Сокращение запасов древесины обуславливается следующими причина:
1) природные. Гибель лесов проявляется в погодных аномалиях, пожарах (10 % лесных пожаров происходит независимо от человека), болезнях, повреждений дикими животными и насекомыми (12 % всей площади усыхающих лесов приходится на долю вреда нанесенного насекомыми)
2) антропогенные. Лесные пожары, 90 % которых приходятся на вину человека), процессы хоз. освоения территории (строительство, прокладка коммуникаций и т. д.)
3) хозяйственные. Сокращение запасов лесных ресурсов обусловливается объемами и методами заготовки древесины, а также последующими этапами доведения её до конечного потребителя.
Пути повышения эффективности лесных ресурсов:
1) оптимизация возрастной структуры лесов. Размер лесозаготовок примерно равен 10-12 млн.м³, что составляет от 40 до 50 % ежегодного среднего прироста.
2) совершенствование производственно-технических процессов при заготовке древесины. Потери на лесосеке составляют около 30 % от всей древесины. При заготовке древесины теряется кора, сучья- 12 %, пни- 8 %, отдельные деревья.
|
|
3) совершенствование технологий переработки древесины. Недостаточное развитие хим. способов переработки древесины не позволяет в должной мере использовать ресурсы.
4) снижение природоёмкости и материалоёмкости продукции, производимой из древесины. На единицу конечного продукта тратится в 5-6 раз больше сырья, чем в развитых странах.
5) создание комплексных предприятий, сочетающих лесозаготовительное производство и лесное хозяйство.
6 ) сертификация отечественных лесхозов позволяет дополнительно увеличить на 10-12 % выручку от реализации древесины.
7) экономия древесины.
30.ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ
Чтобы раскрыть проблематику энергосбережения на современном этапе, ответить на вопрос, кто виноват в допущенных просчетах, следует заглянуть в пашу недалекую историю и проследить, какие факторы определяли становление энергетики в годы советской власти.
Семьдесят лет мы строили повое общество в огромной стране, будучи убежденными, что природные ресурсы ее неисчерпаемы. Главным традиционно считалась не эффективность производства, а справедливое распределение благ. Пренебрежение экономической стороной дела являлось одной из главных причин существующего положения в энергосбережении.
Оно привело, во-первых, к тому, что при сравнений вариантов стали использоваться натуральные показатели - расходы металла, цемента, трудозатрат и пр., - не дающие целостного представления об истинной экономической эффективности. В экономических взаимоотношениях между предприятиями и предприятий с государством использовались волевые цены на энергоресурсы и другие виды продукции. Это "двойная» бухгалтерия содействовала тому, что заложенные в проекты энергосберегающие мероприятия и технологии на практике оказались экономически невыгодными и в большинстве случаев либо не реализовывались, либо бездействовали.
|
|
Кроме того, государство всегда стремилось занизить цены на энергоресурсы волевым порядком, несмотря на высокую и растущую их стоимость на мировом рынке. Делалось это для создания видимости экономической конкурентоспособности производимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А напрактике получалось, что экономические просчеты, связанные с низкой производительностью труда и неэффективностью управления, во многом оплачивались перерасходом энергоресурсов, ложась дополнительным бременем па топливно-энергетический комплекс народного хозяйства в целом.
Во-вторых, государство всегда устанавливало приоритет плана над экономическими возможностями и эффективностью.
Когда не хватало денег на строительство запланированных объектов, а не хватало их практически всегда, то шли по линии урезания сметных затрат, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине сплошь и рядом не осуществлялась установка систем, предназначенных для улавливания загрязнений, использованияуходящего тепла, регулирования энергопотребления и т.д.
Немаловажное значение в деле неэффективного использования энергоресурсов принадлежало и человеческому фактору. Основную негативную роль, думается, здесь сыграли отчужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономического стимулирования труда вообще и вознаграждений за принятие и реализацию более экономичных решений.
Согласно статистическим данным потребление энергии в Республике Беларусь за первый период девяностых годов уменьшилось в 1,37, а душевое — в 1,53 раза. Столь резкое его снижение не было результатом успехов энергосбережении. Скорее оно стало следствием кризисного состояния экономики республики и было связано с сокращением производства, снижением ввода жилья и с другими негативными явлениями.
31. Сущность и задачи мониторинга состояния окружающей среды (ОС). Мониторинг ОС -постоян. компл. наблюдение за её состоянием, а также оценка и прогноз сост. ОС и её загрязнения. В систему мониторинга входит наблюд. за след. прир. средами: -воздушная среда; -поверхностные воды; -водные экосистемы; -геологическая среда; -наземные экосистемы.
Выделяют след. этапы провед.мониторинга:1.выделение(определение) объекта мониторинга; 2.обсслед. выдел. объекта наблюд.;3. сост-ние информ. модели для объекта набл.;4.оценка сост. объекта набл. и идентификация его информ. модели;5.прогноз измен. сост. объекта набл.;6.предост. инфо. в удобной для пользователя форме и доведение его до потребителя.
По содержанию разл-т след. виды мониторинга: биосферный -ведётся слежение за общемир. процессами и явлениями в биосфере земли; медицинский -слежение и контроль за пок-ми кач-ва ОС собл. кот. обеспеч-т условия благопр. для жизни и безоп-ти здоровья; импактный - а) в чрезвычайных ситуациях, т.е. при угрозе аварий и катастроф, стих. бедствий и т.д. б) локальный-набл. вед-ся за возд-ем на ОС отдельно взятых пром. объектов и предприятий загрязнителей; биологический -слеж. вед-ся за биол. видами-биоиндикаторами; базовый -вед-ся набл. за атмосф. азоном и сейсмическим режимом на тер-рии страны; экологическкий -система длит. набл. в простр-ве и во времени за ОС при кот. обесп-ся пост. оценка экол. условий среды обитания чел. и др. биол. объектов, а также оценка состояния функционир. ценности экосистем.
|
|
Главная цель экол. мониторинга: обеспечение своеврем. и достов. инфо. системы упр. эколог. безопасностью. Осн. задачи эколог. мониторинга:1.набл. за источником и фак-ми антропоген. воздуха и ОС; 2.оценка фактического состояния ОС; 3.прогноз изменения кач-ва ОС.
По степени охвата тер-рии разл-т след. уровни эколог. мон-га: локальный; региональный; национальный; глобальный.
32. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды (ОС). Основывается на базе служб: 1.)гидрометерологическая: -мониторинг атмосф. воздуха организ-н на стационарных постах в 16 городах республики, кроме того пров-ся эпизодические наблюд. ещё в 16 городах респ.; -за сост. поверхн. вод ведётся набл. в 93 пунктах на 146 створах(точки отбора проб). Регулярн. набл. охвачено 53 реки,10 озёр. 5 водохранилищ; -мониторинг земель пров-ся на 100 пунктах, располож. равномерно на тер-рии Беларуси; -мониторинг радиоационого набл. осущ-ся путём ежедн. измер. на 54 станциях доз гамма-излучения.
2.)санитарноэпидемиологическая: - на 152 стац. пунктах выполн-ся отбор и анализ проб воздуха и кач-ва питьевой воды.
33. Основы экологического нормирования
Экологическое нормирование – процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окр. среду в соответствии с требованиями законодательства.
Сис-ма экологического нормирования подразделяется на 3 части:
1) технологическая – способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия человека на окр. среду.
2) научно-техническая – способность технич. ср-в контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям, требует постоянного совершенствования.
3) медицинская – определенные нормативы кач-ва окр. среды, которые определяют пороговый уровень угрозы здоровью и компонентам биосферы, своеврем. устанавливаются и корректируются (ПДК, ПДВ, санитарно-защитные зоны)
Нормативы предельно допустимых воздействий (ПДВ) пересматриваются и корректируются каждые 3-5 лет.
|
|
34. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
ГЭЭ – сис-ма мероприятий, связанных с определением экологич. обоснованности концепций и схем размещения производственных сил, наличаемой хоз-ной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения оценки воздействия этой деят-сти на окруж. среду,природные ресурсы и здоровье населения.
Цель ГЭЭ: определить уровень экологич. опасности, кот. может возникнуть в процессе хоз-ной деят-сти в настоящем и будущем.
ГЭЭ проводится на основании принципов:
- законности,
-научной обоснованности,
-комплексности,
-гласности.
Проводят органы Министерства природных ресурсов и охраны окруж. среды республиканского местного уровня.
Срок проведения: в течении 2х мес., в исключ. случаях до 3х мес.
Реализация проектов, подлежащих ГЭЭ без ее положительного заключения – ЗАПРЕЩАЕТСЯ и не подлежит финансир-ю.
ГЭЭ подлежат:
1) предплановая, предпроектная и проектная документация по хоз-ной и иной деят-сти, которая может отрицательно воздействовать на окр. среду.
2) проекты планов, программы, схемы развития и размещения производ-х сил и отраслей народного хоз-ва.
3) дейсьвующие предприятия и иные объекты,
4) эколог. сост-е отдельных регионов.
Общественная экологич. экспертиза (ОЭЭ) осущ-ся независимыми группами специалистов по инициативе общественных организаций, местных исполнит. комитетов и граждан, за счет собственных средств или на общественных началах ОЭЭ проводится независимо от ГЭЭ. Заключение ОЭЭ носит рекомендательный хар-р.
Экологич. контроль представляет собой сис-му мер по контролю и надзору за сост-ем окр. среды.
Экологич. контроль делится на:
1) гос. контроль: призван обеспечить соблюдение норм и стандартов, а также следить за рац. использ-ем природных ресурсов, его функции возложены на местные советы, исполнит. органы, органы гос. управ-я по природным ресурсами охране окр. среды.
2) Ведомственный контроль: осущ-ся республ. органами гос. управления в целях обеспечения подведомственными предприятиями мероприятий по охране окр. среды.
3) производственный контроль: проводит экологич. служба предприятий, организаций и др. хоз-х объектов
4) общественный контроль: могут осуществлять общественные организации и трудов. коллективы.
35.Экологич.адит,учет и анализ в природопользовании.
Экологич.аудит-систематизированная, преиодическая, подкрепленная документами объективная оценка экологичности пр-ва и оборудования.
Объекты экологич. аудита:
1.имущество, т.е. земельные участки, природные объекты, здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.
2.текущие операции предприятия-производств.,коммерческие и прочие операции.
3.система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях.
4.программа охраны окр.среды.
Для учета количеств., качеств. и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима использования ведутся ведутся гос. кадастры прир.ресурсов.
Кадастр прир.ресурсов-систематизированный свод количеств.,качеств.,организационных и территориально адресных показателей о естественно-физических, хоз.,экономических характеристиках и правовом статусе прир.ресурса.Составление кадастров осущ-ся на основе сл. принципов:
1.принцип платности: он означает использование прир.ресурсов в процессе пр-ва исключительно за плату.
2.принцип научной обоснованности: предполагает разумное сочетание экологич. и экономич.интересов общ-ва, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и комфортную для жизни окр.среду.
3.принцип комплексности: предусматривает многоцелевую направленность в использовании прир.ресурсов, развитии малоотходных и безотходных производств, глубокую переработку сырья.
Формирование общегос. сис-мы наблюдения и контроля за качеством прир.среды тесно связано с экономико-статистич. учетом и анализом природопользования.Система показателей статистич. отчетности включает сл. разделы:
1.охрана и рац.использование водных ресурсов.
2.загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха
3.состояние и охрана земельных ресурсов.
4.охрана и рац.использование лесных ресурсов.
5.наличие и состояние заповедных территорий.
6.радиоактивное загрязнение территории
7.затраты на природоохранные мероприятия
36 Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству
Загрязнение окр. среды в рез-те антропогенной деят-ти наносит 3 вида ущерба:
- экологический (наносится урон сост-ю эколог-х систем)
- экономический ( выраженные в денежной форме дополн-е издержки, в следствии повышенного загрязнения окр. среды в рез-те антропогенной деят-ти)
Загрязнение окр. среды приводит к возникновению 2 видов затрат:
- на предупреждение воздействия загрязненной среды на хоз. объекты(строительство очистных сооружений, улавливающих сооружений)
- затраты, вызываемые прямым воздействиям загрязненной среды на объекты, т. е. прямой экон-й ущерб – коррозия металлов, разрушение почв
- социальный (наносится ущерб здоровью людей)
Выделяют след. объекты, по кот.можно получить количественные оценки экон-го ущерба:
1) экон-й ущерб здравоохранению
а)доп-е затраты на оплату биллютеней
б) доп-е затраты на мед. услуги
в) доп-е затраты, связанные с потерей продукции в рез-те заболеваемости
2) экон-й ущерб ЖКХ:
а)доп-е затраты на содержание
б) доп-е затраты населения на потребление бытовых услуг и товаров длит-го пользования
в) доп-е затраты на содержание коммун-го хоз-ва
3)экон-й ущерб сельскому и лесному хоз-ву
а)потери растениеводческой продукции, вызванные загрязнением окр среды
б) потери продукции животноводства
в) доп-е затраты лесного хоз-ва
4) экон-й ущерб промыш-ти и транспорту
а)доп-е потери на ремонт и восстановление осн-х фондов
б) потери сырья и топлива
в) потери, связанные с текучестью кадров