ЛЕКЦИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Рис.6.
Рис.5.
Рис.3.
Рис.2.
Гребное колесо (колесный движитель) – колесо, состоящее из 6 – 12 поворотных лопастей (плиц), размещенных по метталической поверхности колеса и шарнирно связанных с эксцентриками тяги (рис.3). Гребное колесо закреплено на валу, размещенном обычно вдоль мидель-шпангоута, перпендикулярно к ДП судна, над поверхностью воды. На мелкосидящих судах гребные колеса имеют высокий КПД (до 96 %), однако они легко повреждаются, требуют постоянного ремонта и более чем в 2 раза увеличивают габаритную ширину судна.
Крыльчатый движитель – судовой движитель с вертикальными подвижными лопастями, расположенными по окружности диска, установленного заподлицо с днищем судна (рис.4). При вроащении диска посредством кинематического механизма лопасти разворачиваются таким образом, что на них, как на самолетном крыле, создается сила тяги, направленная всегда в одну и ту же заданную сторону. Меняя положение лопастей из рубки судна посредством специального механизма, можно изменять направление тяги (вплоть до нуля). Крыльчатый движитель применяется на судах, требующих большой маневренности, а также в качестве подруливающего устройства. Применение крыльчатого движителя возможно только на глубокой воде.
|
|
Рис.4. Крыльчатый движитель.
1 – диск, 2 – механизм разворота лопастей, 3 – поворотные лопасти.
Воздушную подушку можно рассматривать как одну из разновидностей движителя. Воздушная подушка – область повышенного давления между подвижными и неподвижными элементами механизмов в приборах, машинах, орудиях. Различают статические (давление создается вентилятором или компрессором) и динамические (давление, создаваемое крылом летательного аппарата вблизи опорной поверхности) способы образования. Воздушные подушки применяются на транспорте (например суда на воздушной подушке, экранопланы (рис.5)) и в различных механизмах в роли воздушного подшипника.
2-ой учебный вопрос. Принципиальное устройство силовых установок и движителей
Для судов со стационарным двигателем: главный двигатель; коробка передач; реверс-редукторная передача; гребной вал; поворотная колонка; гребной винт.(рис.6).
Для судов с подвесными двигателями: главный двигатель; гребной вал; реверс-редукторное устройство; гребной винт.
Рис.7. Реверс-редукторная передача катера.
3-й учебный вопрос. Конвертация автоотракторных ДВС для катеров
Конвертация – приспособление автотракторного ДВС к работе в судовых условиях.
Необходимые доработки автотракторного ДВС:
|
|
· Установка насоса забортной воды для подачи в контура охлаждения СУ и РРУ(рис.8);
· Установка фильтра-грязевика;
· Установка масляного холодильника (радиатора)(рис.9,10);
· Установка водяного холодильника (радиатора);
· Установка охлаждаемого выпускного коллектора и глушителя;
· Установка пламегасительной сетки на карбюратор вместо воздушного фильтра.
Рис.8. Схема системы охлаждения катера с карбюраторным двигателем.
Рис.9. Схема системы охлаждения катера.
Рис.10. Схема системы охлаждения дизельного двигателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешное изучение устройства маломерного моторного судна, его агрегатов, механизмов и систем возможно только при условии повседневных занятий курсантов с использованием руководств по устройству и эксплуатации маломерных судов.
Литература для самостоятельного изучения:
1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.(Инв.615у) с.5-24.
2. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).
3. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).
4. Машины инженерного вооружения, кн. 2. - М.:Воениздат, 1986. с.371-377.
Разработал:
Заведующий кафедрой: «Защита в ЧС» И.В. Клочков
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт военно-технического образования и безопасности
Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Автор: Клочков И.В.
по дисциплине: Судоводитель маломерных (моторных) судов.
тема № 1: Устройство маломерных судов.
занятие № 6: Подвесные лодочные моторы.
Время: 2 часа
Обсуждено на заседании кафедры
Защиты в чрезвычайных ситуациях
Протокол № ___ от «» ________2011г.
Учебные цели:
1. Ознакомить обучаемых с рабочим циклом и диаграммой газораспределения 2-х тактного лодочного мотора.
2. Ознакомить с устройством и характеристиками лодочных моторов.
3. Ознакомить с устройством и работой механизмов и систем лодочного мотора.
Время: 2 часа
Учебные вопросы и расчет времени:
Проверка подготовленности обучаемых к занятиям........…….....5 мин
1-й учебный вопрос: Рабочий цикл 2-х тактного ДВС................. 25 мин
2-й учебный вопрос: Устройство и технические характеристики лодочных моторов................................................................................................ 20 мин
3-й учебный вопрос: Устройство и работа механизмов и систем лодочного мотора................................................................................................. 35 мин
Подведение итогов занятия............................................................ 5 мин
Итого. …....................................................................................…. 90 мин
Литература:
1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.-84с.(Инв.615у).
2. Катера и моторы. Справочное пособие. - Н.Новгород: Изд-во»Нижегородская ярмарка», 1998. - 46с. (Инв.618у).
3. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).
4. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).
5. Замоткин А.П. Морская практика для матроса. Учебное пособие для ПУЗ. - М.:Транспорт, 1993. - 256с.(Инв.621у).
6. Машины инженерного вооружения, кн.1, 2, 4, - М.:Воениздат, 1986.
Учебно-материальная база:
1. Плакаты, слайды.
2. «Лектор-2000 «.