Метод восхождения от абстрактного к конкретному
Методы познания на теоретическом уровне
Общенаучные методы познания
1. Используемые на эмпирическом уровне познания;
2. Используемые на теоретическом уровне.
Используемые на эмпирическом уровне (близки к реальным фактам) – наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.
1. Наблюдение (простейший метод, связан с качественной стороной объекта) – целенаправленное организованное систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира.
Специфика наблюдения:
- Связано с решением определенной познавательной задачи;
- Имеет планомерный и организованный характер;
- Осуществляется с помощью приборов.
Очень важно для юриста: схватить существенное в обилии фактов.
2. Измерение – действие, связанное с получением данных о количественных характеристиках объекта.
Законы открываются на основе получения точных количеств.
3. Сравнение – установление различия и сходства предметов.
Условие: сравниваются только однородные, близкие по своей сущности предметы. Сравниваются существенные стороны и связи.
4. Эксперимент – метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.
Связан с возможностью планомерно изменять, комбинировать, варировать определенные условия, с целью получения искомого результата.
Эксперимент – критерий истинности научной теории.
Виды экспериментов:
эксперимент в естественных условиях;
социальные эксперименты;
следственный эксперимент – критерий уголовно-процессуального познания.
А. Созерцаем конкретную вещь;
Б. Производим абстрагирование: отвлекаясь от других сторон, выделяем какую-то одну и всесторонне ее исследуем (затем – вторую, третью);
В. Из совокупности абстрактно рассмотренных сторон выделяем существенные, важные;
Г. Переходим к конкретному: фиксируем в мышлении в понятиях существенные стороны и понимаем сущность вещи (восходим от абстрактного к конкретному).
Историческое исследование – исследование всех зигзагов исторического пути; путь истории тернист, витиеват;
Логический путь – «спрямление» этого пути, выявление общей логики, общего закона развития.
3. Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Образование понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения (идеальный газ).
4. Моделирование (близко к эксперименту) – познание объектов посредством их аналогов.
Модель – имитация одного или ряда свойств объекта с помощью некоторых иных предметов и явлений.
5. Формализация – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания (например, стандартные формы протокола допросов). Данный метод имеет недостаток: жизнь выходит за рамки конкретных форм.