфина). Выполняя эти разъяснения можно говорить об отсутствии вины в совершенном административном правонарушении.

Также виды мер- это предварительное согласование сделок. В России это соглашение о рыночных цен- трансфертное ценообразование или это письменное разъяснение, когда мы просим разъяснить нам положения определенной сделки.

Меры административного принуждения

Это меры административного пресечения. Цель: пресечение противоправных деяний, посягающих на налоговую систему.

Способ обеспечения правопорядка: прекращение противоправных деяний, нарушающих нормальное функционирование налоговой системы.

Основание применения: совершение противоправных деяний, посягающих на налоговую систему. Речь идет только о признаках нарушения законодательства без установления составов.

Виды таких мер: приостановление расходных операций по всем счетам с учетом очередности, установленной гражданским законодательством. Те платежи, очередность которых предшествует налоговым платежам в бюджет, могут осуществляться. Приостановление операций по всем счета идет при непредставлении налоговой отчетности по декларации, если срок истек и в течение всего срока он не был представлен.

В других юрисдикциях обычно направляется предварительное требование или уведомление. Такой опыт есть в некоторых странах СНГ. Важно, чтобы гарантии прав налогоплательщика были здесь соблюдены. Например, если речь идет о межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, и организация занимается добычей нефти и газа на Сахалине, то организация должна предоставить декларацию о налоговой отчётности.

Административный арест имущества

Применяется в административном порядке.

Он бывает полный: исключает возможность распоряжения этим имуществом и предусматривает возможность владения и пользования им только с разрешения или под контролем налогового или таможенного органа, который применяет эту меру, а частичный предполагает реализацию с разрешения таможенного или налогового органа, который принял эту меру.

В различных юрисдикциях предусмотрено три варианта ареста имущества:

1) В качестве обеспечительной меры в судебном порядке;

2) С применением в административном порядке ареста имущества с одновременным порядком судебного взыскания налоговой задолженности;

3) В отношении налогового обязательства, которое признано бесспорным в административном порядке. Если сам налогоплательщик не спорит, то возможно применение ареста имущества в административном порядке. Если налогоплательщик спорит, то сначала разрешают спор, потом налоговое обязательство признают бесспорным, а потом возможен арест имущества в административном порядке. Такая модель используется на Украине.

Основания для применения ареста имущества по налоговому законодательству России:

1) Наличие налоговой задолженности и её взыскание за счет имущества организации, т.е. по решению о взыскании за счет имущества, которое принимается на основании ст. 47 НК;

2) Достаточные основания полагать, что налогоплательщик может применять меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Эта норма не является в достаточной сфере предопределенной и предполагает широкую сферу усмотрения налоговых органов.

Есть методические рекомендации 2002 года по применению ареста имущества организации.

Эти два основания должны наличествовать одновременно.

Арест имущества привлекателен процедурой его применение. В ней максимальное количество процессуальных гарантий для налогоплательщиков. Арест имущества может быть применен только на основании решения о взыскании налоговых платежей за счет имущества организации по постановлению руководителя или заместителя руководителя налогового органа, с санкции прокурора, с участием понятых (должно быть как минимум, двое), с обеспечением участия законного или уполномоченного представителя организации налогоплательщика, в отношении которого должен быть применен арест имущества, с представлением документов, которые являются основанием для ареста имущества и разъяснением прав и обязанностей всем участникам этого процесса. Составляется протокол с описью, определяется порядок хранения имущества, возможность обжалования такого ареста имущества. Если имущество не попало в опись, значит оно не арестовано.

В упрощенном порядке принимается запрет на отчуждение имущества в тот же день, когда принимается решение о привлечении или об отказе в привлечении имущества.

Можно также использовать процедуру исполнительного производства. Выносится решение о взыскании налога за счет иного имущества, в течение 3-х дней выносится постановление, которое направляется на исполнение судебному приставу-исполнителю и оно должно быть исполнено в двух месячный срок. В Законе об исполнительном производстве порядок наложения имущества отличается от порядка, указанного в НК.

Меры обеспечения исполнения налогового обязательства, взыскания пени и штрафа

Цель применения- исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе привлечения к ответственность путем погашения налогового долга, взыскания пени и штрафа.

Это обеспечение производства по делу о нарушении налогового законодательства, т.к. основная цель- это исполнить решение, которое будет вынесено и вступит в силу.

Основания применения: вынесение решения о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе привлечения к налоговой ответственности.

Виды:

Запрет на отчуждение имущества: если имущества по его балансовой стоимости недостаточно для погашения налогового долга, то применяется для приостановления операций по счетам, но уже в пределах зарезервированной суммы для взыскания налоговых платежей, т.е. в пределах налогового долга.

Применяются эти меры в административном порядке сразу после вынесения решения о привлечении к ответственности или об отказе к привлечении к ответственности. Есть те меры, которые могут быть применены как альтернатива в добровольном порядке и инициатива в применении добровольных мер должна принадлежать налогоплательщику. В законодательстве нет процедур реализации таких мер.

Решение о применении этих мер принимается сразу вместе с решением о привлечении к ответственности или об отказе для привлечения к ответственности. В случае, если налогоплательщик выступит с такой инициативой в качестве альтернативно указанных могут быть заменены альтернативными, если этого пожелает налогоплательщик. Альтернативные добровольные меры заключаются в том, что налогоплательщиком может быть предоставлена банковская гарантия либо поручительство.

Основания применения: поручительство или банковская гарантия применяется, когда декларируемое налогоплательщиком обстоятельство ещё не получило полного документального подтверждения, но их вероятность является высокой и при наличии такого обеспечения в виде поручительства или банковской гарантии можно не облагать налогом.

Требования к их применению:

1) В налоговом законодательстве должна быть оговорка о применении к ним норм гражданского законодательства, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом. Проявляется полное административное усмотрение со стороны налогового органа при оценке платёжеспособности поручителя. Здесь налогоплательщик зависит от административного усмотрения налогового органа.

Критерий платёжеспособности банка, выдавшего гарантию, подтверждается включением банка в высокорейтинговый список банков, который ведется Минфином.

Банковская гарантия оформляется налоговым органов.

2) Уплата налоговых платежей поручителями и гранами является основанием для прекращением налоговых обязательств участников налоговых правоотношений и возникновения гражданско-правовых отношений между поручителями, гарантами с одной стороны и налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками с другой стороны;

3) Необходимость установления судебного порядка принудительного исполнения налогового обязательства, взыскания пеней и штрафов за счет поручителей и гарантов. Налоговые обязательства должны исполняться за счет собственных средств. Доложен быть реализован принцип личного исполнения налоговых обязательств.

4) Нормы о критериях платежеспособности поручителя и гаранта должны быть предусмотрены в НК, а не определяться усмотрением налоговых органов.

Применительно к банковской гарантии, это предусмотрено.

Залог имущества- применяется в соглашении между налоговым органов и залогодателем. Здесь идет заимствование гражданско-правовых конструкций в полном объеме. Применяются все нормы гражданского законодательства, если иное не установлено НК.

Меры юридической ответственности

Цель- частная и обещая превенция, предупреждение совершения правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Способ обеспечения исполнения- наказание.

Основание применения: состав правонарушения или преступления. Отсутствие таких оснований для привлечения к юридической ответственности как выполнение письменных разъяснений финансовых и иных уполномоченных органов.

Виды: налоговая санкция в виде штрафа по НК. Штраф может определяться в процентах от суммы недоимки(20%, 40%- при умысле), а может определяться в твердой сумме (в твердой сумме в рублях за каждый непредставленный документ), а также он может определяться в процентах применительно к ставке рефинансирования если речь идет о неисполнении или ненадлежащем исполнении банками поручений перечисления средств в бюджет (это не пеня, это порядок определения суммы штрафа).

Либо возможно уголовное наказание по УК или административное наказание по КоАПу. Административная ответственность применяется к налогоплательщикам, налоговым агентам и банкам по НК, а по КоАП к должностным лицам при административных правонарушениях. К ф.л. могут быть применены меры ответственности по КоАП. Если уплата налогов, налоговое декларирование связано с перемещением товара за границу ТС, то ответственность для всех субъектов административных правонарушений применяется по КоАП.

Ответственность по УК- 3 критерия:

1) Должно быть ф.л.;

2) Должен быть крупный размер;

3) Должна быть вина в форме умысла для применения мер уголовной ответственности.

Если в течение двух месяцев была добровольная уплата налогов, пени и штрафа, то материалы не могут быть переданы для возбуждения УД, если они были сформированы не по результатам налоговой проверки. Решение о привлечении к ответственности должно вступить в силу, должно быть требования об уплаты налога. Если по истечении двух месяцев не исполнено требование о добровольной уплате налогов, то материалы могут быть переданы в правоохранительные органы.

Административно-восстановительные меры

Цель: защита нарушенных прав, восстановление правового положения, существовавшего до нарушения.

Способ обеспечн6ия правопорядка: компенсация потерь государственной казны (речь идет о пени), устранение причиненного вреда, полное возмещение вреда (возмещение прямого реального ущерба, расходов на восстановление нарушенных прав, упущенной выгоды, неосновательного обогащения, принудительное неисполнение добровольной исполненной обязанности по уплате налогов). Должен быть устранен не только вред, причиненный бюджету, но и вред, причиненный налогоплательщику. Например, решение ВАС о компенсации расходов на представителя. На самом деле такие расходы должны быть компенсированы по правилам возмещения вреда, предусмотренного гражданским законодательством. Но КС сказал, что неконституционно ограничивать право на возмещение вреда, причинённого государством. Но ВАС решил по-другому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: