Основными оппонентами сторонникам концепции радикальных преобразований выступают приверженцы активной роли государства в процессе рыночной трансформации отечественной экономики.
Соглашаясь с исходными тезисами радикал-либералов о нерыночной структуре отечественного народного хозяйства, о наличии серьезных отраслевых диспропорций, о необходимости создания новой системы экономических отношений между субъектами рынка, о важности интеграции экономики России в мировой рынок, они приходят к прямо противоположным выводам.
Необходимо не уменьшать роль и влияние государства в процессе рыночных преобразований, а, наоборот, усиливать это влияние. Применение же рекомендаций неолиберальной школы, по их мнению, приведет лишь к глубокому спаду производства с сохранением и углублением структурных диспропорций. Россия в таком случае рискует войти в мировое разделение труда как поставщик сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки. Накопленный научный, технологический, кадровый потенциал страны будет обесценен и в конечном счете утрачен.
|
|
Приоритетной становится государственная политика активной структурной перестройки и стимулирования производства. При этом предлагается в первую очередь использовать рычаги бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Задача подавления инфляции и бюджетного дефицита становится не самоценной, а увязывается с общей макроэкономической стратегией, которая предполагает сохранение в течение определенного периода умеренной инфляции и, более того, осуществление дополнительной “точечной” эмиссии с целью пополнения оборотных средств предприятий и поддержки определенных секторов экономики, что должно простимулировать инвестиционный спрос. Целенаправленное же сдерживание падения реальных доходов населения должно не только не допустить социальной и экономической деградации значительной части трудящихся, но и обеспечить потребительский спрос. В налоговой сфере предлагается постепенный перенос центра тяжести с производства на сферу обращения. Считается необходимым ввести жесткий контроль за ценами на продукцию естественных монополий, установить пределы повышения цен для посредников, осуществлять прогрессивное налогообложение доходов, идущих не на инвестиции, и т.д.
Предлагается практика выделения и активной поддержки тех секторов экономики, которые могли бы послужить “локомотивами” вывода экономики из кризиса и (или) основой прогрессивных структурных сдвигов в будущем. Одновременно государство должно осуществлять политику постепенного свертывания экономически бесперспективных производств, минимизируя при этом социальные издержки.
|
|
Выдвигается требование пересмотра принципов существующей модели приватизации, целью которой являлся бы не максимально быстрый переход от государственной собственности к частной и покрытие дефицита государственного бюджета за счет распродажи собственности, а повышение экономической эффективности приватизируемых предприятий и народного хозяйства в целом. При этом в государственной собственности должны остаться производства, гарантирующие стабильное социально-экономическое развитие общества. Исходя из этих принципов ряд сторонников концепции активного государственного регулирования выступает с предложениями ревизии результатов приватизации, проводившейся в последние несколько лет.
Большое внимание в рассматриваемой концепции уделяется проблеме развития корпоративности экономики России в форме финансово-промышленных групп. Поэтому в области антимонопольной политики предлагается не допускать разрушения взаимосвязанных производств и структур, способных стать их основой. С точки зрения сторонников данного подхода поддержка высокой инвестиционной активности и ориентация на долгосрочное развитие возможно только в рамках крупных экономических образований.
Во внешнеэкономической сфере центральной определяется задача защиты отечественных производителей и повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Это предполагает в том числе проведение протекционистской политики со стороны государства с использованием тарифной политики, квот и лицензий.
Приоритетными признаются отношения со странами СНГ, где ставится задача добиться максимально возможной экономической интеграции и восстановления разорванных ранее хозяйственных связей.