Религиозное познание
Общенаучные методы познания
Специфика и методология научного познания
Художественное познание
Религиозное познание
Тема 9. Религиозное, художественное познание. Специфика и методология научного познания
Контрольні запитання
1. Як оголосити шаблонну функцію?
2. Як визначити шаблон для функції?
3. Як звернутись до функції?
4. Як оголосити шаблон класу?
5. Як визначити функцію-член шаблону класу?
6. Для чого використовують шаблони?
Вопросы:
Высшая истина для религиозного познания – Бог. Объект познания – высшие сущностные истины: смысл мироздания, замысел Бога о мире, человеке; смысл человеческого существования, истории и т.д.
Основной способ получения знания – откровение.
Условия познания (откровения): имея первоначальное откровение о Боге – Священное Писание, любя Бога и всеми силами стремясь к богопознанию, очищая душу от пороков, человек обретает особую трансцендентную силу – благодать, делающую его способным к постижению Истины.
Вопрос о границах богопознания.
Богословие, и религиозная философия: Сущность Бога, то есть Высшую Истину, человеку не дано в полной мере познать. Полное познание Сущности Бога означало бы полное слияние с Божественной Сущностью.
Максим Исповедник: «Между людьми тот великий богослов, кто хотя несколько раскрывает … свойства Божии».
Верхняя граница Богопознания: увеличение духовных сил увеличивает знание о Боге, и путь постижения Истины бесконечен, ибо бесконечен Бог.
По степени включенности рационального компонента различают:
1) сверхъестественное и
2) естественное богопознание.
Первое превышает естественные силы человека и приходит исключительно от Бога, «когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым божественной любовью». То есть, это путь аскетизма.
Это – таинственное богословие. Его содержание «составляет опытное познание Бога, которое как невыразимые в слове, не может быть передано через научение другому лицу». Пример в истории – религиозное движение и сихазм – путь молчания, внутреннего сосредоточения, так называемой умной молитвы. Начало пути – аскетическое очищение ума и сердца от страстей, помыслов, умственных и чувственных образов – собирание всех сил – безмолвное предстояние перед Богом. Таким образом исихаст становится носителем божьей благодати, и Истина даруется ему через откровение.
Отсюда критерии истинности познанного:
1. Очевидность;
2. Духовная радость.
Естественное – постижение Бога естественными силами, опосредованно – через Его творения. То есть, здесь более силен рациональный компонент.
Такое знание, во-первых, доступно человеческому разуму, во-вторых, – вербально выразимо.
Кредо подобного погопознания: мир бесконечно сложен и бесконечно гармоничен. Постигая бесконечную сложность и гармонию Мироздания, человек постигает бесконечную сложность и гармонию ее Творца.
Пример подобного богопознания – христианское течение каппадокийцев – богословская система, разработанная на основе античной философии святыми отцами греческой церкви YIII в. (Иоанн Дамаскин, Василий Великий, Григорий Нисский и др.); а также религиозная философия славянофильства – синтез учения отцов церкви и немецкой классической философии.