Региональная культурная политика в Российской Федерации: принципы, содержание и специфика

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.д.

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной.

Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.

Графически взаимосвязь основных элементов культурной политики можно представить следующим образом:

Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.

Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась система как институциональных, так и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.

Наряду с обозначенной выше генеральной целью перед региональной культурной политикой стоят задачи, содержание и направленность которых определяются в зависимости от тенденций развития социокультурной ситуации, специфики проявления действия факторов, затрудняющих реализацию программ и проектов и т.д.

Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, довольно характерных для различных регионов России, можно наметить следующие задачи региональной культурной политики:

- Во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности. Культура должна стать условием совершенствования социальной действительности, сферой самореализации личности;

- Во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию – политических клубов, салонов, добровольных культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, одно- и многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых и т.д.

Многообразие субъектов социокультурной деятельности создаст альтернативность развития культурной жизни, поможет ослабить монополию государственных структур на формирование культурной политики, обеспечит реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения;

- В-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя» и развития навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи;

- В-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне «элитных» субъектов социально-культурной самодеятельности, которые для населения территории будут играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая «планку» культурной жизни региона;

- В-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу;

- В-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в данной местности (например, для Санкт-Петербургского региона это будут Карелия, Финляндия, Татарстан, области Северо-запада России);

- В-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за сам факт их существования без относительно к содержанию их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, т.е. внедрение договорно-контрактных отношений в культурно-досуговые учреждения и организационно-методические структуры.

Наряду с общими формулируются задачи культурной политики,дифференцированно отражающие специфику каждого из ее направлений. Например, задачи культурной политики в сфере художественной культуры могут включать: удовлетворение культурных потребностей людей; совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения; воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы; создание условий для развития самой художественной культуры.

Ведущими средствами культурной политики являются:

1. Инфраструктура культуры, включающая:

а) организационные структуры, составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение;

б) совокупность организаций и учреждений.

2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.

3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на:

а) законодательные (формирование соответствующего правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни;

б) экономические (создание благоприятных материальных условий);

в) идеологические (формирование критериев восприятия искусства, нормы художественного вкуса, культуры межличностных отношений и т.д.);

г) социально-психологические (повышение престижа профессий, связанных с искусством, культурой, статуса высококультурного человека и др.).

4. Технологии (методы):

а) технология социально-культурного проектирования как механизма разработки и реализации культурной политики;

б) менеджмент и маркетинг социокультурной сферы;

в) Public relations, фандрайзинг, реклама и др.

Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают чрезвычайно широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в частности, сформулированная выше задача культурной политики в сфере художественной культуры — удовлетворение культурных потребностей людей — реализуется путем развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным использованием таких средств как налоговая политика, разработка законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной сфере).

Вторая задача — совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения — обеспечивается за счет создания развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность. Третья задача — воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы — реализуется путем разработки и реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец, задача, связанная с развитием самого искусства предполагает развитие института меценатства — в лице богатого субъекта, общественной организации, но главное — в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур.

Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ “опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).

Необходимость разработки теоретических основ и технологий региональной культурной политики (всестороннего анализа ее методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.) определяется несколькими обстоятельствами. Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне области, края, района, отдельного города.

Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Именно на уровне региона должна сегодня формироваться стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.

Целесообразность переноса акцента в культурной политике на региональный уровень обусловлена следующими факторами.

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие тех или иных сфер культурной жизни (профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства и т.д.) на различных территориях происходит неодинаково: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и ресурсов территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д.

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire – править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке – режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики. С другой – выступает как самостоятельная область деятельности по изучению и развитию историко-культурной самобытности территории, определению и эффективному использованию имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработке и реализации региональных программ поддержки и развития сферы культуры.

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной.

Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.

Содержание основных категорий, имеющих отношение к объекту и предмету исследования, уточнялось на основе изучения широкого круга публикаций по проблемам социального управления, социального проектирования (Р. Акофф, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Дж.К. Джонс, П. Рикерт, С. Янг и др.). и культурной политики.

Культурная политика традиционно рассматривается как деятельность государства в целях реализации прав всех субъектов общества свободно участвовать в культурной жизни, обеспечения сохранения и обогащения культурной самобытности, развития межкультурных контактов. Приоритеты этой деятельности основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает выявление ведущих направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; разработку в соответствии с приоритетами, инициирование, поддержку и реализацию культурных программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых, информационных и т.д.

Цели культурной политики достигаются с помощью различных методов и механизмов: правовых (разработка и принятие законов, нормативных актов), организационных (координация деятельности различных субъектов культурной жизни по вертикали и горизонтали, подготовка и переподготовка кадров, разработка государственных программ), научных (изучение реального состояния культурных процессов и их прогнозирование), экономических (финансирование, налоговая политика).

Методология культурной политики выстраивается на представлении о наиболее сущностных закономерностях функционирования культуры. В мировоззренческом плане культурная политика строится на понимании культуры как определяющего условия реализации созидательного потенциала личности и общества, формы утверждения самобытности народа, основы духовной безопасности общества, и в этой связи – как базовой предпосылки и критерия выработки моделей общественных преобразований.

В концептуальном аспекте ее целевым ориентиром выступает достижение оптимального соотношения процессов сохранения (обеспечивающих культурную преемственность, аутентичность культуры и духовную идентичность граждан) и изменения, создающих условия для социальной востребованности и самореализации личности, а в итоге – динамичного развития всех составляющих бытия человека и общества. Вектор изменения обеспечивается разнообразием духовной культуры, наличием альтернативных идей и норм человеческих отношений, которые в условиях стабильности не востребуются обществом, а в кризисной ситуации помогают ему своевременно выработать и усвоить более совершенные культурные регуляторы, адекватные новой ситуации.

Баланс культурных процессов сохранения и изменения обеспечивается за счет решения в рамках государственной культурной политики комплекса задач, включающих:

– сохранение культурного достояния нации и его передача будущим поколениям (охрана, консервация, реставрация и музеефикация памятников культуры);

– воспитание у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию как своего народа, так и других народов мира;

– художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержка молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;

– создание условий для интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации;

– поддержка негосударственных организаций, способствующих развитию культурной жизни;

– выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом;

– обеспечение минимума культурного развития социально ослабленным категориям населения;

– создание условий для развития благотворительности в сфере культуры и привлечения инвестиций;

– подготовка кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры.

Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и инновационных элементов культуры путем использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории. Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако ее генеральная направленность остается единой для всех регионов: поддержка системы институциональных и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей и эффективное функционирование соответствующих социально-культурных институтов.

Важное место в культурной политике занимает вопрос о ее средствах. Известное выражение о том, что “политика – это искусство возможного” фиксирует наше внимание на том обстоятельстве, что, что политика, не имеющая механизмов своей реализации, перестает быть политикой, а превращается в сумму благих пожеланий. С другой стороны, отсутствие политики делает неэффективным использование имеющихся ресурсов, лишает осуществляемые действия целенаправленности.

Потенциально программа обращена:

– к местной администрации, поскольку культура занимает исключительное место в развитии социально-культурной жизни, в сохранении и возрождении народных традиций, промыслов, ремесел, придающих территории историко-культурную уникальность, в эстетизации среды обитания. Кроме того, обращение к органам городской или районной администрации необходимо еще и потому, что программа всегда ориентирована на решение проблем, характерных для территории в целом;

– к органам управления и субъектам культурной политики (областному, городскому, районному комитетам по культуре) как к возможным источникам поддержки и финансирования проектов, соответствующих приоритетам культурной политики;

– к Министерству культуры Российской Федерации, для которого территориальные программы развития культуры и целевые проекты являются средством реализации федеральных программ сохранения и развития культуры и искусства;

– к Государственному комитету РФ по национальным отношениям, приоритетным направлением деятельности которого является сохранение и развитие национальных культур малочисленных народов России;

– к руководителям предприятий различных форм собственности, заинтересованных в стабилизации кадрового состава, улучшении морально-психологического климата трудовых коллективов путем совершенствования досуга и отдыха работников, в том числе и на базе клубных учреждений и в рамках культурных программ;

– к рядовым специалистам различных сфер деятельности, для которых программа выступает как система проектных предложений, реализация которых зависит от скоординированности действий, участия всех организаций, ведомств, различных групп населения, общественных объединений и т.д.;

– к потенциальным спонсорам, меценатам, инвесторам, для которых сфера культуры является перспективным объектом инвестиций и благотворительной деятельности. Для данных социальных субъектов программа может представляет интерес еще и потому, что в ней могут быть предусмотрены различные мероприятия и акции (в т.ч. межрегионального и международного уровня), финансирование которых может существенно улучшить имидж организации-спонсора, стать дополнительным полем рекламы продукции и услуг, расширить возможности установления взаимовыгодных контактов с другими регионами и странами;

– к различным фондам социальной направленности, для которых сфера и учреждения культуры могут стать площадкой реализации социально-культурных проектов и программ, ориентированных на социально-ослабленные категории и группы населения;

– к зарубежным партнерам, (в т.ч. и туристским фирмам), проявляющим все возрастающий интерес к различным регионам России, ее природе, географии, истории, традициям;

– к политическим партиям, общественным движениям и объединениям, для которых политическая и финансовая поддержка социокультурных проектов и программ может стать существенным фактором расширения их социальной базы, а сами учреждения культуры, досуга и искусства при соответствующем ресурсном обеспечении способны сыграть решающую роль в формировании общественного мнения в период предвыборных кампаний;

– к средствам массовой информации, которые своим вниманием к проблемам могут способствовать практической реализации программы, повысить статус культуры в глазах властных структур, населения, потенциальных спонсоров и меценатов, привлечь внимание различных социальных сил, заинтересованных в поддержке и финансировании культуры;

– к общественности, творческой интеллигенции, лучше других знающей проблемы и перспективы сферы культуры и заинтересованной в осуществлении своих социально-культурных инициатив;

– к населению (города, района), заинтересованному в улучшении социально-культурных условий жизни, развитии творческих способностей и дарований, сохранении и обогащении традиций, обрядов, обычаев, фольклора, народных художественных ремесел, совершенствовании сферы культуры в целом.

Анализ литературы и собственная опытно-экспериментальная деятельность автора позволили сформулировать ведущие принципы формирования и реализации региональной культурной политики, а именно:

опережающий характер культурной политики, предполагающий в качестве систематизирующего фактора “сценария” развития территории приоритет культуры, которая не только в состоянии компенсировать негативные последствия интенсивного развития производства, но и обеспечить оптимальное соотношение экономических и духовных составляющих человеческого бытия;

средовый подход, предполагающий оптимизацию “зоны ближайшего развития” личности, утверждающий в качестве объекта регулирования социально-культурную среду обитания человека;

– оптимальное сочетание ориентаций на сохранение и изменение, обеспечивающееся (особенно в ситуации активизации модернизационных процессов) целенаправленной поддержкой механизмов культурной преемственности, которые, сохраняя историко-культурную самобытность региона, содействуют сохранению и развитию отечественной культуры как целостной системы;

“критический порог модификации”, определяющий формы и границы вмешательства в процессы саморазвития культуры как системы возможным спектром ее развития, ее собственными тенденциями и механизмами саморазвития;

полисубъектность культурной политики, обеспечивающаяся оптимальным сочетанием регуляции и самоорганизации, прямыми и обратными связями, привлечением к выработке и реализации культурной политики различных социальных сил;

проблемно-целевая ориентация региональной культурной политики, выступающая критерием актуальности принимаемых решений и основой концептуального обоснования ее приоритетов.

Последний принцип выступает как методологическая основа формирования культурной политики и одновременно как ее содержательное основание и технологический инструмент.

Это означает следующее:

- Во-первых, концептуально обоснованная культурная политика должна выражать насущную социокультурную проблематику, реальные напряжения и разрывы социокультурного бытия человека.

- Во-вторых, каждая группа проблем (их онтологические и экзистенциальные проявления) должна иметь в структуре культурной политики своего “адресата”, вербализирующего, оценивающего и отражающего их в форме позиций и целеориентированных решений.

Если проблема возникает в вакууме пассивности, не имеет интенциональной направленности, это чревато политическими, экономическими, социальными и другими кризисами (например, своевременно не отраженная в сознании управленцев проблема утраты духовной самобытности сегодня оборачивается кризисом национально-культурной идентичности, что, в свою очередь, становится одним из факторов регионализации, разрушающей российскую государственность).

Проблемно-целевая ориентация позволяет:

а) расширить “поле” культурной политики, включив в ее контекст различные аспекты деятельности населения в трудовой, досуговой, образовательной, экономический и других сферах;

б) создает объективные предпосылки для включения самого населения в выработку приоритетов политики и их практическую реализацию, что является существенным фактором активизации социальной энергии;

в) создает условия для синхронизации интересов различных социальных сил и групп, “снимая” тем самым возможные конфликты.

Принцип проблемно-целевой ориентации, рассматриваемый в качестве технологической основы формирования и реализации культурной политики, реализуется путем многоаспектного изучения проблем различных групп населения и определения тех конкретных сфер социальной практики и соответствующих форм деятельности, которые будут способствовать их разрешению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: