Организация и проведение опросов

Опросные методы исследований

О прос – это метод сбора первичной информации в исследовании, пре­дусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение ис­следователя к определенной совокупности людей (респондентов) с во­просами, содержание которых представляет изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных от­ветов, а также их интерпретацию.

В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:

• цель опроса: главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответы;

• затраты, которые придется произвести для получения резуль­татов;

• технику и форму проведения опроса;

• продолжительность исследования;

• надежность и точность полученной информации;

• методы обработки получаемой информации;

• форму представления результатов.

Существует два больших класса опросных мето­дов: анкетные опросы (анкетирование) и интервью.

Интервью – это форма беседы, проводимой по определенному сценарию, гибкому или строго структурированному, разработанному исследователем. Главным в интервью является то, что непосредствен­ное общение интервьюера (человека, который проводит интервью) и респондента (человека, отвечающего на вопросы, опрашиваемого) происходит в режиме диалога. Результаты беседы записываются на бумагу или на электронные носители.

Анкетирование – форма опросов, когда респондент отвечает само­стоятельно, письменно или интерактивно, не вступая в диалог с иссле­дователем.

Таблица 5.1 – Преимущества и недостатки сбора данных посредством опросов

Способ Достоинства Недостатки
Почтовый опрос Охват большой геогра­фической площади, не­дорого, стандартные вопросы Очень низкий процент возвра­та, трудности мотивации респондента дать ответ
Телефонный опрос Быстро, относительно недорого, легко прово­дить, высокая степень ответов, гибкость фор­мулировок Вопросы простые, ограничиновремя, трудности дозвона до нужного респондента
Письменный опрос Недорогой, оператив­ный, достаточно эф­фективный Применяется не всегда, лишькогда имеется доступная группа респондентов
Интернет-опрос Массовый, недорогой, глобальный Достаточно ограниченная аудитория респондентов, формальный, необязательный
Индивидуальное интервью Строгая структура во­просов и регистрации ответов Непродолжительность, регистрация ответов со слов респондентов
Глубинное интервью Индивидуальный под­ход, гибкость, возмож­ность разъяснить во­прос и уточнить ответ Дорого, долго, мало людей в выборке, очень сложно вырабатывать результаты, профессиональные модераторы
Фокус-группы Групповая работа, гиб­кость, эффективный, от­носительно оперативный Дорогой, необходимо специально оборудованное помещение, специалист-модератор

Приведем порядок действий, который при любой форме опрос» необходимо последовательно выполнить:

1. Что будем измерять (исследовать)?

2. Какими единицами будем проводить измерения?

3. Как наилучшим образом сформулировать вопрос?

4. Какие вопросы и в каком количестве включать в опрос?

5. Сколько людей (предприятий) опросить?

6. Как обработать результаты исследований?

7. Как представить результаты?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: