Пути богопознания

Религиозное познание

Общенаучные методы познания

Специфика и методология научного познания

Художественное познание

Религиозное познание

Тема 9. Религиозное, художественное познание. Специфика и методология научного познания

Контрольні запитання

1. Як оголосити шаблонну функцію?

2. Як визначити шаблон для функції?

3. Як звернутись до функції?

4. Як оголосити шаблон класу?

5. Як визначити функцію-член шаблону класу?

6. Для чого використовують шаблони?

Вопросы:

Высшая истина для религиозного познания – Бог. Объект познания – высшие сущностные истины: смысл мироздания, замысел Бога о мире, человеке; смысл человеческого существования, истории и т.д.

Основной способ получения знания – откровение.

Условия познания (откровения): имея первоначальное откровение о Боге – Священное Писание, любя Бога и всеми силами стремясь к богопознанию, очищая душу от пороков, человек обретает особую трансцендентную силу – благодать, делающую его способным к постижению Истины.

Вопрос о границах богопознания.

Богословие, и религиозная философия: Сущность Бога, то есть Высшую Истину, человеку не дано в полной мере познать. Полное познание Сущности Бога означало бы полное слияние с Божественной Сущностью.

Максим Исповедник: «Между людьми тот великий богослов, кто хотя несколько раскрывает … свойства Божии».

Верхняя граница Богопознания: увеличение духовных сил увеличивает знание о Боге, и путь постижения Истины бесконечен, ибо бесконечен Бог.

По степени включенности рационального компонента различают:

1) сверхъестественное и

2) естественное богопознание.

Первое превышает естественные силы человека и приходит исключительно от Бога, «когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым божественной любовью». То есть, это путь аскетизма.

Это – таинственное богословие. Его содержание «составляет опытное познание Бога, которое как невыразимые в слове, не может быть передано через научение другому лицу». Пример в истории – религиозное движение и сихазм – путь молчания, внутреннего сосредоточения, так называемой умной молитвы. Начало пути – аскетическое очищение ума и сердца от страстей, помыслов, умственных и чувственных образов – собирание всех сил – безмолвное предстояние перед Богом. Таким образом исихаст становится носителем божьей благодати, и Истина даруется ему через откровение.

Отсюда критерии истинности познанного:

1. Очевидность;

2. Духовная радость.

Естественное – постижение Бога естественными силами, опосредованно – через Его творения. То есть, здесь более силен рациональный компонент.

Такое знание, во-первых, доступно человеческому разуму, во-вторых, – вербально выразимо.

Кредо подобного погопознания: мир бесконечно сложен и бесконечно гармоничен. Постигая бесконечную сложность и гармонию Мироздания, человек постигает бесконечную сложность и гармонию ее Творца.

Пример подобного богопознания – христианское течение каппадокийцев – богословская система, разработанная на основе античной философии святыми отцами греческой церкви YIII в. (Иоанн Дамаскин, Василий Великий, Григорий Нисский и др.); а также религиозная философия славянофильства – синтез учения отцов церкви и немецкой классической философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: