Механизм международной кредитной стабилизации
Механизм международной кредитной стабилизации включает как институциональные, так и операционные инструменты. Главным институтом, на который ложится ответственность за проведение превентивных мер в условиях нестабильности национальной кредитной системы и предотвращение распространения кризиса на регионы и мировое сообщество, является Центральный банк. Кроме него важную роль играют международные финансовые организации, правительство, министерство финансов и иные экономические ведомства. Субъектами, на которых непосредственно направлено антикризисное регулирование, являются банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Не меньшую роль в кредитной стабилизации играют потребители, вкладчики и иные владельцы банковских счетов. Государство, решая проблему банковских потрясений, фактически защищает эту группу субъектов.
Механизм международной кредитной стабилизации по своему функциональному значению может быть разделен на систему инструментов по предотвращению и преодолению международного кредитного кризиса.
Предотвращение международной кредитной нестабильности прежде всего предполагает распределение полномочий между международными организациями, государственными институтами и центральным банком по стабилизации национальной и региональной кредитных систем. Затем создаются специализированные целевые гарантийные и страховые фонды, наделенные полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и предотвращение системного кризиса в банковском секторе. Цель создания таких фондов - оградить от внешнего политического давления профессиональную деятельность институтов, ответственных за оздоровление и спасение «заболевших» кредитных организаций.
Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах: ограничение на определенный вид деятельности и определенные активы, разграничение международной кредитной и финансовой деятельности, ограничение международной конкуренции, система страхования депозитов, мониторинг международной банковской деятельности, преодоление международного кредитного кризиса.
Международная финансовая стабилизация предполагает как создание благоприятных условий функционирования для отдельных международных субъектов, так и формирование общей привлекательной финансовой среды. Для достижения этого необходимо решить две ключевые задачи: оптимальность выбора внешнего заемщика и создание мотивации у международных заемщиков к погашению кредитов.
Выбирая страну заемщика, международные финансовые субъекты оценивают его отношения с международными финансовыми организациями. И дело здесь не только в кредитной репутации государства. Инвесторы стараются заручиться финансовой поддержкой международных институтов, чтобы получить дополнительные гарантии и создать материальную базу для выполнения должником своих обязательств. Кроме внешней помощи кредиторы оценивают валютные резервы, которые власти готовы потратить на погашение долгов. Однако в этом случае велика вероятность стратегического кризиса, когда Центральный банк откажется расходовать весь объем валютных запасов. Поэтому более надежным показателем возврата долга по сравнению с размером международных резервов является положительное сальдо текущего счета платежного баланса, обеспечивающего поступление валюты в страну. Но главный параметр, на который ориентируются кредиторы при выдаче займов другому государству, - размер ВВП.
Для усиления мотивации к выполнению внешних финансовых обязательств могут использоваться следующие инструменты:
• отстранение от международного рынка капитала. Правда, существуют обстоятельства, когда заемщик готов потерять доступ к международному рынку капиталов. Если заемщик не склонен к риску, он может отказаться как от выплат по долгу, так и от других займов. Во-вторых, у него может быть альтернативный безрисковый инвестиционный проект, выплаты по которому не зависят от того, был объявлен дефолт по долговым обязательствам или нет. Причем доходность альтернативного проекта совпадает с мировой рыночной ценой капитала. В таком случае угрозы отстранения заемщика от кредитного рынка также недостаточно для того, чтобы предотвратить объявление дефолта. Отстранение от международного рынка капитала имеет двойное действие: с одной стороны, это форма штрафных санкций, с другой - вопрос репутации и имиджа заемщика;
• угроза санкций. Угрозы кредитора применить санкции в случае невыполнения обязательств иногда бывает достаточно для мотивации возвратить долг;
• применение санкций преследует цель получить кредитором максимально возможный объем платежей от заемщика. Однако на практике бывает не просто получить от него хотя бы часть. С одной стороны, отдельным кредиторам сложно контролировать санкции, вводимые вместе с дефолтом. Так, если вследствие дефолта теряется доверие к заемщику, то, по сути, санкции вводит весь международный рынок капитала. С другой стороны, даже если кредитор контролирует систему «наказаний», он вполне может не знать полных издержек дефолта для заемщика, а это необходимо для того, чтобы собрать максимум средств;
• государственные гарантии. Государство, выступая гарантом, повышает инвестиционную привлекательность частных заемщиков. Однако, гарантируя в полном объеме погашение взятых кредитов, оно снимает значительную долю ответственности корпорации за успешность проекта. Нередко непосредственные участники проекта прикладывают меньше усилий при его реализации, тем самым снижается успешность инвестиций в целом.