Заключение. Рис. 12. Детали двигателя подвесного мотора

Рис.13.

Рис. 12. Детали двигателя подвесного мотора

Рис. 11. Двигатель подвесного лодочного мотора

1 — головка; 2 — верхняя крышка нижнего картера; 3 — проставка; 4 — нижняя крышка верхнего картера; 5 — гильза; 6 — цилиндр; 7 — пор­шень; 8 — поршневое кольцо; 9 — поршневой палец; 10 — шатун; 11— коленчатый вал; 12 — верхняя крышка верхнего картера; 13 — распре­делительный диск (золотник); 14 — нижняя крышка верхнего картера

Картеры двигателей отливаются из алюминиевого сплава и конструктивно выполняются с одним или несколькими разъемами в плоскости, перпендикулярной к оси коленвала («Са­лют», «Вихрь», «Нептун», «Привет-22»), по оси коленвала («Моск­ва») или туннельного типа без разъемов («Ветерок»). В средней части картера («Вихрь», «Нептун», «Привет-22») расположен впускной канал, расходящийся на верхнюю и нижнюю криво­шипные камеры, впуск смеси в которые производится через золотниковые шайбы, вращающиеся вместе с коленвалом (см. рис. 9). На двигателях с клапанным впуском («Ветерок», «Моск­ва», «Прибой») к картеру крепится клапанная перегородка с пластинчатыми клапанами, открывающимися при образовании достаточного разрежения в кривошипной камере.

Коленвалы двигателей подвесных лодочных моторов из­готовляются цельными при разъемных нижних головках ша­тунов («Ветерок», «Прибой», «Москва») или составными при неразъемных головках («Вихрь» «Нептун», «Привет-22», «Са­лют»). Разборные коленвалы двухцилиндровых двигателей состоят из двух кривошипов, соединяемых между собой с помощью оси («Нептун»), торцевых шлиц («Вихрь») или цанговым соединением («Привет-22»). На верхнем клапане коленвала предусматривается конус со шпонкой для посадки маховика. Нижний конец для соединения с вертикальным валом имеет отверстие со шлицами («Ветерок», «Москва», «Прибой», «Нептун») или квадратный хвостовик («Вихрь», «Привет-22», «Салют»). Коленвалы штампуются из легиро­ванной хромоникелевой стали.

Маховики двигателей подвесных лодочных моторов по­мимо основного назначения — уменьшения неравномернос­ти вращения коленвала — используются для размещения маг­нитной системы магнето. В обод маховика заливаются («Ве­терок», «Москва») или крепятся с помощью винтов («Вихрь», «Нептун», «Привет-22») постоянные магниты с полюсными наконечниками.

1 — кольца поршневые; 2 — поршневой палец; 3 — кольцо стопор­ное; 4 — поршень; 5 — блок цилиндров; б — сальник; 7 — роликопод­шипник верхний; 8 — коленчатый вал; 9 — игольчатый подшипник; 10 — винт головки шатуна; 11 — картер; 12 — роликоподшипник нижний;13 — крышка нижней головки шатуна; 14 — шатун

Шатуны штампуются из легированной стали. Их стержни выполняются двутаврового сечения, хорошо противостояще­го изгибу. Разъемная кривошипная головка шатуна имеет крышку с фиксирующим изломом, соединяющуюся с телом шатуна двумя шатунными болтами. Неразъемная конструк­ция головки обеспечивает более высокие жесткость и надеж­ность кривошипно-шатунного механизма, но вызывает не­обходимость замены всего узла (коленвала с шатуном) при износе или повреждении одной из деталей. Шатунные под­шипники в двигателях подвесных лодочных моторов выпол­няются роликовыми или игольчатыми со свободными иглами («Ветерок», «Салют») или с сепаратором («Нептун», «При­вет-22», «Вихрь», «Москва-25»). В поршневую (верхнюю) го­ловку шатуна запрессовывается бронзовая втулка, служащая подшипником скольжения для поршневого пальца (кроме мотора «Привет-22» с игольчатым подшипником верхней го­ловки шатуна).

Поршни отливаются из алюминиевых сплавов. Днище поршня в зависимости от типа продувки может быть вы­пукло-сферической формы или со специальным козырь­ком (дефлектором). Уплотнение зазора между цилиндром и поршнем производится двумя — тремя поршневыми коль­цами, изготовляемыми из высокопрочного мелкозернисто­го чугуна. Для исключения проворачивания колец и поло­мок из-за попадания их замков в просветы окон кольца фиксируются общим или индивидуальными для каждого кольца стопорами.

Поршневые пальцы, как правило, плавающей конструк­ции — вращаются не только в верхней головке шатуна, но и в бобышках поршня. От перемещений в осевом направ­лении палец фиксируется двумя пружинными стопорными кольцами, устанавливаемыми по его концам в канавки бобышек поршня. Изготовляются поршневые пальцы из це­ментируемой низкоуглеродистой стали.

В систему питания и смесеобразования двигателей под­весных лодочных моторов входят топливный бак, гибкий со­единительный топливный шланг с ручной подкачивающей грушей, топливный насос, карбюратор и соединительные шланги (рис. 13). Бо­лее просто устрое­на система питания маломощных одноцилиндровых подвес­ных лодочных моторов («Салют», «Стрела») со встроенным бен­зобаком и поступлением топлива самотеком. Карбюраторы поп­лавкового типа обору­дованы системами и устройствами, обес­печивающими обога­щение топливной смеси при пуске дви­гателя, работу в эк­сплуатационном диапазоне нагрузок и быстрый переход от малой нагрузки к полной, стабильность качественного состава смеси при полной нагрузке и экономичность. Карбюратор мотора «Салют-М» — с центральной поплавковой камерой и цилиндрическим золотником. Карбюраторы КЗЗБ («Ветерок-8Э») и КЗЗВ («Ветерок-123») — горизонтального типа, с боковым расположением поплавковой камеры — максимально уни­фицированы между собой и отличаются только размерами диф­фузора.

Карбюратор типа К36 — поплавкового типа с гори­зонтально расположенной камерой — используется на мото­рах «Нептун-23» (К36Л) и «Москва-25», «Москва-30» (К36Н). Карбюраторы моторов семейства «Вихрь» и мотора «Привет-22» — поплавкового типа с горизонтальным расположением поплавковой камеры. Они отличаются диаметром проходного сечения главного жиклера и диффузора, мм:

«Вихрь» «Вихрь-М» «Вихрь-30» «Привет-22»

Главный жиклер 1,2 1,25 1,5 1,2

Воздушный жиклер 0,52 0,52 0,52 0,52

Диффузор 25 25 26,5 25

В двигателях подвесных лодочных моторов системы пита­ния и смазки совмещены — масло добавляется непосредствен­но в топливо и подается в двигатель по общей топливной системе. Смесь бензина с маслом распыливается в карбюра­торе, смешивается и засасывается в картер, где масло оседа­ет на поверхности деталей, покрывая их тонкой пленкой. Масляный туман, образующийся в картере при вращении кривошипа, смазывает шатунные и коренные шейки коленвала, подшипники верхних головок шатуна, поршневые паль­цы, зеркало цилиндра.

ПРОЧИЕ АГРЕГАТЫ И СИСТЕМЫ ПОДВЕСНОГО МОТОРА

Пусковое устройство подвесных лодочных моторов обо­рудуется механизмом с самоубирающимся шнуром. Можно выделить два конструктивных решения пускового устройства лодочных моторов: механизм верхнего расположения, в ко­тором зацепление с маховиком производится посредством собачки или собачек, расположенных на шкиве-блоке («Вихрь», «Нептун», «Москва» (см. рис. 14), «Салют»), и ме­ханизм нижнего расположения, пусковая шестерня которого входит в зацепление с зубчатым ободом маховика («Ветерок» (см. рис. 15), «Привет-22», «Прибой»). В качестве аварийно­го на всех моторах предусмотрен запуск с помощью шнура, наматываемого на верхнюю часть маховика. Лодочные мо­торы «Вихрь-30» и «Москва-25АЭ» («Москва-ЗОЭ») снабже­ны электрозапуском. В моторе с электрозапуском «Вихрь-30» система электропитания допол­нена аккумуляторной батареей 6СТ42 (6СТ45), выпрямителем для подзарядки аккумуляторной батареи и электростартером.

Рис.14. Пусковой механизм лодочного мотора «Москва»

I — корпус; 2 — крышка; 3 — ручка; 4 — шайба; 5 — шнур; 6 — колпа­чок, 7 — шкив-блок; 8 — скоба; 9 — пружинная шайба; 10 — собачка;

II — пружина

Рис.15. Пусковой механизм лодочного мотора «Ветерок»

1 — шкив; 2 — пружина; 3 — пружина тормозная; 4 — пружи­на; 5 — упор; 6 — шестерня; 7 — штифт; 8 — подшипник верхний;

9 — упор; 10 — штифт; 11 — подшипник нижний; 12 — шнур;

13 — ручка; 14 — шайба; 15 — вкладыш; а — кожух нижний

Система охлаждения отечест­венных подвесных лодочных моторов — водяная, проточная, состоящая из водозаборника, насоса и трубопроводов (рис. 16). Охлаждающая вода подает­ся в двигатель насосом, в ка­честве которого используется преимущественно помпа коло­вратного типа. Коловратная помпа состоит из корпуса и ре­зиновой крыльчатки, в ступицу которой залита латунная втул­ка («Ветерок», «Москва», «Нептун», «Вихрь»). На моторах «Привет-22» и «Салют-М» установлен водяной насос бескон­тактного вихревого типа.

Рис.16. Система охлаждения подвесного мотора «Нептун».

1 – правый патрубок; 2 – экран левого патрубка; 3 – экран правого патрубка; 4 – левый патрубок; 5 – контрольное отверстие.

Успешное изучение устройства маломерного моторного судна, его агрегатов, механизмов и систем возможно только при условии повседневных занятий курсантов с использованием руководств по устройству и эксплуатации маломерных судов.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.(Инв.615у) с.5-24.

2. Катера и моторы. Справочное пособие. - Н.Новгород: Изд-во»Нижегородская ярмарка», 1998. - 46с. (Инв.618у).

3. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).

4. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).

5. Машины инженерного вооружения, кн. 2. - М.:Воениздат, 1986. с.11-17.

Разработал:

Заведующий кафедрой: «Защита в ЧС» И.В. Клочков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: