Цели управления и основные виды запасов

Управление запасами является ключевой логистической активностью, составляющей наиболее важную сферу логистического менеджмента фирмы, как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами составляют 40% и более от общих логистических издержек.

Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов. Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным ростом производительности общественного труда. А это происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования. По этой причине в изготовлении, конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.

Образование запасов связано также с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В то же время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.

Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм производственного процесса, приводит к простоям оборудо­вания или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

Материальные запасы являются частью оборотных средств предприятия, т.е. однократно участвуют в процессе производства или потребления; Они классифицируются по трем видам: производственные запасы; запасы в незавершенном производстве; запасы готовой продукции.

К производственным относят запасы сырья, материалов, покупных полуфабрикатов комплектующих изделий, конструкций и деталей; топливо; тару и тарные материалы; отходы; запасные части.

Запасы незавершенного производства: продукция частичной готовности; не полностью укомплектованная; не принятая заказчиком; остатки заказов вспомогательного производства; материалы, подвергшиеся изменениям; незаконченные работы; продукция, не прошедшая предусмотренный технологией полный цикл производства.

Запасы готовой продукции — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам и утвержденным техническим условиям, принятые на склад готовой продукции предприятия.

Классификация запасов необходима для решения, по крайней мере, двух задач: (1) конкретизации объекта изучения в рамках данного материального потока; (2) управления запасами в рамках данной логистической системы.

Следующий критерий классификации - функция запаса, – добавлен для группирования по видам запасов в зависимости от потребности, которую удовлетворяет запас. По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, продвижения, спекулятивные и устаревшие (неликвидные).

Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

Страховой (или гарантийный) запас предназначен для элиминирования логистических и финансовых рисков, связанных с непредсказуемыми колебаниями спроса на ГП, невыполнением договорных обязательств по поставкам МР (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.

Подготовительный запас (или запас буферный) – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки МР (ГП) к производственному или личному потреблению. Подготовительные запасы товарных средств производства формируются при необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям.

Сезонные запасы – это запасы МР и ГП, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства.

Запасы продвижения формируются и поддерживаются в дистрибуционных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, которая обычно сопровождается широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации.

Спекулятивные запасы обычно создаются фирмами для МР (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Критерий классификации по времени учета позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Их соотношение показано на рис.5.1.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запа­сами. Этот уровень может быть превышен. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени размещения очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или страховым запасом.

Рис.5.1. Виды запасов по времени учета

Страховой запас (или запас гарантийный) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Логистика запасов – раздел логистики движения ресурсов, изучающий закономерности образования и расходования запасов и посвященный эффективному управлению данными запасами.

Запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в экономике в целом и отдельных организациях бизнеса. Положительная роль запасов заключается в том, что они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта, являясь своеобразным буфером, который сглаживает непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе, повышают надежность логистического менеджмента. Во многих случаях запасы являются необходимым элементом реализации определенной логистической концепции (например, MRP и DRP).

Негативной стороной запасов является:

(1) в них замораживаются (иммобилизуются) значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые фирмы могла бы использовать на другие цели, например, инвестиции в новые технологии, маркетинг, повышение производительности труда и т.п.;

(2) большие уровни запасов ГП тормозят улучшение ее качества, так как прежде инноваций в качество фирма заинтересована в их реализации;

(3) наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствует внедрению интегральной парадигмы логистики и концепции общих затрат, так как изолирует группы ЗЛС и стадии бизнеса друг от друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: