Возрождение

Это XVI-XVII века. Даже и XV тоже. Называют его осенью Средневековья. Осенью по времени. Но осень ведь может быть прекрасной. Возрождение если и осень средневековья, то эта осень осень пышная. Чем же характеризуется мировоззрение?

В Возрождении нужно выделить его 3 составляющие части:

1) Научно-техническая часть представляла имена великих ученых: Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно.

2) Направление искусства. Эстетическое направление. Микеланджело, Рафаэль, да Винчи, Караваджо. Различают итальянское и французское возрождение.

3) Философские взгляды эпохи возрождения.

Чем же оно характеризуется?

1) Антропологизм вместо теоцентризма. Не Бог, а человек.

2) Гуманистическая направленность антропологизма. В чём смысл гуманистической направленности антропоцентризма? Признание человека высшей ценностью. Прямо не говорят, что он выше Бога. Не решаются. Великолепна не только душа, но и человеческое тело. Возьмите Мадонну, Давида. И прочее. Воспевается не просто внешнее красивые образы. Это одухотворенные образы. Если греческое искуство не оставило картин, но оставило статуи, в которых выражена красота человеч тело. То в Возрождении ещё и душой преумножается портретистами человеческий образ.

3) Смягчение идеи греховности человека. Не отрицание греховности. Но уж нужно относится к определнным снисхождением. И церковь подсуетилась и можно купить отпущение грехов. Вот в чем великая сила религии – это исповедь и отпущение грехов. Она не загоняет человека в угол. Всегда можно исповедоваться даже перед смертью. И священник отпускает его грехи, облегчая его уход на тот свет. Как ни разрушай храмы и церкви. Религия из-за этого никогда не уйдёт. Великая сила её в этом.

4) Создание пантеистической картины мира. Теоцентризм и креацеонизм заменяются идеями пантеонизма. Это философская традиция отождествляющая Бога и Природу. Бог и Природа одно и то же. Это шаг от теоцентризма, от сотворения природы Богом. Это уже шаг в сторону материализма. Это поворот к античному культурому наследию. Ну и ослабление роли церкви.

Представители социально-философского направления:

Никколо Макиавелли. И его работа «Государь». Тоже объект для доклада/выступления. Макиавелли средневековую концепцию божественного провидения заменяет понятием фортуна. Необходимая сила обстоятельств, с которой нужно считаться, но не покоряться ей совсем. Наряду с фортуной движущей силой является вирту - воплощение энергии, таланта, настойчивости человека. Человек в своей жизни не только должен слепо следовать обстоятельствам, но должен изменять эти обстоятельства. Проявлять настойчивость, волю, энергию. Нужно стремитсья перебороть обстоятельства. Таким образом из силы объективных обствоятельств и силы настойчивости складывается реальная судьба человека.

Второе. Макиавелли остро ставит вопрос о морали и политике. Может ли быть политика высокоморальной. И он выдвигает известный тезис. Часто авторство приписывают Макиавелли, но, согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать и Томасу Гоббсу и Игнатию де Лойоле (но официально принято считать, что эта цитата была принята иезуитами уже после высказывания Макиавелли). «Цель оправдывает средства». Смысл – высокая цель. По Макиавелли служение может быть оправдано любыми способами и средствами. Он кстати тоже был политиком. Он живет и служит во Флоренции. Служил флорентийским королям. Был близок ко двору Медичи. Но, в конце концов, его выгнали с родины. И он ставит эти проблемы. Есть версия, что Эскабар, иезуитский монах, этот термин выдвинул. Макиавелли не защищает аморализм в политике. Он считает, что государь должен быть лисицей чтобы избегать капканов и должен быть львом, обладать твердой волей, быть способным на применение насилий, но в интересах государства. Для него интересы государства превыше всего.

Заслуги: Проблема судьбы человека и проблема соотношения морали и политики.

Видным представителем Возрождения является Томас Мор. Жил в XVI век. Англичанин. Автор «Утопии». В переводе на русский «Нигдея». Это остров на котором отсутствует частная собственность, отсутствует порабощение. Во многом он идеи Платона о воспитании общественных людей позаимствовал. Путь в решении – устранение частной собственности. «Город Холмса» - Томмазо Кампанелла. Первые илеи коммунизма уже там зародились. Тоже утопическое произведение. Идею справедливого устройства человеческого общества убить невозможно. Эти люди первыми выразили эту идею. У них конечно и общие жены были, и в общежитии жили. Гиперболизированной идея общественности у них была. Конечно, если взять Коперника. Его открытие гелиоцентрической модели вселенной. Оно гигантское значение. Но он за 11 лет до её опубликования пришёл к этой идеи. И не решался её опубликовать. И только будучи на смертном одре решился. И в день его смерти был принесен ему первый экземпляр его работы. Он кстати был священнослужителем. Он побоялся религиозного воздействия. Атеизм. В эти времена зарождается тоже. Это не большевистское изобретение. Лео Тассиль - «Забавное Евангелие». Многие религиозные догматы в саркастической форме подаёт. Первые атеисты из среды богослужителей вышли.

Эпоха Возрождения - это эпоха первых атеистических произведений. Тиль Уленшпигель – герой легенд. Хорошо описывает картину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: