Национальной экономики России

Характеристика и перспективы изменения структуры

Структурный кризис на территории бывшего СССР, отражающий общемировые тенденции изменения экономических пропорций, оказался гораздо более тяжелым и драматичным, чем аналогичные процессы в экономически развитых странах мира. В чем причина столь острых и болезненных для всего нашего общества кризисных явлений?

В первую очередь, это следствие глубокой деформации всей структуры российской экономики, явившейся результатом сложившейся в начале 30-х годов “мобилизационной” модели экономического развития. Эта модель, отвечавшая требованиям определенного момента (ускоренная индустриализация, война, восстановление народного хозяйства) продолжала воспроизводиться и в совершенно других социально-экономических условиях, что вело к ориентации на приоритетное развитие военно-промышленного комплекса и тяжелой промышленности в ущерб, а зачастую за счет отраслей потребительского сектора. Возможность же использования директивных методов “мобилизационной” экономики для переориентации ресурсов на новые приоритеты было заблокировано крайней косностью и недемократизмом сложившейся политической системы.

Во-вторых, благодаря освоению крупных нефтяных и газовых месторождений в 70-е годы СССР избежал сырьевого кризиса, послужившего толчком к переходу производства в странах Запада на ресурсосберегающие и наукоемкие технологии и одновременно получил крупные финансовые ресурсы для смягчения диспропорций в экономике, что стало лишь отсрочкой реализации давно назревших перемен, теперь проводимых в гораздо менее благоприятных условиях.

В-третьих, система жесткого административного контроля за экономической жизнью сковывала инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов, что в условиях современной НТР - сильный тормоз структурной перестройки.

Эти проблемы, проявившиеся еще в старой экономической системе, были усугублены ошибками и просчетами уже в ходе проведения с начала 90-х годов хозяйственной реформы. Осуществляемая в эти годы экономическая политика, основанная на ускоренном построении рыночных отношений и активном вхождении народного хозяйства России в мировой рынок, привела к глубокому спаду промышленного производства. В результате страна потеряла значительную часть своего производственного и инвестиционного потенциала, неконкурентоспособного в условиях открытой экономики. В первую очередь это предприятия военно-промышленного комплекса, машиностроения и приборостроения, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. Шансы на выживание и развитие получают лишь отрасли, имеющие возможность для реализации своей продукции на мировом рынке: нефтяная и газовая, лесная и деревообрабатывающая промышленности, черная и цветная металлургия и некоторые другие. Таким образом, происходит не исправление отраслевых диспропорций, а их углубление за счет вымывания высокотехнологичных и потребительских секторов из общественного производства. На фоне стремительного сокращения ресурсов, идущих на капитальные вложения, и фактического свертывания большинства инвестиционных программ это представлялось чрезвычайно опасным для экономического будущего страны. На это накладываются проблемы региональных диспропорций, обострившиеся с распадом СССР, и зачастую экономически не обоснованная программа изменения социальной структуры народного хозяйства в процессе приватизации.

В результате проведения экономической реформы выделились три группы отраслей и производств, отличающиеся по уровню развития, степени конку­рентоспособности на внешнем и внутреннем рынках:

1)экспортно-ориентированные отрасли промышленности, прежде всего добывающего сектора (нефтяная, газовая, алмазная, лесная). У этой группы от­раслей есть реальные возможности развития на собственной финансовой базе без прямого участия государства;

2)отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в кратчайшие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирово­го и внутреннего рынков (самолетостроение, ракетно-космические производст­ва, атомная промышленность, вооружение и военная техника, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность). Продукция этих отраслей на внешних рынках сталкивается с особо острой конкуренцией. Поэтому государство должно выделять этим отраслям прямые дотации и субсидии;

3) отрасли, характеризующиеся значительным техническим отставанием, не способные в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность). К производствам и отраслям этой группы должны быть применены меры, в первую очередь направленные на стимулирование внутреннего спроса на их продукцию и регулирование внутреннего рын­ка. Основные методы промышленной политики для этих отраслей — защитные меры, импортные тарифы, допускаемые международными нормами.

Для решения задач структурного и технологичес­кого обновления экономики РФ государство должно четко определить приоритеты своей структурной политики, выделить точки роста, разработать механизм стимулирования этих секторов.

Структурная политика государства в промышленно развитых странах включает систему мер правительства, направленных на перераспределение ре­сурсного потенциала для создания, развития и качественного обновления базы экономического роста. Она основывается на системе национальных приорите­тов структурных преобразований промышленности и концентрации ресурсов, включая капиталы, по приоритетным направлениям. Экономический рост при этом обеспечивается переливанием ресурсов и капиталов из убыточных видов деятельности в прибыльные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: