Символический интеракционизм. Бихевиоризм(от англ. - поведение, буквально - наука о поведении) - направление в позитивистской социологии

Бихевиоризм

Бихевиоризм(от англ. - поведение, буквально - наука о поведении) - направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Основная формула бихевиоризма: стимул - реакция. Это направление зародилось в американской психологии в конце XIX - начале XX вв. Его классическая форма достигла расцвета в 20-е гг. нынешнего столетия.

В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Философским основанием бихевиоризма является позитивизм, а его экспериментальную основу составляют исследования поведения животных. Вместе с тем эксперименты проводились не только на животных, но и на людях. В результате были получены уникальные методики воздействия на поведение.

Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы «стимул – реакция» путем включения в нее дополнительного звена – «промежуточных переменных» сохраняют главный порок бихевиоризма - механическое понимание человека и его поведения.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении «социального бихевиоризма», впитавшего в себя основные идеи, методы и термины этого направления. Кроме уже названной теории «стимул-реакция», социальный бихевиоризм включает теорию «поля», теории «социального обучения», а также различные «психотерапевтические» теории. Теория «поля» отличается от теории «стимул-реакция» тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определить такие стимулы, которые вызовут заранее планируемые реакции. В "психотерапевтических" теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Теории "социального обучения" придают при объяснении социального поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них.

Символический интеракционизм(от англ interaction - взаимодействие) - направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых, жестовых и других символов. Характерными чертами символического интеракционизма стали: во-первых, стремление исходить при объяснении социального поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межличностных взаимодействий; во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека, как связи опосредованные символами. При этом большое значение придается языковой символике Г.Мид, виднейший американский ученый, представитель данного направления, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии принятие роли другого обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого "Я".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: