Екатеринбург 2011

ЛЕКЦИЯ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рис.6.

Рис.5.

Рис.3.

Рис.2.

Гребное колесо (колесный движитель) – колесо, состоящее из 6 – 12 поворотных лопастей (плиц), размещенных по метталической поверхности колеса и шарнирно связанных с эксцентриками тяги (рис.3). Гребное колесо закреплено на валу, размещенном обычно вдоль мидель-шпангоута, перпендикулярно к ДП судна, над поверхностью воды. На мелкосидящих судах гребные колеса имеют высокий КПД (до 96 %), однако они легко повреждаются, требуют постоянного ремонта и более чем в 2 раза увеличивают габаритную ширину судна.

Крыльчатый движитель – судовой движитель с вертикальными подвижными лопастями, расположенными по окружности диска, установленного заподлицо с днищем судна (рис.4). При вроащении диска посредством кинематического механизма лопасти разворачиваются таким образом, что на них, как на самолетном крыле, создается сила тяги, направленная всегда в одну и ту же заданную сторону. Меняя положение лопастей из рубки судна посредством специального механизма, можно изменять направление тяги (вплоть до нуля). Крыльчатый движитель применяется на судах, требующих большой маневренности, а также в качестве подруливающего устройства. Применение крыльчатого движителя возможно только на глубокой воде.

Рис.4. Крыльчатый движитель.

1 – диск, 2 – механизм разворота лопастей, 3 – поворотные лопасти.

Воздушную подушку можно рассматривать как одну из разновидностей движителя. Воздушная подушка – область повышенного давления между подвижными и неподвижными элементами механизмов в приборах, машинах, орудиях. Различают статические (давление создается вентилятором или компрессором) и динамические (давление, создаваемое крылом летательного аппарата вблизи опорной поверхности) способы образования. Воздушные подушки применяются на транспорте (например суда на воздушной подушке, экранопланы (рис.5)) и в различных механизмах в роли воздушного подшипника.

2-ой учебный вопрос. Принципиальное устройство силовых установок и движителей

Для судов со стационарным двигателем: главный двигатель; коробка передач; реверс-редукторная передача; гребной вал; поворотная колонка; гребной винт.(рис.6).

Для судов с подвесными двигателями: главный двигатель; гребной вал; реверс-редукторное устройство; гребной винт.

Рис.7. Реверс-редукторная передача катера.

3-й учебный вопрос. Конвертация автоотракторных ДВС для катеров

Конвертация – приспособление автотракторного ДВС к работе в судовых условиях.

Необходимые доработки автотракторного ДВС:

· Установка насоса забортной воды для подачи в контура охлаждения СУ и РРУ(рис.8);

· Установка фильтра-грязевика;

· Установка масляного холодильника (радиатора)(рис.9,10);

· Установка водяного холодильника (радиатора);

· Установка охлаждаемого выпускного коллектора и глушителя;

· Установка пламегасительной сетки на карбюратор вместо воздушного фильтра.

Рис.8. Схема системы охлаждения катера с карбюраторным двигателем.

Рис.9. Схема системы охлаждения катера.

Рис.10. Схема системы охлаждения дизельного двигателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное изучение устройства маломерного моторного судна, его агрегатов, механизмов и систем возможно только при условии повседневных занятий курсантов с использованием руководств по устройству и эксплуатации маломерных судов.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.(Инв.615у) с.5-24.

2. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).

3. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).

4. Машины инженерного вооружения, кн. 2. - М.:Воениздат, 1986. с.371-377.

Разработал:

Заведующий кафедрой: «Защита в ЧС» И.В. Клочков

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт военно-технического образования и безопасности

Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Автор: Клочков И.В.

по дисциплине: Судоводитель маломерных (моторных) судов.

тема № 1: Устройство маломерных судов.

занятие № 6: Подвесные лодочные моторы.

Время: 2 часа

Обсуждено на заседании кафедры

Защиты в чрезвычайных ситуациях

Протокол № ___ от «» ________2011г.

Учебные цели:

1. Ознакомить обучаемых с рабочим циклом и диаграммой газораспределения 2-х тактного лодочного мотора.

2. Ознакомить с устройством и характеристиками лодочных моторов.

3. Ознакомить с устройством и работой механизмов и систем лодочного мотора.

Время: 2 часа

Учебные вопросы и расчет времени:

Проверка подготовленности обучаемых к занятиям........…….....5 мин

1-й учебный вопрос: Рабочий цикл 2-х тактного ДВС................. 25 мин

2-й учебный вопрос: Устройство и технические характеристики лодочных моторов................................................................................................ 20 мин

3-й учебный вопрос: Устройство и работа механизмов и систем лодочного мотора................................................................................................. 35 мин

Подведение итогов занятия............................................................ 5 мин

Итого. …....................................................................................…. 90 мин

Литература:

1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.-84с.(Инв.615у).

2. Катера и моторы. Справочное пособие. - Н.Новгород: Изд-во»Нижегородская ярмарка», 1998. - 46с. (Инв.618у).

3. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).

4. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).

5. Замоткин А.П. Морская практика для матроса. Учебное пособие для ПУЗ. - М.:Транспорт, 1993. - 256с.(Инв.621у).

6. Машины инженерного вооружения, кн.1, 2, 4, - М.:Воениздат, 1986.

Учебно-материальная база:

1. Плакаты, слайды.

2. «Лектор-2000 «.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: