Требования к рабочему месту водителя

Инженерно–психологическое проектирование рабочих мест, определение их размеров; формы, которая должна обладать художественной выразительностью; компоновку органов управления (ОУ) и средств отображения информации (СОИ) необходимо производить на основе всего комплекса инженерно–психологических требований. Их выполнение позволяет обеспечить близкие к оптимальным условия проявления психических и физиологических функций водителя.

Установлено, что инженерно–психологическая реализация пультов управления позволяет снизить на 40% зрительную и умственную нагрузку операторов и на 15 – 20% сократить число допускаемых ими ошибок.

К рабочему месту водителя (РМВ) относятся: кабина, находящиеся в них ОУ, СОИ и оборудование. РМВ должно обеспечивать удобное и достаточное по размерам рабочее пространство, рациональное размещение ОУ и СОИ, хорошую обзорность и микроклимат.

В большой степени удобство работы водителя зависит от правильной его посадки (рабочей позы), которая определяется как спокойное его положение в состоянии готовности. В свою очередь такая поза зависит и диктуется конструкцией и параметрами рабочего кресла (сиденья). Основными показателями, по которым определяется степень соответствия сиденья требованиям инженерно–психологического проектирования, являются: пространственное положение сиденья относительно ОУ и СОИ; возможность регулирования подушки кресла (по высоте и в продольном направлении); длинна, ширина и глубина подушки; высота (регулируемая) и наклон подушки по отношению к полу, а также высота спинки; система виброзащиты и влаговоздухопроницаемость (гигроскопичность) обивки.

Кроме этих требований на удобную посадку водителя влияют следующие параметры: размеры подушки (не менее 400 х 400 мм); ширина подушки (влияет на свободу смены положений частей тела); глубина сиденья (влияет на свободу движений в коленных суставах, поэтому в погоне за комфортом её нельзя увеличивать); высота сиденья (влияет на положение глаз относительно окон, зеркал, приборной панели и, следовательно, на обзорность); угол наклона подушки (исключает сползание с сиденья, особенно при внезапном торможении); высота спинки (обеспечивает достаточную опору туловища, снимает напряжение мышц спины); опора для головы (предохраняет шейные позвонки от травм).

При значительном удалении спинки от рулевого колеса основная нагрузка в работе рук падает на относительно слабые мышцы кисти и предплечья, а наиболее мощные мышцы плеча и плечевого пояса используются недостаточно. При высоком сидении снижается обзорность, водитель горбится, наклоняет голову, что вызывает утомление мышц шеи, плечевого пояса, происходит зрительное утомление. При высоком сидении водитель должен поднимать голову, напрягать мышцы шеи и спины, чтобы следить за дорогой, при этом резко снижается обзорность. Это также приводит к утомлению. Учитывая всё это, а также то, что антропометрические параметры людей колеблются в широких пределах (за рулём может быть невысокого роста женщина или высокого роста мужчина), обязательно на рабочем кресле предусмотрены механизмы регулирования сиденья по высоте (350 – 500 мм), в продольном направлении (на 100 – 150 мм) и углов наклона спинки. Это позволит водителю любого роста отрегулировать расстояние от сиденья до ОУ и СОИ с тем, чтобы они находились в зоне оптимальной досягаемости и хорошей видимости. При этом расстояние между высотой сиденья и нижним краем рулевого колеса должно быть не менее 200 мм. Удобная рабочая поза водителя, продиктованная параметрами рабочего кресла, позволяет приступить к решению следующей важнейшей задачи – определению оптимальных параметров РМВ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: