Международная финансовая стабилизация

Механизм международной кредитной стабилизации

Механизм международной кредитной стабилизации включает как институциональные, так и операционные инструменты. Главным ин­ститутом, на который ложится ответственность за проведение пре­вентивных мер в условиях нестабильности национальной кредитной системы и предотвращение распространения кризиса на регионы и мировое сообщество, является Центральный банк. Кроме него важ­ную роль играют международные финансовые организации, прави­тельство, министерство финансов и иные экономические ведомства. Субъектами, на которых непосредственно направлено антикризис­ное регулирование, являются банки и специализированные кредит­но-финансовые учреждения. Не меньшую роль в кредитной стабили­зации играют потребители, вкладчики и иные владельцы банковских счетов. Государство, решая проблему банковских потрясений, факти­чески защищает эту группу субъектов.

Механизм международной кредитной стабилизации по своему функциональному значению может быть разделен на систему инстру­ментов по предотвращению и преодолению международного кредит­ного кризиса.

Предотвращение международной кредитной нестабильности преж­де всего предполагает распределение полномочий между междуна­родными организациями, государственными институтами и цен­тральным банком по стабилизации национальной и региональной кредитных систем. Затем создаются специализированные целевые гарантийные и страховые фонды, наделенные полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и пре­дотвращение системного кризиса в банковском секторе. Цель созда­ния таких фондов - оградить от внешнего политического давления профессиональную деятельность институтов, ответственных за оздо­ровление и спасение «заболевших» кредитных организаций.

Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах: ограничение на определенный вид деятельности и определенные ак­тивы, разграничение международной кредитной и финансовой деятель­ности, ограничение международной конкуренции, система страхования депозитов, мониторинг международной банковской деятельности, преодоление международного кредитного кризиса.

Международная финансовая стабилизация предполагает как соз­дание благоприятных условий функционирования для отдельных ме­ждународных субъектов, так и формирование общей привлекатель­ной финансовой среды. Для достижения этого необходимо решить две ключевые задачи: оптимальность выбора внешнего заемщика и создание мотивации у международных заемщиков к погашению кре­дитов.

Выбирая страну заемщика, международные финансовые субъекты оценивают его отношения с международными финансовыми органи­зациями. И дело здесь не только в кредитной репутации государства. Инвесторы стараются заручиться финансовой поддержкой междуна­родных институтов, чтобы получить дополнительные гарантии и соз­дать материальную базу для выполнения должником своих обяза­тельств. Кроме внешней помощи кредиторы оценивают валютные резервы, которые власти готовы потратить на погашение долгов. Од­нако в этом случае велика вероятность стратегического кризиса, ко­гда Центральный банк откажется расходовать весь объем валютных запасов. Поэтому более надежным показателем возврата долга по сравнению с размером международных резервов является положи­тельное сальдо текущего счета платежного баланса, обеспечивающего поступление валюты в страну. Но главный параметр, на который ори­ентируются кредиторы при выдаче займов другому государству, - размер ВВП.

Для усиления мотивации к выполнению внешних финансовых обязательств могут использоваться следующие инструменты:

отстранение от международного рынка капитала. Правда, су­ществуют обстоятельства, когда заемщик готов потерять доступ к ме­ждународному рынку капиталов. Если заемщик не склонен к риску, он может отказаться как от выплат по долгу, так и от других займов. Во-вторых, у него может быть альтернативный безрисковый инвести­ционный проект, выплаты по которому не зависят от того, был объяв­лен дефолт по долговым обязательствам или нет. Причем доходность альтернативного проекта совпадает с мировой рыночной ценой ка­питала. В таком случае угрозы отстранения заемщика от кредитного рынка также недостаточно для того, чтобы предотвратить объявление дефолта. Отстранение от международного рынка капитала имеет двойное действие: с одной стороны, это форма штрафных санкций, с другой - вопрос репутации и имиджа заемщика;

угроза санкций. Угрозы кредитора применить санкции в случае невыполнения обязательств иногда бывает достаточно для мотива­ции возвратить долг;

применение санкций преследует цель получить кредитором макси­мально возможный объем платежей от заемщика. Однако на практике бывает не просто получить от него хотя бы часть. С одной стороны, отдельным кредиторам сложно контролировать санкции, вводимые вместе с дефолтом. Так, если вследствие дефолта теряется доверие к заемщику, то, по сути, санкции вводит весь международный рынок капитала. С другой стороны, даже если кредитор контролирует систе­му «наказаний», он вполне может не знать полных издержек дефолта для заемщика, а это необходимо для того, чтобы собрать максимум средств;

государственные гарантии. Государство, выступая гарантом, повышает инвестиционную привлекательность частных заемщиков. Однако, гарантируя в полном объеме погашение взятых кредитов, оно снимает значительную долю ответственности корпорации за ус­пешность проекта. Нередко непосредственные участники проекта прикладывают меньше усилий при его реализации, тем самым снижа­ется успешность инвестиций в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: