Становление экономики переходного типа

Общества переходного типа осуществляют процесс трансформации своих экономических и политических систем при переходе стран от административно-командной к рыночной системе хозяйствования. При этом процесс перестройки в каждом из государств имеет свои характерные особенности, обусловленные целым рядом факторов экономического, политического и социокультурного свойства. Общим для всех этих стран в недавнем прошлом было почти полное огосударствление хозяйственной и общественной жизни, жесткое административное регулирование и контроль. Соответственно и реформы, в первую очередь, направляются на уменьшение роли государства в социально-экономических процессах, сокращение государственного сектора, либерализацию экономической жизни. Основным регулятором экономических пропорций провозглашается рынок, государство же должно сосредоточить свои усилия на решении ограниченного числа макроэкономических задач.

Первый опыт масштабных хозяйственных реформ в Восточной Европе был предпринят в Югославии и Венгрии еще в 50-е годы. Во второй половине 60-х годов попытки рыночных реформ были предприняты в целом ряде других стран так называемого социалистического содружества, в том числе и в СССР. Но в целом там, где эти реформы не были свернуты, хозрасчетные механизмы не приобрели самостоятельного значения, а оказались встроенными в прежнюю хозяйственную систему.

Качественно новый этап реформ начался с конца 70-х годов в Китае и с конца 80-х годов в странах Восточной Европы. Экономика Китая в 60 - 70-е годы отличалась крайней степенью жесткости административно-командного регулирования даже по сравнению с СССР и его восточноевропейскими союзниками. Тем разительнее оказались результаты экономических реформ, начало которым было положено III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва в декабре 1978 г. Наиболее привлекательными чертами китайской модели реформирования можно назвать быстрые темпы экономического роста в эти годы и существенное повышение на этой основе жизненного уровня населения.

В основу тактики проводимых преобразований был положен принцип “переходить реку, нащупывая камни”, заключавшийся в стремлении избегать резких и непродуманных действий, продвигаться к рынку поэтапно и осторожно.

Начало экономическим преобразованиям положили изменения в деревне. Основой аграрного сектора стали семейные хозяйства, а коммуны оказались фактически распущены. Была введена долгосрочная аренда сельскохозяйственной земли крестьянскими семьями и кооперативами, цены на аграрную продукцию были освобождены. Учитывая, что при дефиците сельскохозяйственных земель, сельское население составляет 80% всех жителей страны и основой аграрного сектора всегда был ручной труд, столь простые меры материального стимулирования дали достаточно быстрый и ощутимый результат. После этого начались рыночные преобразования в городах, создание и развитие прибрежных открытых экономических зон и т.д.

Все эти процессы идут под жестким контролем государства и правящей коммунистической партии, которые постепенно осуществляют трансформацию своих функций и методов управления в рамках перехода от административно-плановой экономической системы к «социалистическому рыночному хозяйству». При этом выдвигается новая формула хозяйственного механизма – «государственное регулирование рынка и рыночное ориентирование предприятий». Однако в экономике сохраняются сектора прямого директивного регулирования. Это позволяет определять китайскую экономику как «двухсекторную», где каждому из секторов соответствуют свои методы регулирования и контроля.

Важным фактором, способствующим успешному осуществлению экономических преобразований, является сохранение политического и идеологического единства общества, признание абсолютного авторитета государства, чему не в малой степени способствуют традиции конфуцианства.

Несмотря на несомненные успехи в процессе экономических преобразований, сохраняется целый ряд серьезных проблем:

- значительные колебания в темпах экономического роста, связанные с периодически возникающим перегревом экономики;

- убыточность значительной части предприятий государственного сектора, связанная, в том числе, и с их ролью в обеспечении хозяйственного и социального развития страны;

- недостаточные темпы развития энергетики и транспорта по сравнению с темпами роста других отраслей экономики;

- сильная региональная дифференциация между динамично развивающимися прибрежными провинциями и слаборазвитыми районами внутри страны;

- высокие темпы прироста населения, что обостряет проблему обеспечения занятости и поддержания уровня жизни более чем миллиардного населения Китая;

- противоречия между быстрыми социально-культурными изменениями в китайском обществе и сохраняющейся традиционной системой государственной власти и управления.

В Китае осознают возникающие проблемы и считают, что активная государственная политика способна разрешить данные противоречия и обеспечить задачу модернизации страны к середине ХХI века.

Подобные социально-экономические системы сложились во Вьетнаме и Лаосе.

Процесс преобразований в Восточной Европе значительно отличается от опыта Китая. Это обусловлено теми социально-экономическими задачами, которые необходимо решать данному региону, особенностями его исторического и культурного развития. Это высокоурбанизированные, индустриальные общества с высоким уровнем образования населения. Здесь уже сложились, пусть и недостаточно развитые, элементы гражданского общества, достигнута высокая степень автономии личности. Немалую роль сыграло и влияние общественно-экономической системы, сложившейся в странах Западной Европы, воспринимавшейся многими на Востоке как более эффективная и демократическая. Поэтому когда командная экономика не смогла решить задачу перехода от экстенсивного к интенсивному типу развития, преобразования приняли здесь всеобъемлющий характер, привели к смене общественно-политического строя.

Большинство стран Восточной Европы были подготовлены к проведению глубоких экономических преобразований (Югославия, Венгрия, Польша), поскольку в них сложилась определенная рыночная среда, имело место развитие малого предпринимательства. ГДР и Чехословакия, в свою очередь, имели наиболее развитую экономику из стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), выгодное географическое положение и достаточно низкую внешнюю задолженность. Кроме того, процесс преобразований в Восточной Германии пошел в форме ее прямого поглощения ФРГ и массированного вливания западных финансовых ресурсов. Наиболее сложно реформы идут в Болгарии, Румынии, Албании, а также в республиках бывшей Югославии, затронутых Балканской войной.

Среди факторов, усложняющих процесс проведения реформ, можно выделить:

- распад СЭВ, в рамках которого была достигнута высокая степень специализации и кооперации национальных экономик;

- прекращение поставок дешевых энергоносителей из СССР;

- низкая конкурентоспособность восточноевропейских товаров на внешних рынках;

- высокая внешняя задолженность ряда стран.

Несмотря на различия в условиях и методах проведения реформ, можно выделить общие направления преобразований:

1. Оздоровление финансовой системы путем либерализации цен и проведение жесткой бюджетной политики. Наиболее известный пример подобной практики - “шоковая терапия” в Польше.

2. Приватизация государственной собственности. Применялась купонная (чековая) приватизация на основе аукционов и конкурсов. В некоторых странах допускается реприватизация, то есть возвращение отдельных предприятий или возмещение ущерба их бывшим собственникам и наследникам.

3. Создание рыночной инфраструктуры путем развития сети коммерческих банков, финансовых компаний, посреднических, маркетинговых, консультативных фирм и т.д.

4. Привлечение иностранных инвестиций и максимально возможная интеграция в западноевропейские экономические структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: