Организационно-методические указания. Министерство образования и науки Российской Федерации

ЕКАТЕРИНБУРГ 2011

Время: 2 часа

ЛЕКЦИЯ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт военно-технического образования и безопасности

Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Автор: Клочков И.В.

по дисциплине: Судоводитель маломерных (моторных) судов.

тема № 1: Устройство маломерных судов.

занятие № 5: Судовые силовые установки и движители.

Обсуждено на заседании кафедры

Защиты в чрезвычайных ситуациях

Протокол № ___ от «» ________2011г.

Учебные цели:

1. Ознакомить обучаемых с классификацией судовых силовых установок и движителей маломерных (моторных) судов.

2. Ознакомить с принципиальным устройством СУ и движителей.

3. Ознакомить с порядком конвертации автотракторных ДВС для катеров.

Время: 2 часа

Учебные вопросы и расчет времени:

Проверка подготовленности обучаемых к занятиям........…….....5 мин

1-й учебный вопрос: Классификация судовых силовых установок и движителей............................................................................................................................ 25 мин

2-й учебный вопрос: Принципиальное устройство силовых установок и движителей....................................................................................................... 20 мин

3-й учебный вопрос: Конвертация автотракторных ДВС для катеров... 35 мин

Подведение итогов занятия............................................................ 5 мин

Итого. …....................................................................................…. 90 мин

Литература:

1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.-84с.(Инв.615у).

2. Катера и моторы. Справочное пособие. - Н.Новгород: Изд-во»Нижегородская ярмарка», 1998. - 448с. (Инв.618у).

3. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).

4. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).

5. Замоткин А.П. Морская практика для матроса. Учебное пособие для ПУЗ. - М.:Транспорт, 1993. - 256с.(Инв.621у).

6. Машины инженерного вооружения, кн.1, 2, 4, - М.:Воениздат, 1986.

Учебно-материальная база:

1. Плакаты, слайды.

2. «Лектор-2000 «.


Методическая разработка предназначена для проведения занятия с курсантами по дисциплине «Судоводитель маломерных (моторных) судов «.

С началом занятия преподаватель проверяет наличие слушателей и письменных принадлежностей у них; объявляет тему, цель и отрабатываемые вопросы занятия; указывает перечень литературы и пособие для самоподготовки.

Учебный материал излагается с использованием плакатов, приведением выдержек из руководящих документов, определяющих порядок использования маломерных моторных судов в системе МЧС РФ.

При рассмотрении первого вопроса обратить внимание курсантов на назначение судовых СУ и движителей, их классификацию.

При изучении второго вопроса особое внимание обратить общее принципиальное устройство СУ и движителя. Общее устройство СУ и движителя маломерного моторного судна давать по катерам «Амур» и спасательному катеру. Терминологию дать под запись.

Изучение третьего вопроса организовать с использованием слайдов, на которых показано отличие конвертированного ДАС от неконвертированного. Терминологию дать под запись.

В конце занятия преподаватель напоминает тему и цель занятия, акцентирует внимание на недостатки в дисциплине курсантов (если они были) и дает задание на самоподготовку, указывает литературу для изучения пройденного материала.


ВВЕДЕНИЕ

На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.

Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.

Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.

Ведение ПСР на воде осуществляется, как правило, с использованием маломерных моторных судов (спасательных катеров и лодок). Маломерные моторные суда используются также для наведения переправ, эвакуации пострадавших из мест ЧС, выполнения специальных подводных работ.

Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого офицера системы МЧС.


1-ый учебный вопрос. Классификация судовых силовых установок и движителей

Судовая силовая установка – совокупность машин и механизмов для превращения на судах химической энергии топлива в механическую работу для движения судна, грузовых операций и других судовых потребностей.

Классификация судовых СУ:

По расположению По типу двигателя
подвесные поршневые
стационарные газотурбинные
  паровые поршневые
  паровые турбины
  термоядерные

Движитель – устройство для преобразования энергии двигателя или естественного источника энергии, в энергию, которая приводит судно в движение.

Классификация движителей:

* весельные;

* парусные;

* колесные;

* винтовые;

* водометные;

* реактивные.

Гребной винт – движитель, состоящий из насаживаемой на гребной вал ступицы с 2 – 6 лопастями (рис.1).

Рис.1. Гребной винт.

а- правого вращения, б – левого вращения, в – с тремя лопастями.

Водометный движитель – движитель для некоторых судов, используемых в основном в условиях мелководья и засоренных водоемов. Водометный движитель представляет собой центробежный или осевой насос, в котором вода, поступившая в заборник, получает ускорение и, выбрасываемая через сопло, создает тягу в направлении, противоположном движению выбрасываемой воды (рис.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: