ЕКАТЕРИНБУРГ 2011
Время: 2 часа
ЛЕКЦИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт военно-технического образования и безопасности
Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Автор: Клочков И.В.
по дисциплине: Судоводитель маломерных (моторных) судов.
тема № 1: Устройство маломерных судов.
занятие № 5: Судовые силовые установки и движители.
Обсуждено на заседании кафедры
Защиты в чрезвычайных ситуациях
Протокол № ___ от «» ________2011г.
Учебные цели:
1. Ознакомить обучаемых с классификацией судовых силовых установок и движителей маломерных (моторных) судов.
2. Ознакомить с принципиальным устройством СУ и движителей.
3. Ознакомить с порядком конвертации автотракторных ДВС для катеров.
Время: 2 часа
Учебные вопросы и расчет времени:
|
|
Проверка подготовленности обучаемых к занятиям........…….....5 мин
1-й учебный вопрос: Классификация судовых силовых установок и движителей............................................................................................................................ 25 мин
2-й учебный вопрос: Принципиальное устройство силовых установок и движителей....................................................................................................... 20 мин
3-й учебный вопрос: Конвертация автотракторных ДВС для катеров... 35 мин
Подведение итогов занятия............................................................ 5 мин
Итого. …....................................................................................…. 90 мин
Литература:
1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.-84с.(Инв.615у).
2. Катера и моторы. Справочное пособие. - Н.Новгород: Изд-во»Нижегородская ярмарка», 1998. - 448с. (Инв.618у).
3. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).
4. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).
5. Замоткин А.П. Морская практика для матроса. Учебное пособие для ПУЗ. - М.:Транспорт, 1993. - 256с.(Инв.621у).
6. Машины инженерного вооружения, кн.1, 2, 4, - М.:Воениздат, 1986.
Учебно-материальная база:
1. Плакаты, слайды.
2. «Лектор-2000 «.
Методическая разработка предназначена для проведения занятия с курсантами по дисциплине «Судоводитель маломерных (моторных) судов «.
С началом занятия преподаватель проверяет наличие слушателей и письменных принадлежностей у них; объявляет тему, цель и отрабатываемые вопросы занятия; указывает перечень литературы и пособие для самоподготовки.
Учебный материал излагается с использованием плакатов, приведением выдержек из руководящих документов, определяющих порядок использования маломерных моторных судов в системе МЧС РФ.
|
|
При рассмотрении первого вопроса обратить внимание курсантов на назначение судовых СУ и движителей, их классификацию.
При изучении второго вопроса особое внимание обратить общее принципиальное устройство СУ и движителя. Общее устройство СУ и движителя маломерного моторного судна давать по катерам «Амур» и спасательному катеру. Терминологию дать под запись.
Изучение третьего вопроса организовать с использованием слайдов, на которых показано отличие конвертированного ДАС от неконвертированного. Терминологию дать под запись.
В конце занятия преподаватель напоминает тему и цель занятия, акцентирует внимание на недостатки в дисциплине курсантов (если они были) и дает задание на самоподготовку, указывает литературу для изучения пройденного материала.
ВВЕДЕНИЕ
На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.
Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).
Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.
Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.
Ведение ПСР на воде осуществляется, как правило, с использованием маломерных моторных судов (спасательных катеров и лодок). Маломерные моторные суда используются также для наведения переправ, эвакуации пострадавших из мест ЧС, выполнения специальных подводных работ.
Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого офицера системы МЧС.
1-ый учебный вопрос. Классификация судовых силовых установок и движителей
Судовая силовая установка – совокупность машин и механизмов для превращения на судах химической энергии топлива в механическую работу для движения судна, грузовых операций и других судовых потребностей.
Классификация судовых СУ:
По расположению | По типу двигателя |
подвесные | поршневые |
стационарные | газотурбинные |
паровые поршневые | |
паровые турбины | |
термоядерные |
Движитель – устройство для преобразования энергии двигателя или естественного источника энергии, в энергию, которая приводит судно в движение.
Классификация движителей:
* весельные;
* парусные;
* колесные;
* винтовые;
* водометные;
* реактивные.
Гребной винт – движитель, состоящий из насаживаемой на гребной вал ступицы с 2 – 6 лопастями (рис.1).
Рис.1. Гребной винт.
а- правого вращения, б – левого вращения, в – с тремя лопастями.
Водометный движитель – движитель для некоторых судов, используемых в основном в условиях мелководья и засоренных водоемов. Водометный движитель представляет собой центробежный или осевой насос, в котором вода, поступившая в заборник, получает ускорение и, выбрасываемая через сопло, создает тягу в направлении, противоположном движению выбрасываемой воды (рис.2).
|
|