double arrow

Тема 14. Механизмы валютного регулирования и валютного контроля


Формы, принципы и методы валютного контроля, Органы и агенты валютного контроля, валютный контроль во внешнеэкономической сфере. Влияние валютного регулирования на состояние платежного баланса страны.

Валютное регулирование является важнейшим элементом валют­ной политики любого государства. Валютное регулирование представляет собой ком­плекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих поря­док операций с валютой и валютного контроля.

Можно выделить ряд взаимосвязанных сфер валютного регули­рования.

1. Регулирование конвертации валюты.Как известно, еще 15 лет назад владение валютой частными лицами в нашей стра­не расценивалось как преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, и процветал «черный» валютный рынок. Для предпри­ятий существовало множество льготных валютных курсов, что со­здавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.
Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные кур­сы валют по различным операциям, группам товаров и странам, ха­рактерна для некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Некоторые ограничения конвертации валюты сохраня­лись в развитых странах Западной Европы до середины 80-х годов. Китай поощряет конвертацию долларов в юани, однако обратная операция сопряжена с определенными трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот вывоз требует многоступенчатых разре­шений и согласований. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.




2. Регулирование текущих операций с валютой.В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции с ва­лютой, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относят большинство экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнетор­говым регулированием и экспортным контролем.

Основными формами валютного регулирования текущих опера­ций являются:

• ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специ­альных контролируемых счетах, которые можно при необходимос­ти блокировать;

• обязательная продажа всей или части валютной выручки экс­портеров Центральному и уполномоченным банкам или на валют­ной бирже;

• ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

• внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;

• ограничения на форвардные покупки иностранной валюты им­портерами;



• запрещение продажи части товаров за рубеж на национальную валюту;

• запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

Основной тенденцией последних лет становится либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного конт­роля в развитых зарубежных странах. Многие страны, такие как Франция и Италия, практиковавшие в 70-80-е годы достаточно же­сткие системы валютного контроля, значительно их смягчили.

Однако практически во всех развитых странах сохранилась сис­тема экспортного контроля по существующим в разных формах спе­циальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспор­том которых был ранее регламентирован Координационным коми­тетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоя­щее время в эту систему контроля включены практически все стра­ны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров.

3. Регулирование движения капитала.К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком бо­лее 180 дней.

Основными формами валютного регулирования движения капи­тала являются:

• лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

• разрешительная процедура вывоза капитала, т.е. каждая опе­рация по вывозу капитала должна быть разрешена органами валют­ного контроля;



• запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им нацио­нальных ценных бумаг (практиковалось в ФРГ и Японии);

• обязательная конверсия займов в иностранной валюте в наци­ональном центральном банке (практиковалось в Швейцарии);

• ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными ли­цами;

• ограничения на форвардные продажи национальной валюты.

Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кре­дитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и тщательной фиксации информации о всех видах движения валюты. При этом важную роль играют процедуры обязательной идентифика­ции участников внешнеэкономической деятельности. Для всех передовых стран характерна тенденция резкого усиле­ния контроля за отмыванием преступно нажитых капиталов, ко­торый будет описан в следующем параграфе.

4. Валютный контроль.Организация валютного регулирования и валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков. Целью валютного контроля яв­ляется обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. В обязанность коммерчес­ким банкам вменяется осуществление контроля за валютными опе­рациями клиентов и сообщение о замеченных нарушениях в ЦБ. Агентами валютного контроля могут выступать другие государствен­ные организации. Различные страны применяют разные системы организации валютного регулирования и валютного контроля, соот­ветствующие принятой валютной политике.

В России валютное регулирование и валютный контрольрегла­ментируются следующими законодательными и нормативными актами:

1. Гражданский кодекс.

2. Федеральные законы.

2.1. Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г.

2.2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г.

3. Указы Президента Российской Федерации.

3.1. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Фе­дерации» № 1163 от 21 ноября 1995 г.

3.2. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» № 1204 от 30 ноября 1995 г.

4. Постановления Правительства Российской Федерации.

4.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О ме­рах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» № 206 от 28 февраля 1996 г.

5. Нормативные документы других исполнительных органов власти.

5.1.Положение Центрального банка Российской Федерации № 13 от 19 апреля 1993 г., Государственного таможенного комитета Рос­сийской Федерации № 01-20/3371 от 14 апреля 1993 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте упол­номоченными банками».

5.2.Письмо Центрального банка Российской Федерации «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной в валюты на территории Российской Федерации» № 107 от 2 сентября 1994 г.

5.3.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением
в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» № 86-И, 01-23/26541 от 13 октября 1999 г.

5.4.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Го­сударственного таможенного комитета Российской Федерации «О по­рядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оп­латы резидентами импортируемых товаров» № 91-И/О -11/28644 от 4 января 2000 г.

Основными направлениями валютного контроля в России опре­делены:

• установление соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

• проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям.

В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков, имеющих право проводить валют­ные операции, экспортеров и импортеров по определенным группам товаров. Лицензии банкам выдает ЦБ при соблюдении определен­ных нормативов и требований. В случае нарушений правил валют­ного регулирования и контроля коммерческий банк может лишить­ся лицензии.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России, и в соответствии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» в пределах своей компе­тенции выполняют следующие функции валютного контроля:

а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимы­ми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, за соответ­ствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разре­шений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези­дентов в Российской Федерации.

Агентом валютного контроля в России также выступает Государ­ственный таможенный комитет.

Законодательная база валютного регулирования и валютного кон­троля создавалась в основном в начале 90-х годов и сейчас требует модернизации и адаптации к изменившимся условиям. В большин­стве стран наблюдается тенденция к либерализации валютного ре­гулирования. В этом направлении предполагается совершенствовать и валютное регулирование в России. В 2001 г. норма продажи ва­лютной выручки была снижена до 50%, разрешено открытие сче­тов резидентов за рубежом в странах, где принято законодательство о противодействии отмыванию средств.

В настоящее время продолжается работа над новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном контроле. Проект за­кона предусматривает поэтапную отмену обязательной продажи ва­лютной выручки. Проектом Минэкономразвития предусматривает­ся, что останется только два органа валютного контроля (ЦБ и пра­вительство), остальные (банки, налоговые органы и иные органи­зации) должны быть валютными агентами. Также предлагается сделать в основном свободными операции по движению капитала, за некоторыми исключениями.

В то же время усиливается противодействие бегству и отмыва­нию незаконно полученных доходов.







Сейчас читают про: