Информационное обеспечение маркетинговых исследований
Маркетинговая деятельность должна обеспечивать устойчивое конкурентоспособное положение фирмы на рынке. Маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку на их основе программу маркетинговых мероприятий в целях повышения удовлетворённости потребителя в продукции.
Маркетинговые исследования проводятся в двух направлениях:
1 Исследование характеристик рынка
2 Исследование внутренних возможностей потенциала предприятия.
Любое и направлений маркетинговых исследований направлено на получение маркетинговой информации, которая необходима для принятия управленческих решений.
Маркетинговая информация – информация получаемая, в ходе исследования процесса обмена результатами общественно полезной деятельности и процессов взаимодействия по поводу этого обмена между всеми маркетинговыми субъектами.
Субъекты:
1 Производители
2 Покупатели
3 Поставщики
4 Конкуренты
5 Посредники.
Необходимость маркетинговых исследований связана с процессом расширения производства, появлением новых технологий во всех сферах производства, информатизации производства и распределения товаров и услуг, с ростом потребностей потребителей.
Эволюция маркетинговых исследований связана с эволюцией развития маркетинга.
На первом этапе развития рынке, когда спрос превышает предложение, промышленное производство находится в периоде своего становления. Господствовало натуральное хозяйство – наличных денег не было. Соответственно производитель знал своего потребителя. Благодаря переходу от ручного труда к машинному труду начинается массовый переход крестьян в города, там они получают зарплату – появляется массовый платежеспособный спрос.
В этих условиях производилось то что могло производиться. Существовал дефицит, потребитель зависел от производителя (продавца). Конкуренция играла вторую роль.
Необходимости в маркетинговых исследованиях не было.
Концепция: концепция совершенствования производства, товара.
Второй этап развития рынка – спрос находится в относительном равновесии с предложением. Начинаются проблемы со сбытом.
Концепция: концепция интенсификации коммерческих усилий: «Продать все, что произведено».
На данном этапе появляются маркетинговые исследования в области сбыта в целях его стимулирования. Агрессивный маркетинг.
Третий этап – рынок потребителя – предложение превышает спрос. Потребитель находится перед огромным выбором товаров.
Две концепции:
1 Маркетинговая
2 Социально – этического маркетинга.
Появляется полноценная потребность в маркетинговых исследованиях. Проводятся исследования рынка, потребителя, всех элементов комплекса маркетинга.