double arrow

Основные направления изучения личности

Рис. 5.1. Структура потребностей по А. Маслоу

Р.С. Немов в современной психологии выделяет следующие основные направления исследований личности:

Психодинамическое направление: человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир (например: потребности, способности, воля, характер и др.), а объяснение его поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на его поведение со стороны окружающей среды.

Социодинамическое направление: человек как личность представляется и описывается с помощью поведенческих терминов, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или других, не зависящих от человека жизненных обстоятельств; поведение человека рассматривается как реакция на внешние обстоятельства, при этом объяснение поведению дается не изнутри, а извне.

Интеракционистическое направление: человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих одновременно и внутренний мир человека, и его поведение, а объяснение поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и независимо от него складывающихся обстоятельств.

Гуманистическое направление заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются высшие психологические свойства, характерные только для человека и не присущие животным, такие, как воля, сознание, совесть, мораль, цели и ценности, смысл жизни, и исходя из них понимаются и объясняются различные виды социального поведения человека.

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций: биогенетический, социогенетический и персоногенетический (табл. 1).

Мы разделяем позицию В. А. Аверина, который к названным А. Г. Асмоловым подходам добавляет теории когнитивного направления, которые занимают промежуточное положение между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Рассмотрим особенности каждого подхода подробнее.

Биогенетический подход. Основными теориями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет от простейших одноклеточных существ до первобытного человека (Э. Геккель). С. Холл считал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Наиболее ярко эта мысль была развита К. Гетчинсоном. Он выделил пять периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости:

период дикости (у ребенка наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот);

период охоты и захвата добычи (у ребенка наблюдаются страх перед чужими, действия тайком, жестокость, преобладают игры в пленных, засады, прятки);

период пастушества (у ребенка наблюдается нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья);

земледельческий период (у ребенка наблюдается интерес к садоводству);

промышленно-торговый период (у ребенка наблюдаются денежные интересы, любимые занятия — обмен, продажа, торговля).

Теория психосексуального развития 3. Фрейда. Психическое развитие отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. 3. Фрейд выделял три уровня психики человека: сознание, предсознание и бессознательное. Он рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Он наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Итак, 3. Фрейд вьщелял следующие стадии психосексуального развития:

оральная стадия (от рождения до 18 месяцев), в течение которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот;

анальная стадия (от 1 — 1,5 до 3 лет), в период которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения;

фаллическая стадия (3—6 лет), во время которой ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями;

латентная стадия (от 6—7 до 12 лет), в течение которой ребенок запас энергии направляет на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола;

генитальная стадия (12—18 лет), во время которой формиру­ются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения.

Ценность данного подхода в том, что было показано: единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния, обращено внимание на внутренний мир ребенка. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни и др.

Социогенетический подход. Основное содержание данного подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона, который сделал акцент на развитии Я индивида. Центральное положение данной теории состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование (возникает кризисная ситуация). Успешное разрешение кризиса позволяет включить в Эго новое позитивное качество, а неудачное разрешение кризиса переносит неразрешенную задачу на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит принцип концепции Э. Эриксона. Рассмотрим выделенные Э. Эриксоном психосоциальные стадии развития личности:

младенчество: базальное доверие — базальное недоверие (от рождения до конца первого года) — закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности»;

раннее детство: автономия — стыд и сомнение (от 1 до 3 лет) — идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу»;

возраст игры: инициативность — вина (от 3 до 6 лет) — разворачивается конфликт между инициативой и виной, главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду»;

школьный возраст: трудолюбие — неполноценность (от 6 лет до 12 лет) — происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился»;

юность: эго-идентичность - ролевое смешение (от 12—13до 19—20 лет в американском обществе) — подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями, его задача состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего;

молодость: достижение близости — изоляция (от 20 до 25 лет) — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя;

зрелость: продуктивность — инертность (от 26 до 64 лет) — выбор между продуктивностью и инертностью, где продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену;

старость: целостность эго — отчаяние (от 65 лет до смерти) — внутренний процесс переосмысления собственной жизни, суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго.

Модель развития личности Э. Эриксона представляет значительный интерес для психологии личности, так как в ней:

• проанализированы возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго;

• показано, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия;

• охвачено все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней;

• сформулированы критерии психосоциального здоровья, намечены поведенческие и социальные индикаторы развития.

Персоногенетический подход. Содержание данного подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса, которые отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей.

Стремление к самоактуализации (А. Маслоу) - врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к актуализации (К. Роджерс) — врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т. е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. Различия во взглядах этих авторов заключаются в том, что А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, а согласно К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения». Однако, несмотря на эти различия, оба они полагали, что «люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».

Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко отмечают, что при всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

• многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

• междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

• зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

• несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

• разграничение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности, в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В основе выделения биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений исследований личности находится детерминация развития личности под влиянием среды и наследственности. Рассмотрим каждое из перечисленных направлений:

• В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства, органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

• Представители социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

• Сторонники персоногенетической ориентации рассматривают проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, поиска смысла жизни.

Большое значение для психологии личности имеет культурно-исторический системно-деятельностный подход развития личности. В данном направлении свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие. Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется приобщение личности к культуре.

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Личность как предмет познания интересует многие науки, изучающие человека; уточним представления о личности, сложившиеся в них.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии — это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии —это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Личность в общей психологии — это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми.

Социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым, изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: