Теории человеческих ресурсов о роли человека в организации

Теории человеческих отношений о роли человека в организации.

Классические теории управление персоналом о роли человека в организации

Сформировались в 1880-1930гг.

Ученые: Тейлор, Форд, Урвик, Файоль.

В классических теориях человека рассматривается как существо, для которого труд не представляет удовольствия.

Человеку интересны деньги, материальное вознаграждение. Он не творческий, не способен к дисциплине, не самостоятелен.

Основная задача руководителя – строгий контроль и наблюдение за подчиненными.

Тейлор проводил эксперименты с лопатой и углем.

Фрэнк Гилберт изучал укладку кирпича.

Классические теории (сокращение лишних движений, обучение персонала, увеличение производительности) признавали отбор персонала исходя из физических возможностей.

За переработку платили деньги.

Основные принципы А.Файоля (всего их 14):

1.Единоначалие.

2.Разделение труда.

3.Порядок (для всего есть место).

4.Справедливость (сочетание работы и правосудия).

5.Полномочия и ответственность.

С современной точки зрения классические теории антигуманны.

30е гг. 20в.

Ученые: Блейк, Ли-кард, Элтон Мейо.

Суть теории человеческих отношений:

Человеку важно осознавать свое участие, важно чувствовать себя полезным, признанным (эта потребность сильнее, чем материальная заинтересованность).

Руководитель не строго контролирует и отпадает необходимость постоянно быть в роли «наблюдателя».

Руководитель спрашивает мнение работников.

Э.Мейо: Хоторнский эксперимент («Вестерн Электрикс»)

Хоторнский эффект: индивиды показывают лучшие результаты, зная, что за ними наблюдают.

По теории человеческих отношений человек сложен и имеет свои специфические возможности.

Представители: Маслоу, Герцберг, Макгрегор.

Суть теории: труд предоставляет удовлетворение. Человек стремится внести свой вклад в реализацию общих целей. Человек самостоятелен, инициативен, с творческим напором.

Руководитель должен создать условия, чтобы каждый смог реализовать свой ресурс.

Пирамида потребностей А.Маслоу:

Базовые потребности

Потребности в уважении

Потребности в безопасности

Потребности в самореализации.

Двухфакторная теория Герцберга – все факторы делятся на:

1.Гигиеничекие факторы – хороший коллектив, заработная плата

2.Мотивирующие факторы – возможность карьерного роста, ответственность, профессиональный опыт.

Между двумя группами факторов должен быть баланс.

В основе теории Маслоу лежат психологические характеристики. Такие понятия как производительность и эффективность работы опускаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: