В системе распределительной логистики

Типы логистических посредников

Логистические посредники в дистрибьюции

Современный бизнес с его высоким уровнем специализации, как правило, приводит к необходимости использования в дистрибуционных каналах фирмы логистических посредников - торговых и функциональных, - выполняющих различные функции (физического распределения, обмена, поддерживающие).

Центральное место среди логистических посредников занимают торговые посредники, которые приобретают товары в полную собственность и соответственно принимают на себя весь сопутствующий риск.

Функциональные посредники избавлены от риска, связанного с собственностью, но предоставляют некоторые необходимые услуги, как своим клиентам, так и конечным потребителям.

Посредниками в операциях физического распределения являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские фирмы, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке ГП, грузоперерабатывающие и прочие предприятия.

Многие посредники в распределении объединяют свои логистические функции, например, перевозку, экспедирование, складирование и хранение груза, сортировку, грузопереработку и т.д.

При выявлении возможных вариантов каналов необходимо определиться с типом используемых посредников.

Таблица 4.1

Классификации посреднических институтов

Классификационный признак Тип посредников
Вид собственности на товар, от чьего имени ведется торговля Дилеры (от своего имени, за свой счет) Дистрибьюторы (от имени производителя и за свой счет) Комиссионеры (от своего имени, за счет производителя) Агенты, брокеры (от имени производителя и за его счет)
Тип сбытовой политики Эксклюзивные Селективные Интенсивные
Организационная форма существования Посредники для единичных сделок Обычные посредники Административные системы
Партнерства и союзы Контрактные системы Совместные предприятия
             

Существует множество разновидностей посредников, которое не поддается понятной и доступной иерархической классификации. В этой связи наиболее верным решением является построение схемы фасетной классификации посреднических институтов в среде распределительной логистики (табл.4.1).

Наиболее значимым и важным является разделение посредников по виду собственности на товар и по признаку «от чьего имени ведется торговля». Как видно на рис.4.4, возможно выделение четырех типов посредников: (1) дилеры; (2) дистрибьюторы; (3) комиссионеры; (4) агенты и брокеры.

Рис.4.4. Признаки классификации торговых посредников

Дилер - это оптовый (реже розничный) посредник, который ведет операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается им по договору поставки; таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки и реализует эти товары потребителям. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки.

Дистрибьютор - оптовый или розничный посредник, ведущий операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право продажи продукции.

Комиссионер (комиссионный купец, консигнационный агент) - это оптовый или розничный посредник, ведущий операции от своего имени за счет производителя. Функционирует на постоянной контрактной основе. Получает от производителя крупные партии товара и хранит их на своих базах, т.е. владеет товарами и товарораспорядительными документами принципала, но не имеет права собственности на товар. Сделка оформляется договором комиссии или консигнации. Обычные условия консигнации – хранение товара на складе комиссионного купца в течение одного - полутора лет. От продажи товара купец (консигнатор) получает комиссионное вознаграждение в виде процентов от суммы операций. Хранение и обратный возврат нереализованного товара оплачивается, как правило, владельцем товара.

Рис.4.5. Пример организации дистрибуционного канала

Торговый агент - посредник, совершающий операции сбыта товаров по поручению принципала (обычно фирмы-изготовителя ГП) за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим. Права и обязанности агента регламентированы агентским соглашением.

Брокер – посредник, содействующий совершению сделок между заинтересованными сторонами-клиентами. Брокер не является собственником продукции, как дилер, и не распоряжается продукцией, как дистрибьютор, комиссионер или агент. В отличие от агента брокер не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон сделки и действует лишь на основе отдельных поручений. Получает вознаграждение в виде комиссионных, обычно 3-5% от суммы сделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: