Метод единства исторического и логического

Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Методы познания на теоретическом уровне

Общенаучные методы познания

1. Используемые на эмпирическом уровне познания;

2. Используемые на теоретическом уровне.

Используемые на эмпирическом уровне (близки к реальным фактам) – наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.

1. Наблюдение (простейший метод, связан с качественной стороной объекта) – целенаправленное организованное систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира.

Специфика наблюдения:

- Связано с решением определенной познавательной задачи;

- Имеет планомерный и организованный характер;

- Осуществляется с помощью приборов.

Очень важно для юриста: схватить существенное в обилии фактов.

2. Измерение – действие, связанное с получением данных о количественных характеристиках объекта.

Законы открываются на основе получения точных количеств.

3. Сравнение – установление различия и сходства предметов.

Условие: сравниваются только однородные, близкие по своей сущности предметы. Сравниваются существенные стороны и связи.

4. Эксперимент – метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Связан с возможностью планомерно изменять, комбинировать, варировать определенные условия, с целью получения искомого результата.

Эксперимент – критерий истинности научной теории.

Виды экспериментов:

эксперимент в естественных условиях;

социальные эксперименты;

следственный эксперимент – критерий уголовно-процессуального познания.

А. Созерцаем конкретную вещь;

Б. Производим абстрагирование: отвлекаясь от других сторон, выделяем какую-то одну и всесторонне ее исследуем (затем – вторую, третью);

В. Из совокупности абстрактно рассмотренных сторон выделяем существенные, важные;

Г. Переходим к конкретному: фиксируем в мышлении в понятиях существенные стороны и понимаем сущность вещи (восходим от абстрактного к конкретному).

Историческое исследование – исследование всех зигзагов исторического пути; путь истории тернист, витиеват;

Логический путь – «спрямление» этого пути, выявление общей логики, общего закона развития.

3. Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Образование понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения (идеальный газ).

4. Моделирование (близко к эксперименту) – познание объектов посредством их аналогов.

Модель – имитация одного или ряда свойств объекта с помощью некоторых иных предметов и явлений.

5. Формализация – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания (например, стандартные формы протокола допросов). Данный метод имеет недостаток: жизнь выходит за рамки конкретных форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: