Философская мысль в России

· Основные черты, предпосылки возникновения фил и периоды её развития

· Материалистическая традиция русской философии

· Русская религиозная идеалистическая философия конца 19, начала 20х веков

· Ленинский этап в развитии философии в России

Есть такая байка. Если бы потребовалось описать верблюда, как бы поступил англичанин. Англичанин бы поехал в Аравию, нашел бы там верблюды, измерил, подробно понаблюдал и выполнил бы, таким образом задание. Француз бы пошел в зоопарк. И если бы его там не было, сказал бы, что вообще их не существуют. Немец бы никуда не поехал в зоопарк тоже. Заперся бы. Применив силу индукции дедукции познания, составил бы скелет, образ этого верблюда. Русский бы сразу сказал, что не таких зверей.

Павлов потом об этом писал. «Мы очень не любопытны. Мы не пытливы».

Специфика нации, социальных условий, исторической судьбы отражается и на философской мысли. Гегель – это философия, схваченная в мысли. То, что мысль будоражит и находит отражение в той или иной стране.

Характеристика русской философской мысли:

1) Характерна временная особенность, заключающаяся в том, что период её становления, как самостоятельной философии, и возникновения возникло поздно. Только вначале первой половины 18 века. Мы в философском развитии, безусловно, отстали

2) По сравнению с западной философией, которая позиционировала себя, как наследницу античной философии, связанной с ней лингвистически через латынь, Россия не имела такого богатого философского наследия.

3) Пробуждение фил мысли в России совпало по времени с напряжением философской мысли на западе. Отсюда

4) А) изучить освоить фил мысль на западе, т.е. выполнить задачу ученичества и совместить эту задачу с собственным фил творчеством. И эта задача ученичества всегда присутствовала в нашей мысли

5) Связь русской фил мысли с православие как формой религии в ее историческом становлении и в определенной степени до 20 века. Это очень интересно. Если западная сначала отдельно, потом подчинена, потом освобождалась. Противоборство было между ними. То у нас такой борьбы философии с религией не было. Религия в форме православия была первой формой духовной деятельности, первой формой грамотности. Отечественные мыслители не могли читать западных трудов. Единственная форма развития философской мысли – православная мысль. Если у них она ловила на западе, а потом освобождалась, то православная не устраивала гонений и довольно мирно существовали философские взгляды и церковь.

6) Антропоцентризм. Будучи тесно связанной с религией в то же время центр философия ставила не столько религиозные догматы сколько судьбу человека. Проблема человека для русской философской мысли была традиционной. Отсюда следующая черта

7) Связь философской мысли с революционной мыслью. Во имя условий улучшения бытия человека. Это проблема бытия человека, свободы человека.

8) В силу этого гносеологическая проблематика, к сожалению, в истории русской философской мысли никогда не была сильно представлена. На первый план проблемы бытия выходили часто

9) Поиск особого пути развития России. Борьба двух концепций – западничество и славянофильство

10) Тесная связь русская философская мысль с литературой. Наиболее видные русские литераторы зачастую были видными философами.

Представлена как материалистическая, так и идеалистическая традиция.

Периоды:

1) предфилософия. 9-нач 10 века. Не имеем чистых философских учений. Хотя в летописях, завета и других формах литературной деятельности проявлялись философские мысли

2) возникновение русская философская мысль сер18- кон 19.

3) кон 19-нач 20. Для этого периода характерен русский идеализм и становление марксисткой мысли.

4) установление советской власти. До 90х годов 20столетия.

5) с 90-х годов по наст время. Охарактеризуем его как период оценки разброда и шатаний и поиск самоопределения. По-видимому, это связано и чисто с личностным фактором. Все-таки основные современные силы были сформированы в советском времени и прошлое сильно влияет. И освободиться от него нельзя.

Предпосылки возникновения русской философской мысли:

1) Связано со становлением отечественной науки. В первой половине 18 века происходит интенсивное развитие механики, математики, химии, геологии. Т.е. создается комплекс естественно научных предпосылок. Начинает утверждаться русская математичекая школа. Эйлер, Бернулли, которые заложили основу русской математической школы.

2) Сильно расширились экономические и культурные контакты с западом. Это дало преодолеть философский изоляционизм. Дало ознакомиться с взглядами античных философов, а так же английской философской школы.

3) Общий процесс секуляризации науки – освобождении ее от влияния церкви и освобождение её от давления религии. У нас это не в борьбе выразилось, а просто другим путём пошли

4) Образование московского университета как центра развития научной и философской мысли. Кстати он таким центром философской мысли остается и по сей день.

Предпосылки формирования научного взгляда на мир были заложены Ломоносовым. Назвать их можно так: естественно научный материализм те достижения в области естествознания кот работали на диалектико-материалистическую концепцию. Первым в этом ряду, несомненно, стоял ломоносов.

Для него характерен не только ряд открытий, но и, то, что он достаточно осознано, использовал позицию материализма, как исходное основание для создания физической картины природы.

1) К числу этих открытий относятся идеи об объективной закономерности, необходимости царящей в самой природе.

2) Идея органической взаимосвязи движения и материи и обусловленность всех явлений природы движением материальных тел.

3) Был приверженцем идеи атомизма. В своеобразной концепции выражалась. Корпускулярное строение вещества. Эту теорию он рассматривал как центр естественно научного мировоззрения. Рассматривал природу как единое целое. Как господство всеобщего естественного закона.

4) Не во всем он был таким материализмом. Естественно научные взгляды с верой в Бога соединял. Будучи последователем Ньютона, всё происходящее в силу естественных причин. Откуда взялось движение? Кто крутанул мир? И он пришел к идее, что его крутанул Бог. Позиция деизма.

5) Он был убежден в познаваемости природы. Позиция гносеологического оптимизма. Необходимо выпытывать тайны из природы. Придавал огромное значение опыту. Им было сформулировано достаточно много смелых научных гипотез. Многому пытался найти объяснение матриалистическим методом. Есть работа о природе религиозного поста. До нового года корма чтобы содержать скотину хватает. А после возникает искушение заколоть скотину. А тут наступает пост. Что есть мясное нельзя. Хочешь, не хочешь, а приходится сдерживаться. А наступает весна и на луга скот и можно не уничтожать.

Следующим продолжателем этой линии был Лобачевский. Не только создал неэвклидову геометрию, но и подверг кантовскую теорию пространства времени. Категорически возражал, что пространство-время это априорные данные. Лобачевский утверждал объективность этих понятий объективность существования материи. И гипотезу взаимодействия пространства-времени через движущуюся материю.

Большая роль принадлежит Столетову в развитии взглядов на природу. Исследовал связь лучистой и электрической энергии. О разных формах существования и движения материи. Был близок к признанию идеи многокачественности идеи мира.

Впоследствии Лебедев – явление давления света.

Физиологи русские тоже очень известны. Мечников, Сечников, Вернадский. Братья Полетские(?), Иван Петрович Павлов. Лауреаты нобелевских премий, учёные. Усилиями этих учёных создавалась мощная база под философский материализм

Философский революционизм связан в первую очередь с именем Радищева. Знаменит не только своими произведениями. Был сослан в Екатеринбург. Где пишет работу о бессмертии души и тела. Это первая серьёзная философская работа о бессмертии души. Приводит аргументы в ту и другую сторону, но в конечно счете отдает приоритет бессмертию души.

Следующее направление связано с декабристами. Здесь не столько философия, сколько активно складывается проблема будущего устройства России. Русская Правда Пестеля. В ней сказаны идеи свержения крепостного права, наделения крестьян землей, установления равноправия, ликвидация самодержавия, установление республиканских форм правления. Это явный всплеск революционной мысли.

Лекция №7 18.11.2011

Характеризуем материалистическое направление и материалистическую тенденцию. Мы пришли к проблеме характеристики так называемого дворянского периода в русской мысли. И той идее, что была декабристами сформулирована. Если мы посмотрим «Русскую правду» Пестеля о будущем устройстве России, то можем заметить, что она во многом связана с социальными и культурными преобразованиями, довольно кардинальными. Ликвидация крепостничества, висевшей обузой на нашем обществе, монархической власти. Хотя надо сказать, что все они из дворянских семей выходили.

Ленин, обозревая этапы развития такой мысли, пишет: «Декабристы. Страшно далеки они от народа в силу своего дворянского происхождения. Декабристы разбудили Герцена».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: